Согласно поручению президента РФ от 2018 года (№743), к 2020 году 30% общественного транспорта в городах-миллионниках должны быть переведены на газомоторное топливо. Новосибирская область выполнить эту задачу, похоже, не сможет.
— Причин много, но главное, что газовое топливо считать легко, а нефтяное можно слить сразу после заправки. Стоит перевести автомобили на газ, и эта «кормушка» закроется. В результате газомоторное топливо «заходит» на рынки регионов РФ со скрипом, — рассказал InfoPro54 директор ООО «Третье тысячелетие» Валерий Котов.
Сейчас в Новосибирске создана (находится в стадии регистрации) Ассоциация организаций в области газомоторного топлива «Сибирская газомоторная ассоциация». Одним из ее учредителей и председателем является Валерий Котов. В задачи ассоциации будет входить развитие инфраструктуры сетевого газа, а также популяризация газомоторного топлива.
— Вторая проблема, сдерживающая рост количества автомобилей, работающих на газомоторном топливе, — слабое развитие инфраструктуры заправочных станций. В Новосибирской области всего 7 АНГКС, из них одна в Бердске (открыта в ноябре 2019 года). Сейчас развитием этой сети занимается только ООО «Газпром газомоторное топливо». Замгендиректора компании Александр Шалатонов сегодня фактически единственный человек, который по этой теме «шевелит» Сибирь. Безусловно, этого мало, — рассуждает Котов. — Кроме того, не везде есть возможность установки колонки, работающей на сетевом газе с пониженным давлением, что актуально для техники. Если таких сетей нет, то колонку строить нерентабельно.
Сейчас «Третье тысячелетие» ведет переговоры с сельхозпредприятием области об установке газодизельного оборудования на сельхозтехнику и о строительстве заправки на ветке сетевого газа, чтобы на примере одного хозяйства простестировать удешевление хлеба и мясомолочной продукции. Топливная составляющая в хлебе — около 30%.
— Всего в 2020 году мы планируем в Новосибирской области построить 2-5 заправок. Объем инвестиций в этот проект составит несколько десятков миллионов рублей, возможно, что нам удастся встроиться в программы «Газпром газомоторное топливо», — поясняет Валерий Котов.
Для более активного продвижения этого проекта, по его словам, в первую очередь, необходимо решить земельный вопрос. Все необходимые для этого решения на уровне президента и правительства РФ уже приняты, во многих регионах России тема развивается, а в Сибири все только начинается.
— Ни в одном регионе Сибири сейчас нет программы развития газомоторного топлива, а значит, нет источников их финансирования. Мы с помощью ассоциации планируем разрывать этот круг, — заявил Котов.
Для продвижения темы перевода автомобилей на газомоторное топливо, по его словам, оптимально подходит модель специализированного центра. По аналогии с Информационным центром по атомной энергетике (ИЦАЭ) Росатома, который работает в Новосибирске с 2010 года.
— По нашим расчетам, на первом этаже центра можно разместить выставочный зал с моторами, на которых установлено газомоторное оборудование, а на втором проводить лекции для школьников, студентов. На мой взгляд, только приучая молодежь использовать автомобили на экологически чистом топливе, мы можем постепенно переломить ситуацию на дорогах города и региона, — говорит он. — В 2020 году планируем подготовить проектно-сметную документацию и определиться с местом строительства центра.
Объем инвестиций в этот проект составляет около 150 млн рублей. Но для того, чтобы его запускать, нужно понять, есть ли у государства потребность в такой структуре.
— Мы планируем с проектом центра выходить на правительство Новосибирской области, а также Российской Федерации, — заявил собеседник InfoPro54.
Кроме того, компания «Третье тысячелетие» инвестировала в станцию газобалонного оборудования (на улице Владимировской, 11,б). Официально она начала работать 17 января, в тестовом режиме — с середины декабря 2019 года.
— Спрос на газомоторное оборудование в регионе есть, и он постепенно растет со стороны частных владельцев 2-3 литровых машин, компаний общественного транспорта, такси, перевозчиков, сельхозпредприятий. Для этого есть экономические обоснования. Установка оборудования на четырехклапанную машину стоит около 30 тысяч рублей. При этом газ на 60% дешевле бензина, а сейчас граждане и предприниматели все более вдумчиво считают свои расходы. Кроме того, 50% от установки ГБО (на машину моложе 5 лет) государство компенсирует автомобилистам, — поясняет Валерий Котов. — Для аграриев эта тема еще более актуальна. В целом, наша задача на 2020 год: принять активное участие в переводе транспорта региона на газомоторное топливо.
По его оценкам, сегодня на рынке Новосибирска официально установкой газомоторного оборудования занимаются около 10 компаний.
Фото предоставлено Валерием Котовым
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей