Губернатор Новосибирской области в рамках пленарного заседания IX Международного Сибирского транспортного форума обратился к федеральным чиновникам с просьбой проанализировать подход к предоставлению преференций сибирским компаниям, чтобы они тоже могли использовать логистические преимущества своего региона.
— Сибирские компании никогда не будут абсолютно конкурентоспособны за счет логистической составляющей. От нас до восточных и южных портов по 4,5 тысячи км. Кстати, несмотря на это, в прошлом году мы все-таки вывезли на экспорт 1,5 млн тонн зерна. Но преференции могут быть не только финансовыми, но и выражаться в приоритетном предоставлении инфраструктуры, — отметил он. — Очень бы хотелось, чтобы в этом году в условиях общего дефицита контейнеров и высокотехнологичных вагонов не повторилась ситуация 2017 года, когда нам в ручном режиме приходилось выбивать парк, чтобы вывезти зерно. Очень бы хотелось, чтобы Сибирь не осталась один на один со своими проблемами.
Напомним, по итогам 2017 года аграрии региона собрали более 3 млн тонн зерна. В результате в области возник дефицит площадей для его размещения. Кроме того, в регион практически не пошли запросы с внутреннего рынка РФ, то есть местным компаниям пришлось резко прорабатывать тему экспортных поставок. Но тут сформировался дефицит вагонов для вывоза зерна за пределы региона. В итоге ситуацию пришлось контролировать в ручном режиме как на уровне регионов, так и на уровне федерального Минсельхоза. К 2022 году в области увеличилось количество зернохранилищ. По словам губернатора, в регионе реализуются 4 проекта по наращиванию мощностей контейнерных терминалов. Готовится к реализации проект по строительству контейнерных площадок на линейных элеваторах, чтобы повысить рентабельность доставки зерна контейнерами, участники рынка отладили поставки зерна на экспорт. В основном в страны СНГ, Юго-Восточную Азию, арабские страны и т.д
Однако в этом году перед сельхозрынком вновь замаячил призрак коллапса из-за дефицита контейнеров. О том, что их не хватает, неоднократно говорили сибирские грузоперевозчики. Ее подтвердили и участники Сибирского транспортного форума.
На форуме, кстати, представители федеральных органов власти обозначили еще одну тенденцию, не очень благоприятную для сибирских компаний.
— Мы увидели, что грузы с северо-запада и юго-востока страны едут на восток. В результате в Сибири объемы перевозок падают, округ оказывается зажат между Восточным и Западным полигонами, — отметил помощник президента РФ Игорь Левитин.
Неудивительно, что губернаторы сибирских регионов начали активно лоббировать создание новых транспортных коридоров, с которыми смогут работать компании СФО. Об этом шла речь на Питерском международном экономическом форуме в середине мая и на этой неделе на транспортном форуме в Новосибирске.
На пленарном заседании новосибирского форума Андрей Травников предложил еще один вариант, который в перспективе сможет помочь снять напряженность с экспортом продукции АПК в округе.
— Это поддержка более глубокой переработки сельхозпродукции в сибирских регионах. Например, зерна, других продуктов. Если бы со стороны федерального центра было более глубокое внимание к этой теме, то нам стало бы проще заводить в Сибирь инвесторов под такие проекты, — пояснил он.
Он напомнил, что крупные инвесторы с проектами по глубокой переработке пищевой продукции начали заходить в Сибирь только около 5 лет назад. После того, как освоили регионы до Урала. Губернатор также отметил, что месяц назад в адрес сибирских регионов и аппарата полномочного представителя президента РФ в СФО поступила стратегия развития Сибири, где акцент сделан на добычу полезных ископаемых и первичную переработку продуктов добычи.
— Дается сигнал, что в Сибири нет перспективы, кроме как копать руду и плавить металл. Но это далеко не так. Для Новосибирской области стратегический приоритет — переработка сельхозпродукции — молока, зерна, технических культур — в более глубокие составляющие. У нас есть растущий спрос на продукты АПК глубокой переработки, в том числе экспортный, — поясняет Травников. — Если говорить о таком продукте, как уголь, то у нас есть производство электродов, планируется его модернизация, и компания намерена выпускать принципиально новый продукт, аналогов которому нет в России.
По его словам, он поставил задачу перед логистическими компаниями, профильным подразделением правительства области — изучать новые рынки сбыта продукции, которую может поставлять Новосибирская область: Афганистан, Пакистан, Индию, Вьетнам, северо-западный Китай, где люди тоже заинтересованы в покупке продуктов питания и т.д.
Стоит напомнить, что новосибирские участники рынка АПК уже давно лоббируют тему создания на территории региона предприятий более глубокой переработки сельхозпродукции. В регионе растет производство зерна, прочих сельхозкультур, увеличивается производство мяса птицы, яйца, свинины, молока. Вопрос упирается в льготные кредиты, так как окупаемость у таких проектов достаточно длинная.
По данным Минэкономразвития Новосибирской области, объемы экспорта из региона в январе-марте текущего года возросли в 1,8 раза, объемы импорта в аналогичный период также в 1,8 раза превысили показатели за январь-май 2021 года. Кроме того, с начала 2022 года по май в страны Ближнего Востока и Средней Азии на 124% выросли перевозки грузов железнодорожным транспортом и составили 429 тысяч тонн. В 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года вырос экспорт зерна в Казахстан, Киргизию и ОАЭ, в 3 раза — продовольственных товаров в Казахстан, в 1,7 — нефтепродуктов в Казахстан и ОАЭ.
Ранее редакция сообщала, что «Новосибирскхлебопродукт» готовит совместный проект с турецкими предпринимателями.
Площадь пожара превышает 6 тысяч кв. метров
Всего в рейтинге 759 университетов из 92 стран мира
Регион вошел в рейтинг с самыми аккуратными водителями
Собака-поводырь погибла от удара током в троллейбусе 1,5 года назад
Средний бюджет на покупку презентов — 16 800 рублей
Авария произошла утром 24 ноября
View Comments
Новосибирские власти начали заранее готовится к «борьбе c урожаем»
ну почему даже "журналисты" стали неграмотные??