Банк России двигает облигации

  • 19/06/2017, 16:04

Региональные компании зовут на публичный долговой рынок, а ценные бумаги, приобретенные частными инвесторами, планируют освободить от подоходного налога.

Заинтересовать регионалов

— На облигационном рынке РФ есть место самым разным компаниям. Статистика показывает, что 30% заемщиков привлекают займы в объеме от 1 до 10 млрд руб, 20% — до 1 млрд. Наша задача — рассказать региональным компаниям, что у них тоже есть возможность для выхода на публичный рынок долговых бумаг, — заявила директор департамента развития финансовых рынков Банка России Елена Чайковская в ходе проведения в Новосибирске конференции «Актуальные вопросы развития рынка облигаций».

На сегодняшний день только 41 субъект федерации из 85 размещает облигации. Совокупный объем привлеченных средств на публичном долговом рынке составляет 400 трлн руб. На Сибирский федеральный округ приходится 25% от размещенного объема. Абсолютным лидером на этом рынке является Красноярский край. По количеству эмитентов в лидерах Москва и Санкт-Петербург. На СФО приходится всего 7 заемщиков.

— Мы проводили опрос и выяснили, что региональные эмитенты не идут на рынок облигаций потому что не знают о нем, не понимают зачем он нужен и не могут сравнить его с банковским кредитованием (22%), у них нет компетенций для подготовки выпуска (14%), многих смущает высокая стоимость размещения (27%), — перечисляет Чайковская. — Мы стремимся, чтобы компании делали осознанный выбор. Например, если компания размещает заем на 5 млрд рублей, то получает ставку на 1-2% ниже, чем при банковском кредитовании и за год за счет этого может сэкономить около 100 млн руб.

По оценкам экспертов ЦБ, помимо стандартных корпоративных облигаций, на рынке начинает расти интерес к коммерческим облигациям. Они размещаются по закрытой подписке, как клубные сделки. Предприятие не выходит на биржу, не раскрывает информацию, но получает опыт работы с деньгами инвесторов. Такое размещение может быть тренировочным полигоном перед публичной сделкой.

— Недавно был размещен самый маленький в РФ облигационный заем — около 30 млн руб. Компания привлекла деньги от частных инвесторов по закрытой подписке под 35% годовых. Дорого, но практика показывает, что ставка по дебютному займу выше — с каждым последующим цена снижается. Сейчас мы рассматриваем, как государство может помочь эмитентам в этом вопросе: упрощение процедуры эмиссии, оптимизация эмиссионной документации (сейчас проспект эмиссии состоит из 1-3 тыс страниц), субсидирование ставки для покупки «входного билета» на два первых выпуска, — говорит Елена Чайковская.

В настоящее время Центробанк совместно с «Эксперт РА» готовят рейтинговую методологию по корпоративным облигациям. Тем компаниям, кто собирается выходить на долговой рынок в июле-августе, в Банке России рекомендуют оценивать этот риск — они могут не успеть получить новый рейтинг который актуален для ряда инвесторов. 

Министр экономического развития Ольга Молчанова отметила, что в Новосибирской области есть опыт выпуска облигаций по двум инвестпроектам

— Собственник «Сибирской нивы» Штефан Дюрр размещает облигации для финансирования своего бизнеса, но это евробонды. Нам бы хотелось, чтобы он размещался на территории России и ему нужно показать, что есть такие возможности. Тем более, что в этом году Штефан Дюрр начинает крупный проект стоимостью 20 млрд рублей, — пояснила министр. — Еще один проект по экологии стоимостью 6 млрд руб (строительство мусоросортировочных заводов — ред). Сейчас размещен первый транш 1 млрд руб в проект который реализуется в виде концессии. Нужно, чтобы таких размещений было больше.

Привлечь население

— Когда мы начинали работать над развитием рынка облигаций, то думали про компании, будущих эмитентов: хотели дать им больше возможностей привлекать финансирование. По ходу работы поняли, что наша задача заключается еще и в том, чтобы дать инструмент тем, кто размещает деньги, — констатировала Елена Чайковская. — Редко где ставки по депозитам сейчас превышают 7% годовых и физлица начинают интересоваться не теми инструментами, которые нам бы хотелось: высокомаржинальными продуктами —бинарными опционами, рынком Форекс. Как показывает зарубежный опыт, просветительские программы регулятора работают в обратную сторону и люди начинают более активно идти на эти рынки, не понимая рисков, теряя деньги за 2-3 месяца и больше не возвращаясь на рынок ценных бумаг.

