Театральный треугольник построен

Мастерская Крикливого и Панькова открыла свой, пожалуй, самый насыщенный театральный сезон, закрепляя за улицей Ленина роль театрального кластера.
  • 09/09/2019, 17:53
Автор: Игорь Смольников
«После Нового года будет спектакль о пропавших детях — художественно-психологическое исследование этого феномена».

Студия Крикливого и Панькова  из числа самых новых и самых компактных театральных локаций Новосибирска. Место ее обитания — цоколь ранней конструктивистской «сталинки» на улице Ленина — фактически образует вершину здешнего театрального треугольника  в обойму к «Красному факелу» и Театру кукол. А если добавить к тому многочисленные и разные акции ЦКиО «Победа» (который теперь не только кинотеатр, но и арт-пространство), то получится уже полновесная театральная миля.

Хотя, как бы ни звалась культурная геометрия этого места — фигурой или линией  бесспорно одно: тут теперь на один театральный бренд со своим небанальным «я» больше.

Кстати, о местоимениях. О «я». Большая часть «именных» студий и театров очень плотно повязана со своим титульным именем — с эстетикой лидера-создателя. В этом смысле студия Крикливого и Панькова порвала шаблоны, упорно обходясь без «вождизма».

Во-первых, титульных имен два (эстетике разорваться что ли, как той мартышке?), во-вторых, студия изначально затевалась как художественный «мультибренд», вырастая из студенческого сообщества. А нет людей более разнообразных и несходных меж собой, чем студенты любого арт-вуза — будь он архитектурный, живописно-ваятельский или театральный.

Руководитель такого сообщества — он кто угодно, но только не вождь. Примиритель миров — вот кто он, пожалуй. Ибо каждый творец на пространстве лабораторного театра — автономная вселенная, «сам себе и небо, и луна».

По словам Алексея Крикливого, история студии началась пять лет назад с актерско-режиссерского курса в Новосибирском театральном институте. Сначала тематическая «двухслойность» курса была особенностью учебной концепции, педагогической фишкой. А по прошествии пятилетия, когда институтское сообщество превратилось в студийное, она стала и составляющей арт-концепции. Тут нет антитезы «актер-режиссер»  линии напряжения, казалось бы, обязательной для театра. И воспетой (или проклятой) многими литературными бытописателями театра — от Сомерсета Моэма до создателей фильма «Тупой жирный заяц».

Режиссеры тут даже называются иначе — резидентами. Впрочем, пусть вас не обманет словосочетание «Резидент Comedy Club’а», послушно пришедшее на ум из телеконтекста. Никакого стэндапа. Никаких гэгов перед столиками с десертом и коктейлем.

— Да, мы не стэндап.  говорит Алексей Крикливый.  У нас нет кабаре-составляющей. И мы не работаем на корпоративах — там, где пьют и едят. Но мы и не стационарный театр в его привычном понимании. Мастерская  это лабораторная форма, допускающая множество встроенных, «матрешечных» концептов, которым иногда даже и названия-то категориального пока нет.

У студии Крикливого и Панькова несколько направлений, в «типичных» театрах обычно факультативных (если они там по воле судьбы вдруг заводятся).

— А для нас они главные, титульные,  поясняет резидент студии Анна Зиновьева.  Так, у нас есть студия «Инклюзион» под руководством Ольги Стволовой, где играют люди с особенностями здоровья или, как сейчас говорят, с особыми потребностями. Есть семейная театральная лаборатория, где играют семьями  по принципу «папа, мама, я». Начинаем с мастер-классов, с навыков импровизации, а потом делаем спектакль. Например, мамы рассказывают истории, а дети как режиссеры ставят по ним спектакль «Про маму, папу и меня». В прошлом году были семейные мастер-классы, а сейчас это уже полновесный арт-продукт, спектакль. Сейчас работа как раз в разгаре  проект стартовал в сентябре, и премьера спектакля будет уже в конце октября. Это, можно сказать, документальный театр. Про инопланетян, которые рядом с нами  про наших собственных детей. Фактически мы словно заново знакомим поколения друг с другом. Дети в проекте  от «6+». Почему не младше? Ну, пятилетний  он еще только созерцатель. А с шести лет ребенок уже может быть не потребителем развлечений, а творцом, его художественная рефлексия более полная, более многовекторная. А еще сотрудничаем с поисковым отрядом «Лиза Алерт». В том числе и с художественной результативностью. После Нового года будет спектакль о пропавших детях  художественно-психологическое исследование этого феномена. «Лизе Алерт» это интересно с конкретной целью. Они очень земные люди. Без лирики. С лирическим складом там не выживешь. Таких театральных проектов доселе не было, но импульс был от «Нелюбви» Звягинцева  почему дети уходят, почему пропадают? Художественное исследование веера причин. Недавний эксперимент в парке «Березовая роща» тоже был мотиватором. Из 57 детей 42 доверчиво ушли. Я сама участвовала в поисках «Лизы Алерт» и суть процесса знаю. И да, арт-сотрудничество в таком специфическом материале  это постоянная внутренняя дискуссия. И с партнерами, и с собой. «Лизиным» ребятам хочется, чтоб спектакль получился как можно более наглядным, как можно более «лайфхачным». А нам, в свою очередь, не хочется, чтобы он выглядел как живая брошюра, как театрализованный урок ОБЖ. Что получится? Вот честно — не знаю пока! У нас много методик с непредсказуемым результатом  когда неизвестно, что будет арт-плодом, финалом. В лабораторном театре очень важно уйти от «обычной театральности». Той театральности, которая антоним жизненности.

