Никакой вам кухоньки!

Выставка авторской керамики в арт-центре «Красный» как «mustsee» этого лета.
  • 05/06/2019, 16:15
Автор: Игорь Смольников
Эта керамика максимальна далеко от стереотипной цепочки «вазочки-блюдца-милые статуэтки».

Керамика — жанр с запутанным художественным статусом. Он как бы «приземлен» сутью своего рабочего материала   ассоциацией с посудой, с утварью. Со станковой скульптурой все понятно — там дух, порыв, величие. А керамика? Ей даже уточнение «художественная» не всегда помогает   мозг лениво подбрасывает кухонно-гостиный привкус. Ну, уют, милота. Блюдца, горшочки, вазочки. В общем, в коллективном уме простого зрителя художественная керамика   на положении милой и румяной хлопотуньи в фартучке, от которой не ждут высоких причуд и королевской стати. Керамика – она, мол, для ситцевой красы будней. Это, пожалуй, даже не клише, а средне-типичное мнение.

Тем сильнее будет «мозговзрывной» эффект от встречи с керамикой необывательской   той, что олицетворяется работами Алены Залуцкой с выставки «STRUTTUROLOGIA» в арт-центре «Красный».

Название выставки —  это не замах на заумь и пафос, оно абсолютно буквально. Потому что выставка эта   словно трактат о структурах материалов, зафиксированное в обожженной глине наслаждение цветом, линией, светотенью. Да, цвет, линия, светотень   все эти, казалось бы, сугубо живописные, сугубо «рисовальные» понятия, в творчестве Алены Залуцкой чрезвычайно значимы. Даже фундаментальны. Ибо работы Алены   фактически объекты на грани пластики и живописи, на грани тактильного объема и объема иллюзорного, усиленного игрой теней, полутонов и бликов. Эта керамика максимальна далеко от стереотипной цепочки «вазочки-блюдца-милые статуэтки», это такой автономный мир на грани пластического и рисованного, на стыке формы и цвета. К слову, сосуды (титульный образ «обычной» керамики) на выставке тоже имеются. Это огромные, в человеческий рост, вазы. Которые, впрочем, как бы и не вазы тоже. Потому что по объему, по зрительскому восприятию в пространстве они куда ближе статуям.

Ну да, к статуям. А кто сказал, что для статуи обязателен атрибутный набор «губки-глазки-плечи»? Статуарность ваз Алены Залуцкой очевидна и без анатомизма. Не обладая формально деталями живого существа, они выглядят именно ПЕРСОНАЖАМИ, а не ПРЕДМЕТАМИ. С ними зрителям даже разрешено обниматься. Да, «Обниматься разрешается» — это авторский комментарий Алены. Она убеждена, что керамике предначертано осязательное созерцание, контакт с человеческими руками.

При этом вдохновляющими сферами для Алены часто становятся как раз не трехмерные искусства, а жанры, чья плоть    плоскость, двухмерность. Контур, цвет, полутон. Создательница смело и изобретательно цитирует сущности, далекие от керамики   пэчворк, текстильный рисунок, архитектурную фреску. Например, большая серия посвящена церковным фрескам Ярославля и Ростова Великого. Фреска-оригинал — огромная плоскость, уходящая ввысь, разбегающаяся вширь, теряющаяся в монументальном полумраке храма и непосильная разовому зрительному охвату, в принципе. Фреска-цитата Алены Залуцкой  прицельно выхваченный фрагмент большого изображения, «кадрированный» на керамической панели и воспринимаемый по-новому, в ином контексте. Вместо красок на штукатурке — мерцающая, по-фруктовому сочная текстура изразца, полуобъемный рисунок. В цветовой ряд Алена добавляет акценты, которых нет во фресках-оригиналах, но есть в технологическом естестве керамики: золото, водно-акварельные полутона, создающиеся при помощи плавки бутылочного стекла. Бутылочное стекло тут работает и глазурью, и живописным материалом. Одна из «фишек» Алены Залуцкой сложнейшая работа с горячими эмалями, которые проявляют свой подлинный характер только после обжига изделия. Высший пилотаж такой «кераможивописи»  работа с оттенками красного и оранжевого. Этот спектр очень трудно получить в керамических техниках, он очень непослушный, непредсказуемый. Потому композиция с богатыми оттенками красного и оранжевого — это и проявление чисто живописного мастерства, и технологической лихости. Фактически личный жанр Алены   это такая «объемная живопись», плотью которой служат либо материалы с репутацией непослушных, либо материалы, неожиданные в роли рисовальных, либо сущности вообще иллюзорные   светотень, к примеру.  Так, в скульптурном настенном диптихе «Барышня и дракон» в качестве художественного инструмента задействована именно причудливая тень, отбрасываемая скульптурой под светом ламп на плоскость. Барышни с драконами  вообще тема суперактуальная летом 2019-го, но никакого лобового «хайпа» в диптихе не содержится, это именно полу-абстракция, дающая полный карт-бланш вашей личной фантазии.

Алена Залуцкая вообще очень увлекательно творит эквилибр на пространстве между цитатной конкретикой и абстракцией, между фигуративным и отвлеченно-переменчивым. Эта смена тонов и ритмов, текстур и размеров бесперебойно держит зрителя в тонусе. Образный ряд увлекательно обширен — от иконописи и ренессансного европейского трактата по селенографии (Селенография   физика Луны. — Ред.) до визуализации эмалями бытового дневника и транскрипции мемов. Например, в керамической картине увековечено фейсбучное «Не верь коту, он ел». Но по-своему, без всяких копипастов.

Словом, тем, кто хочет обновить свое восприятие керамического искусства, выставка «STRUTTUROLOGIA» очень пригодится. Рассчитана она на бОльшую часть лета — до 31 июля. В контексте самого знойного месяца у нее появится еще один оттенок шарма: уютная прохлада керамики в летнюю жару особенно обаятельна. Ведь искусство-то это еще и осязательное. Ну да, и осязательное, и созерцательное. И уж точно не приземленное!

Алена Юрьевна Залуцкая — новосибирский художник, керамист и скульптор, является членом Союза художников России с 2005 года. Ее произведения находятся в Новосибирском государственном художественном музее, Первом музее славянской мифологии (Томск), Ярославском государственном художественном музее, в частных коллекциях в России и за рубежом. Руководит художественной мастерской «База».

Фото: баз- автора, остальные — Олега Пронина  

Популярное с сайта

Два предприятия погасили задолженность за электроэнергию после вмешательства прокуратуры

Два предприятия погасили задолженность за электроэнергию после вмешательства прокуратуры

Общая сумма задолженности составляла 3,9 млн. рублей.

Новый начальник ГУФСИН по Новосибирской области Андрей Попето представлен губернатору

Его представил заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний, генерал-лейтенант внутренней службы Валерий Бояринев.
Школа для всей Сибири

Школа для всей Сибири

Футуристическая школа в Жуковке станет объектом частно-государственного проектного партнерства и еще одной концептуальной визиткой Новосибирска.
Новости

Подписаться на новости

Введите свой e-mail

 
×
×
Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×
Наверх в Новости Новосибирска