Она подчеркнула, что Центробанк не заинтересован в дискредитации инструментов, которые могли бы быть интересны для розничных инвесторов. По мнению Елены Чайковской, население могло бы инвестировать средства в региональные и муниципальные облигации, облигации институтов развития, которые являются «дочками» и «внучками» местных правительств и их риски близки к рискам по госбумагам. В перспективе это могут быть инфраструктурные облигации, которые выпускаются при реализации проектов ГЧП и концессии, как в Новосибирске.

— Государство активно думает над тем как привлечь население к рынку облигаций. Сейчас гособлигации не облагают подоходным налогом. С будущего года от подоходного налога планируется освободить корпоративные облигации, если их покупает население. Мы считаем, что эта мера будет чувствительна и сподвигнет розничных инвесторов выходить на облигационный рынок, — уверена она.

Ольга Молчанова также считает, что облигации могут играть положительную роль для привлечения инвестиций и повышения уровня жизни населения.

— Мы видим, что на руках у населения много средств, ставки по депозитам снижаются и если мы покажем, что можно вкладывать деньги в другие финансовые инструменты, чтобы зарабатывать, то люди придут в облигации. Но тут необходимо донести до населения, что этот инструмент «длинный» — не на 2-3 мес, а как минимум, на 2-3 года, а в среднем на 5-7 лет. Это другой рынок и частные инвесторы, которые хотят вкладывать в него деньги должны научиться мыслить по другом, — говорит она.

Интересно, что для банков также интересно работать на рынке облигаций и портфели кредитных организаций в этом долговом инструменте постоянно растут, а сам рынок облигаций растет быстрее чем прогнозировал ЦБ. 

Кроме того, регулятор прорабатывает возможность привлечения физлиц к участию в размещении концессионных облигаций.

— С одной стороны, в таких проектах присутствует государство, то есть они более надежны. Сейчас мы пытаемся разработать типовую схему концессионного проекта, чтобы свести к минимуму риски вложений. С другой, сейчас физлицам не только в России, но и в мире в целом не все равно куда они несут деньги. Если это фабрика на которой работает человек или члены его семьи, или дорога, которая проходит в его городе, то люди охотнее инвестируют в них свои средства, — поясняет Елена Чайковская.

При этом она подчеркнула, что никто не будет гарантировать вложения граждан в публичные долговые бумаги. Такой практики нет нигде в мире. Определенной гарантией выступает факт участия в проекте государства. Что касается корпоративных и коммерческих облигаций, то пока они актуальны для профессиональных игроков — здесь риски выше, чем в депозитах и розничные инвесторы должны это понимать.

По оценкам завкафедрой финансового рынка ФГБОУ ВО НГУЭУ, директора Сибирского филиала ПАО «Московская биржа» Николая Анохина, на 1.01.2016 в РФ 376 эмитентов разместили 1167 выпусков облигаций на 8 трлн руб, на 1.01.2017 количество эмитентов выросло до 389, выпусков — до 389, а объем рынка до 9,44 трлн руб. По его оценкам, рынок может вырасти в два раза или на 9,7 трлн, из них 1,016 трлн – объем инвесторского потенциала в Сибирском федеральном округе (10,47% от российского рынка).

Фото: Юлия Данилова

Рубрики : Финансы

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru


Erid:4CQwVszH9pWvKCN3aA3ЖК

ЖК "Новые Матрешки"

Пл.Маркса
25 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:4CQwVszH9pWvKCN3aETЖК «Матрешкин двор»

ЖК «Матрешкин двор»

Студенческая
30 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".
Заельцовская
25 минут
Реклама. Рекламодатель: Реклама. Рекламодатель ООО УК «Согласие»

Erid:4CQwVszH9pWvKCN3ZvqЖК «Grando»

ЖК «Grando»

Березовая роща
5 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:4CQwVszH9pWvKCN3a1DЖК «Luna»

ЖК «Luna»

Заельцовская
9 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:4CQwVszH9pWvKCN3ZhiЖК «GORIZONT»

ЖК «GORIZONT»

Золотая Нива
12 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"
Руководитель комитета индустрии детских товаров реготделения «ОПОРА РОССИИ», владелец проектов Wonder Wood, «Квестляндия»

Марина Москаленко: Индустрию детских товаров и услуг в Новосибирске не воспринимают как серьезный бизнес

Между тем в отрасли работают уже несколько тысяч компаний и предпринимателей.

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска