В ходе третьей сессии горсовета Новосибирска седьмого созыва было протокольно зафиксировано с последующим направлением в заксобрание предложение депутата Антона Бурмистрова о реанимации рабочей группы по межбюджетным отношениям.

Я бы хотел как-то попытаться реанимировать нашу рабочую группу по межбюджетным отношениям, заявил Бурмистров. Это очень важный инструмент. Сейчас у каждого на округе много проблем, их нужно решить, в том числе в рамках предстоящего бюджета. Избиратели часто обращаются и говорят тезисно, что бюджет области в три раза больше. Почему бы с городом, который пополняет бюджет области, не начать взаимодействовать? Предлагаю более активно использовать этот инструмент в нашей межпарламентской работе.

Стоит напомнить, что такая группа ранее уже занималась пересмотром межбюджетных отношений города и области. Она была создана после того, как в 2014 году решением заксобрания доходы от НДФЛ были перераспределены с муниципального на региональный уровень. В итоге город потерял 3,5 млрд рублей в год или 10% от бюджета 2014-го и последующих нескольких лет.

Подобное предложение озвучил и председатель комиссии «по контролю» Андрей Гудовский.

Предложение: обратиться от имени сессии (не от депутата, не от мэра): у нас в области есть два источника дохода (дорожный фонд и НДФЛ), заявил депутат. Область может увеличить доходную часть, то есть отчисления. Давайте от сессии обратимся.

В свою очередь, областная власть в лице присутствующего на сессии первого вице-спикера заксобрания области Андрея Панферова апеллировала к скудным возможностям областного бюджета при наличии достаточно острых проблем на территориях, в том числе сельских районов.

Кроме Новосибирска, еще решаются вопросы области и районов, сообщает Панферов. В ситуации с пандемией коронавируса на данный момент решение о возврате НДФЛ принято на будет. Хотя, с другой стороны, эта тема держится под контролем. Губернатор отслеживает ситуацию. Вы должны тоже понять — это я вам заявляю как депутат сельского округа — вопросов в районах столько, что денег катастрофически не хватает. Обещать ничего не буду, говорю как есть.

Заельцовский бор раздора

Стоит напомнить, что впоследствии с сессии Панферов ушел, что называется, громко хлопнув дверью. Поводом стали слова спикера горсовета — лидера фракции единороссов Дмитрия Асанцева, пытавшегося ограничить своего однопартийца областного уровня во время его выступления по поводу Заельцовского бора. Это дало повод ряду экспертов говорить, во-первых, о еще большей призрачности пересмотра вопроса НДФЛ, во-вторых, о том, что не все в порядке в «единороссовском» королевстве.

Однако еще до его ухода с сессии Панферова в вопросе межбюджетных отношений отчасти поддержал независимый депутат Игорь Украинцев, напомнивший, что перераспределение шестилетней давности связано с передачей полномочий в здравоохранении с муниципального на региональный уровень.

Не нужно забывать, что область в этом направлении, скажем прямо, не шикует, заявил Украинцев.

Ему оппонировал коммунист Александр Бурмистров.

Связи с передачей полномочий Минздрава от города области нет хронологически, напомнил Бурмистров. Это разные истории. Город потерял десятки миллиардов рублей. При этом рост доходов областного бюджета существенно выше городского. Этим решением депутаты заксобрания также забрали средства сельских муниципалитетов. Речь идет не о противостоянии города и села, а о том, что их территории обескровливаются.

Более развернуто по данному поводу высказался еще один депутат от КПРФ, председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Андрей Любавский.

В 2014 году здравоохранение не было выведено из бюджета города, деньги не выделялись, говорит депутат. Из бюджета города были забраны 3,5 млрд. В прошлом году бюджет города недополучил около 5 млрд. Конечно, хотелось бы НДФЛ сюда вернуть. Давайте поработаем совместно всем горсоветом, потому что силами одного департамента и его руководителя нельзя этот вопрос решить. Мы выслушиваем от жителей, что не убираются нормально дороги, не хватает средств для оплат в МКУ, не хватает на наказы, не хватает на школы. Все-таки надо совместно проработать этот вопрос.

В поддержку предложений коммунистов впоследствии высказался и председатель горсовета Дмитрий Асанцев.

Мэрия должна за счет новых плательщиков УСН собрать около 1 млрд рублей

Однако, как отметила независимая депутат Наталья Пинус, одного возвращения перераспределенного в свое время НДФЛ еще недостаточно. Депутат сравнила ряд налоговых показателей других сибирских областных центров. Это сравнение оказалось не в пользу Новосибирска.

У нас в бюджете города остаются 11% от всех собранных налогов, в Бийске, Красноярске 17%, Горно-Алтайске 30%, приводит данные Пинус. Министерство финансов РФ рекомендует, чтобы субъекты передавали часть налогов на муниципальный уровень. В 2019 году 82 субъекта РФ отдали дополнительные налоги. Другие муниципальные образования получают +22, +25 и даже +55% к НДФЛ, который у них есть. Также другие города получают выше УСН, транспортный налог. Некоторые получают налог на имущество, на прибыль организаций. 70% бюджета региона состоят из бюджета Новосибирска. Есть такая шутка: чтобы корова меньше ела и больше давала молока, нужно меньше кормить и чаще доить. Но считаю, что нужно город кормить лучше, и доиться тогда будет больше.