Резиденты театра подчеркивают, что их работа не сводится к утилитарно-терапевтическому функционалу, даже если речь идет об острой социальной проблематике или творческой инклюзии людей с ограниченными возможностями. В понятиях «арт-терапия» и «арт-социология» у творческой команды Крикливого и Панькова ударение стоит все-таки на слове «арт». Да, с целительным или исследовательским компонентом. Или с оттенком эссе. И даже научного академизма. Как это выглядит наяву, на сцене  ярко видно по спектаклю «Коромысли», поставленному Полиной Кардымон (пожалуй, самым динамичным дебютантом нынешнего театрального Новосибирска, этаким «киндер-сюрпризом», вундеркиндом, удивившим публику зрелостью самобытного режиссерского почерка). «Коромысли»  сложно-лаконичный симбиоз песен и текстов, погружение в мир народной песни. Не той, что на эстраде  где Бабкина, Кадышева и набриолиненные добры молодцы в красных лаковых сапогах, а той, что в родовой памяти. В тех песнях нет разудалой музыкальной орнаментальности  они вообще пелись без музыки. Никаких развеселых балалаек и гармоней, никакой разлюли-люли-малины. Песни эти  как омут, в них погружаешься со звенящим страхом в душе и сладостным головокружением. Этот «эффект батискафа»  именно от знакомства с исконной миссией народной песни. Миссией интуитивной, стихийной терапией духа. Без кушеток, без терминов, но с ошеломительным эффектом.

А за техническое решение спектакля (лаконично-изысканное до звона) театральные модернисты 1920-х, наверное, все почки бы продали  им как раз о чем-то таком и мечталось, да время было совсем еще не мультимедийное.

А еще это зрелище  мощный удар по негативистскому клише о том, что современный лабораторный театр  это, мол, что-то заведомо космополитичное, оторванное от корней и даже русофобское. Клише в клочья. Потому что «Коромысли»  это, пожалуй, самый пронзительный и завораживающий патриотизм, который можно представить.

Алексей Крикливый рассказал, прося не сглазить, что спектакль «Коромысли» номинирован на один из авторитетных театральных фестивалей в Германии. Как донести до европейской публики этот чарующий эффект звездного неба и речного омута  эффект держащийся на глубинной этичности зрелища  это, честно говоря, непонятно. Ну, они, наверное, попробуют. Тем более что в виде тест-среды есть еще фестиваль «48 часов» — большой межгосударственный проект от Института Гете, который стартует в Новосибирске буквально на днях.

— Этот наш сезон  первый полновесный,  резюмировал Алексей Крикливый.  Только на сентябрь у нас девять проектов. Плотность такова, что понадобилось онлайновое оповещение зрителей и мы, наконец-то, сделали себе сайт lab4dram.com  яркий, небанальный и, надеюсь, функциональный. Ребята притянули с собой море интересной энергии  другой, непохожей ни на стационарный театр, ни на институтскую ауру.

В общем, театральный периметр на улице Ленина получил новые нюансы прорисовки. Для этой улицы 2019-й вообще стал прорывным в плане сити-культуры — интуитивно формируемого, почти стихийного многообразия. В устье улицы — ресторанное ядро с переливчатой атмосферой дополнилось «обжорным двориком» за гостиницей «Центральная»  местом, где еды и музыки поровну. На площади у «Победы»  очаг музыки, эстетского и культурно-научных лекций. И, наконец, дорисованный театральный треугольник. И пусть улица пока не пешеходная (и будет ли, и надо ли ей это?), свой образ и магнитный эффект у нее уже есть.

Фото автора

Популярное с сайта

Цифровая экономика требует локализации

Локальные IT-компании должны стать более активными участниками борьбы за деньги федерального проекта по цифровизации экономики.

Мэрия Новосибирска разместит облигации

На публичном рынке город планирует привлечь пять млрд рублей.

Представлена схема пространственного развития Академгородка 2.0

Она будет взята за основу документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований.

Подписаться на новости

Введите свой e-mail

 
×
×
Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×
Наверх в Новости Новосибирска