Меры господдержки проседают в оперативности

По мнению председателя Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», гендиректора АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергея Соколова, в целом, меры, озвученные на федеральном уровне, правильные и долгожданные для бизнеса.

Пострадавшим отраслям предложат прямую безвозмездную финансовую помощь

— Безвозмездная помощь предпринимателям — это долгожданный формат мер господдержки. Именно безвозмездная помощь в виде субсидии на ФОТ как выплаты пострадавшим в ЧС, может помочь малым предприятиям сохранить коллективы. Это прямая субсидия, а не предложенные ранее отсрочки по налогам, нулевые кредиты, которые не решают проблемы, а сдвигают сроки их появления, — говорит Соколов.

По его словам, подобные меры поддержки бизнеса сегодня встречаются во многих европейских странах. Впрочем, Сергей Соколов отмечает, что субсидии на ФОТ будут доступны только отраслям, включенным в перечень пострадавших. Пока их 12 по ОКВЭДам. Он уверен, что этого не достаточно, и у представителей других сегментов экономики в связи с этим сегодня возникает немало вопросов, так как они тоже испытывают серьезные проблемы из-за введения режима самоизоляции и карантина.

Президент МАРП, генеральный директор ООО «Сибирская юридическая компания» Сергей Карпекин называет безвозмездные субсидии по ФОТ самым важным решением из нового пакета мер. Он подчеркивает, что на его принятии бизнес Новосибирской области настаивал три последние недели, но региональные власти говорили, что это нереально.

— Теперь мера озвучена президентом РФ. Это хорошо, но есть ощущение, что ее принятие запаздывает. Большая часть экономики стоит уже почти месяц. Многие частные компании, ранее не получив сигнала о субсидировании ФОТ, уже сократили коллективы. Бизнес можно понять, так как неприятие своевременных мер может стать гирей, которая потопит всех, — рассуждает эксперт. — И, к сожалению, многие сократили штатную численность не на 10%, а гораздо больше.

Что касается требований по максимальному сохранению занятости — 90% на 1 апреля, то, по словам Соколова, это объективная мера, чтобы предприятия не скукоживались, а сохраняли коллектив и в дальнейшем могли наращивать темпы.

— На мой взгляд, меры поддержки бизнеса государством через занятость — самая объективная и правильная вещь, так как у многих предпринимателей уже в мае, а у некоторых — и в апреле, встанет вопрос: как выплачивать зарплату, — поясняет глава реготделения «Опоры России».

По его оценкам, предоставление гарантий ВЭБ для беспроцентных займов под зарплату уравновесит рисковую модель между предпринимателем, который пострадал от коронавируса и карантина, и банковской инфраструктурой, распоряжающейся деньгами вкладчиков. Сергей Карпекин парирует, что Сбербанк и ВТБ по всей России выдали всего несколько беспроцентных кредитов на выплату зарплаты, так как у них возникают вопросы по экономике заемщика и возвратности выданных средств, то есть этот вид помощи до бизнеса реально не доходит. На федеральном уровне он уже признан неэффективным.

В правительстве Новосибирской области систематизировали меры поддержки

При этом Карпекин обратил внимание еще на одну свежую меру поддержки: льготное кредитование под оборотные средства. Он напоминает: в обычной ситуации получение заемных денег под оборотку из государственных фондов поддержки бизнеса было невозможно, а коммерческие кредиты стоили очень дорого. Профильные объединения, в том числе МАРП, неоднократно выходили на правительство РФ с предложением расширить список ситуаций, когда предприятия могли бы воспользоваться средствами Фонда развития промышленности. Безрезультатно.

— Недавно стало известно, что местные институты поддержки предпринимателей будут выдавать кредиты под оборотные средства, но пока мы не видели внутренних регламентов и нормативов, поэтому не можем оценить доступность этих мер, — констатирует Карпекин.

Обоснованной Сергей Соколов называет поддержку системообразующих предприятий, которые мультипликативно тянут за собой малые и средние компании, позволяют им сохранить свой бизнес.

— Специальный кредитный продукт — возвратные деньги — правильное и своевременное решение, так как он позволит решить проблемы, появившиеся в цепочке поставщиков таких предприятий: недокомплектация, дебиторская задолженность и т.д, то есть сбалансировать финансовые потоки.

Сергей Карпекин напоминает, что списки системообразующих предприятий были опубликованы 5 апреля, а по факту согласовывались 27 марта. И этот перечень выглядит достаточно странно.

— Многие крупные и значимые для экономики Новосибирской области предприятия в него не попали. Почему? Непонятно. Нам говорят: «Не волнуйтесь, сейчас формируется второй список». Но по какому принципу — никто объяснить не может, поэтому доступность и эффективность новых мер поддержки для системообразующих предприятий Новосибирской области сейчас оценить сложно, — рассуждает президент МАРП.

Основатель сети PRIMETIME COFFEE, совладелец федеральной сети стрит-фуда DЯDЯ DENER Антон Горестов заявил, что пока на своей шкуре меры поддержки особо не ощутил.

