— Продажи автомобилей в России пока находятся на низком уровне. С мая мы увидели тренд на восстановление, но это восстановление в новой реальности. Пока нет ни одного эксперта, который бы предсказывал, что в обозримой перспективе продажи восстановятся на уровне предыдущих годов, — констатировал в ходе онлайн-конференции международный эксперт автомобильной сферы, основатель аналитического агентства Gruzdev-Analyze Александр Груздев.
Директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE Данил Соловьев добавил: несмотря на оптимистичные планы дилеров по замене брендов, этот тренд пока «зарубает» снижение спроса. Потребитель вместо ожидаемой переориентации на китайские и отечественные авто, предпочитает покупать б/у автомобили в России или привозить машины из-за рубежа. Сейчас появилось много компаний, которые готовы поставлять в Россию из Европы даже новые автомобили. Однако эти поставки невелики и в совокупности составляют несколько тысяч автомобилей (о десятках тысяч речи не идет).
— По нашим оценкам, по итогам 2022 года в автопарке России мы недосчитаемся около 400 тысяч автомобилей. В перспективе это на 1-2% снижает движимый автопарк РФ, — говорит Груздев. — Впрочем, аналогичный тренд прослеживается в странах Западной Европы. В 2019 году здесь были проданы 14,3 млн новых машин, в ковидные годы продажи снизились до 10 млн. В 2022-м продажи ориентировочно составят 9,9 млн. Основной вклад в эту динамику вносят Германия, Франция и Италия, где продажи автомобилей сокращаются.
Сжатие рынка скажется на количестве клиентов, которые поедут на автосервис.
— Пробег автомобилей в России снижается, люди стали меньше путешествовать, меньше передвигаться на автомобилях. В результате сокращается количество поломок, аварий, общее количество машинозаездов в СТО, что также ведет к схлопыванию рынка автосервиса, — комментирует Данил Соловьев. — Клиент не просто перестал тратить деньги и экономит на обслуживании, он объективно стал меньше ездить.
По данным Gruzdev-Analyze, самый большой провал спроса на ремонт и техобслуживание автомобилей произошел у дилеров официальных СТО: 55% опрошенных компаний заявили, что приток клиентов сократился на 20% и более. У 55% сетевых СТО сокращение заездов составило 10% и более. У 66% мини-СТО и шиномонтажек клиентопоток не изменился.
— По итогам сентября мы увидели падение клиентопотока на 9%. В больше степени это произошло в третьей декаде сентября (после объявления о частичной мобилизации) и сохранялось первую половину октября. Только сейчас началось возобновление спроса, — пояснил Данил Соловьев.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на рынок автосервиса, является рост стоимости автозапчастей. По методике РСА в среднем они подорожали на 30%. По факту на некоторые комплектующие рост произошел в разы.
При этом, по словам Александра Груздева, опасения по поводу дефицита запчастей не оправдались.
— Даже по поставкам оригинальных запчастей показатели на сегодняшний день близки к 2021 году. Все возвращается в круги своя. Каких-то экстремально плохих ситуаций я не вижу, — говорит он. — Динамика третьего квартала лишь немного отстала от прошлогодних показателей и близка к нормальным значениям 2020-2021 годов.
Данил Соловьев также подтвердил этот тренд.
— На рынке все есть — выросли сроки поставок. Пик дефицита пришелся на август, так как запасы ушедших брендов на складах закончились, а новые заказы еще не пошли. В сентябре ситуация скорректировалась. Кроме того, начались поставки параллельного импорта, — пояснил он.
Однако отрасль ремонта и техобслуживания автомобилей продолжает давить дефицит кадров. В этом году он обострился в связи с частичной мобилизацией. Опрос, проведенный Gruzdev-Analyze, показал: на середину октября 62% СТО заявили о том, что у них мобилизовали хотя бы одного сотрудника, у 7% — 3 и более человек мобилизовали. Потерю 25% сотрудников СТО участники опроса посчитали критичной для продолжения работы.
— 90% считают, что рынок может столкнуться с трудностями в привлечении кадров в отрасль, особенно механиков. На СТО работает много мигрантов, которые не говорят на русском языке. Под эту ситуацию нужно подстраиваться, адаптировать техническую документацию и т.д., — предупреждает Груздев.
Данил Соловьев заявляет, что автосервисная отрасль в России сильно недооценена по стоимости услуг.
— По сравнению с материалами, они стоят очень дешево, и это неправильно. По отрасли нужно поднимать стоимость труда. Уровень зарплаты в автосервисе не соответствует квалификации сотрудников, их затратам на обучение, рискам, которые несет отрасль. В противном случае мы продолжим терять кадры, что также скажется на сокращении количества СТО, — предупреждает эксперт.
Ранее редакция сообщала, что за пандемию автодилеры серьезно потеряли позиции на сегменте постгарантийного обслуживания.
Возбуждено уголовное дело
Ранее он занимал пост прокурора Хабаровского края
На этом месте планируется построить новое общежитие
Её переместят ближе к зданию театра оперы и балета
Составлен список мест, которые не стоит посещать туристам в Новосибирске.