Напомним, что на сокращение доходов муниципалитета повлияет также и принятое областью решение по отмене ЕНВД, из-за чего город недополучит сначала 1 млрд, а затем 1,5 млрд рублей в последующие годы.

По сусекам поскрести?

Что касается собственных ресурсов, то, как уже сообщалось, довольно широкий резонанс на прошлой неделе получило обнародование списка компаний-должников по земельной аренде, на чем длительное время настаивали отдельные депутаты и общественники.

Анатолий Локоть раскрыл список должников по аренде городской земли

Однако раскрыта оказалась не все данные, а только названия задолжавших компаний, нижние рамки сумм, которые она должна выплатить, а также информация, насколько реально взыскать с того или иного должника, не является ли он банкротом. Как сообщил в комментарии Infopro54 по итогам заседания рабочей группы по пополнению бюджета Новосибирска общественник Евгений Митрофанов, этой информации недостаточно, необходимо добиваться ее дальнейшей детализации, как и активизации ряда мер в отношении тех, с кого еще возможно взыскать долги.

Задаешь вопрос: почему не расторгаете договор? говорит общественник о взаимодействии с чиновниками мэрии. Вот вы сдаете квартиру, и ваш арендатор перестает платить — вы же не будете год ждать? Он говорит «оплачу завтра», а сам продолжает там жить. Так вы с ним в первый же месяц неуплаты расторгнете договор и поселите другого человека. Почему спустя 30 дней не расторгнуть договор и не сдать участок в аренду снова? Какая городу разница — он не хочет или не может платить, бюджету-то деньги не поступают? В приказе не написано «как решит руководитель департамента» или «надо обсудить с коллегами».

Общественник ссылается на приказ №0004-од от 19 февраля 2020, где исполнителю в лице департамента земельных и имущественных отношений обозначены временные рамки задолженности, после которых в отношении должников следует начать принимать меры.

При наличии задолженности, срок образования которой превышает два срока оплаты, и сумма которой превышает 300 тысяч рублей, в течение 30 дней с момента образования задолженности в порядке досудебного урегулирования спора направлять арендаторам уведомления с требованием погашения образовавшейся задолженности в течение 30 дней со дня направления уведомления <…>, говорится в приказе. В случае непогашения задолженности в срок, указанный в уведомлении, в течение 30 дней обращаться с исковым заявлением о взыскании задолженности по арендной плате в судебные органы…

Стоит напомнить хронологию событий, предшествующих открытию хотя бы части данных по должникам. До недавнего времени попытки общественников и депутатов заставить мэрию раскрыть список компаний-должников (даже в судебном порядке) терпели поражение, с аргументом о «коммерческой тайне». Практически год назад мэр Новосибирска Анатолий Локоть, выступая перед застройщиками, призывал их оплатить долги по аренде, аргументируя, в первую очередь, предстоящей выборной кампанией и возможными имиджевыми потерями руководителей компаний как потенциальных ее участников. Спустя несколько месяцев вышло упомянутое ранее постановление №004-од за подписью первого заместителя мэра Бориса Буреева. Однако с тех пор и до открытия списка ситуация по должникам если изменилась, то только в сторону увеличения невзыскиваемой задолженности.

Евгений Митрофанов, комментируя ситуацию, затрудняется с ответом о возможных причинах рассогласованности чиновников главы города, его заместителя и начальника профильного департамента.

Я начал об этом говорить, мне заявляют, что нельзя говорить «личный интерес», рассказывает общественник. Но как это иначе объяснить? 500 должников один юрист все иски сделает за две недели. Вместо этого идет непонятная игра, непонятно по чьей линии. Копятся виртуальные суммы в надежде, что когда-нибудь арендатор заплатит. Это как покупатель берет продукты и уходит, а на недоумение продавца директор магазина, по логике Жигульского, говорит: «Он в следующий раз оплатит и еще что-нибудь купит, а то мы покупку отберем, и тогда он к нам точно не придет». Странная логика.

По словам собеседника издания, следующий шаг истребовать у ДЗиО список, когда договоры расторгнуты, когда иски предъявлены.

Каждый случай будем анализировать, смотреть: какой земельный участок, подо что он предназначен, говорит Митрофанов. Нам могут сказать, что там дольщики. На самом деле дольщиков очень мало: из 15 тысяч 150 договоров (1%) могут затрагивать дольщиков, остальные не с дольщиками, не под жилое строительство. Так расторгайте и выставляйте на торги!

Фото редакции

tkrasnova

Recent Posts

Банк Уралсиб вошел в Топ-3 лучших кредитов наличными

В рейтинге рассматривались наиболее выгодные предложения Топ-50 крупнейших российских банков по размеру розничного кредитного портфеля…

1 час ago