— Единственное, что нам пока удалось сделать — это получить полугодовую отсрочку по крупным долгосрочным кредитам благодаря оперативности работы команды и коллег из банка. Конечно, мы этому очень рады. Как минимум, потому что бюджет движения денежных средств не будет давить. В условиях падения выручки это особенно актуально, —  констатировал Горестов. — Кредит на зарплату попробуем получить. Насколько я знаю, банки не очень охотно выдают эти денежные средства, но мы буквально на днях подали заявку. Посмотрим, что получится.

Предприниматель также отметил, что на поддержание ликвидности на пополнение оборотных средств на маленькие кредиты до 10 млн рублей под льготную ставку банки требуют залоги: оборудование и нематериальные активы, а для компаний общепита это требование выполнить очень сложно.

Доставка как поддержка, но не альтернатива

— Банки, как правило, требуют нулевое и капиталоемкое оборудование. У общепита большое количества инвентаря и техники, которая особо не подходит в качестве залоговой массы в текущем состоянии для банков-кредиторов. В этом плане нам частично может помочь Фонд развития МСП Новосибирской области своим поручительством до 50-70%, но в остальном находимся в проигрышном положении. Если бы кредиты на оборотку в текущих условиях действительно выдавались, например, под личное поручительство владельца и под гарантии фонда, то это была бы отличная помощь бизнесу, — говорит предприниматель.

Сергей Соколов заявляет, что бизнес ждет от региональных органов власти дальнейших решений по мерам поддержки экономики, предприятий и предпринимателей. Списки этих мер формировались и обосновывались на рабочих группах в правительстве области. Часть из них была принята 9 апреля. Сергей Карпекин добавил, что очень много предприятий микро, малого и среднего бизнеса не вошли в список пострадавших отраслей, и, несмотря на падение оборотов, выручки и т.д., не могут рассчитывать на меры господдержки.

Частные клиники готовы поддержать коллег из госмедицины

— К сожалению, сегодня нет точечных, выверенных, глубоко аналитически проработанных мер господдержки. Почему-то ни государство, ни местные органы власти не хотят углубляться в специфику работы конкретных бизнесов, отраслей, предпочитая принимать простые решения, чтобы они помогали всем. К сожалению, это не будет эффективно работать, — уверен Карпекин.

К примеру, он отмечает, что МАРП предлагала введение субсидий для отельного бизнеса по созданию ситуации операционного нуля, были предложения по снижению налога на недвижимость, на имущество, по снижению транспортного налога.

— По налогу на имущество мы предлагали взять за основу московскую модель. Нам сказали, что это интересно, но результата до сих пор нет. Мера по снижению транспортного налога для крупнотоннажного транспорта не прошла, и сейчас мы видим, что предприниматели начинают распродавать свои парки, наблюдая падение объема перевозок. В итоге мы получим ситуацию, когда вместо новосибирских игроков придут инорегиональные, которые будут платить налоги в своих субъектах федерации. А мы все равно потеряем транспортный налог, плюс рабочие места и новосибирские компании, то есть местная отрасль грузоперевозок еще больше скукожится, — прогнозирует собеседник InfoPro54.

Он подчеркивает, что бизнес ждет более оперативной помощи от государства, а пока идут разговоры, в ожидании мер поддержки, компании ежедневно теряют миллионы рублей.

— Не нужно забывать о том, что мы (отрасль общепита) сидим дома, потому что государство посадило нас на самоизоляцию. Это условия, которые навязаны нам со стороны правительства, а значит, оно должно изыскать возможности для компенсации затрат. Мы не просим о прибыли, только о покрытии убытков, — добавляет Антон Горестов.

В частности, он отметил, что часть арендодателей по-прежнему отказывается значительно пересматривать ставки по аренде, даже несмотря на то, что ТЦ и бизнес-центры, где размещены точки общепита, закрыты или пустуют. Предпринимателям угрожают выселением с площадок, в которые вложены миллионы рублей инвестиций. Плюс бизнесу необходимо платить за лицензионное программное обеспечение, за обслуживание касс, бухгалтерских программ и т.д.. От этих расходов, даже при отсутствии выручки компании, не могут отказаться.

Ждать ли проверок после «карантинной» господдержки?

Горестов не исключает, что даже если государство сейчас предоставит бизнесу отсрочки по кредитам, налогам и т.д., то в перспективе ему вновь придется принимать аналогичные решения.

— Никто не может дать гарантию, что через полгода отсрочки экономика начнет значительно восстанавливаться, появится платежеспособный спрос, который позволит бизнесу отбить не только текущие, но и отложенные обязательства. Государству вновь придется включать механизм поддержки, и, надеюсь, оно это сделает, — прогнозирует предприниматель.

Фото: баз- pixabay.com, автор- Free-Photos, фото спикеров со страниц в соцсети Facebook

tkrasnova

Recent Posts

Вандалы подожгли могилу шестимесячной малышки

Девочка умерла после пластической операции по исправлению заячьей губы в Новосибирске.

8 часов ago