Убиенные тизером

  • 23/10/2020, 10:21
Автор: Игорь Смольников
Один из деликатесов музейного сезона-2020 — выставка графики утилитарного жанра, который прожил на свете всего век.

Новосибирский государственный художественный музей этой осенью буквально ломится от интересных экспозиций — словно отыгрываясь за время карантинного простоя. Или чтобы надышаться перед очередным вероятным простоем (будем надеяться, что обойдется). В тени главного тамошнего must see — гигантской общесибирской выставки — таится еще один визуальный деликатес — выставка «Лица улиц», посвященная афишной полиграфии прошлого века.

Вжух-эффект

Занимает эта выставка сравнительно небольшое пространство на третьем этаже, но плотность контента уравновешивает скромный метраж. Даже у насмотренного зрителя ее материалы способны вызвать почти детское удивление.

Впрочем, искусство, которое там представлено, по сути, и обращалось к нашему внутреннему ребенку. Это кинематографические и театральные афиши — жанр, который по определению Корнея Чуковского, должен кричать, потрясать и обольщать. Дескать, то, что высоким искусствам запрещено и предосудительно, афиша может себе позволить. Сказал это Чуковский в 1910-х в адрес рекламной полиграфии кинематографа — индустрии, которая и сама еще была ребячливо наивной. Кино даже искусством еще всерьез не считалось и проходило по статье «аттракционы и фокусы» — наравне с каруселями, шпагоглотателями и паноптикумами. Потому большинство афиш ранней поры — сугубо анонимные арт-изделия. С пометкой «неизвестный художник». Причем имена эти не в веках потерялись — они и в момент издания не очень-то фиксировались. Киноафиша считалась форматом, авторскую причастность к которому художники предпочитали скрывать. А некоторые и художниками-то не числились, а именовались рисовальщиками. В арт-иерархии прошлого это довольно контрастные кадровые позиции. Старинный русский язык был беспощаден в кастовых маркировках не меньше, чем речевой обиход викторианской Британии.

Потому, наверное, первая часть выставки — печатные киноафиши 1910-20-х — царство анонимности. Но до чего ж фантасмагорично это царство! Даже пресыщенных визуалов из Z-поколения изобразительный язык старинных киноафиш способен сбить с ног.

Страсти в клочья

Примерно к 1912-1914 годам русское кино перестало быть набором коротких живых картинок и нарастило мышечную массу: на смену куцым зарисовкам в стиле братьев Люмьер пришли длинные истории, на романный манер разделенные на прологи, эпилоги, главы или картины.

У каждой такой картины-главы имелось собственное название. Все это выносилось на афишу, делая ее довольно многословной. Но тягостного эффекта «многабукаф» не возникало — художники устраняли его многообразием шрифтом. Причем это были не готовые шрифты из типографских каталогов — их изобретали самолично в каждом конкретном случае. По принципу «для каждой надписи — свое начертание». Потому некоторые афишные тексты выглядят узорчатыми марсианскими письменами.

Думали ли авторы о потенциальных потребителях-простолюдинах, многие из которых и обычные-то типографские буквы с трудом разбирали? Ну, точно нет! Они даже не смущались этого. Искусство ар-нуво вообще обладало милым эгоцентризмом сказочной девочки-принцесски — утилитарная сторона эстетики его волновала в минимальной степени. Мол, зато красиво, зато воздушно.

Эта упоенная фантазийность перекрывала даже изъяны в рисовальных навыках. Особенно доставалось от скромных рисовальщиков анатомии афишных персонажей: марсианские высокие лбы, глаза, скатившиеся к переносице, руки разной длины — это у них через одного. Особенно доставалось роковым злодеям. В попытках усилить инфернальность художники легко забывали о канонах анатомии (те, кто о них хотя бы изначально знал). А у роковых красавиц самым распространенным недугом были груди, меланхолично блуждающие по торсу. Забредавшие то в зону подмышек, то к плечу.

Впрочем, несмотря на все эти наивности-нелепости, кинопрокатные афиши 1910-1920-х — настоящее олицетворение тотального дизайна. Это мир, где эстетическому осмыслению подвергался каждый квадратный миллиметр. Да, результативность попыток была разная. Но сейчас и сами попытки — предмет любования.

Некоторые из афиш — настолько концентрированный графический образ, что их легко представить в виде принтов на самой модной «зумерской» одежде. Например, афиша картины «Обреченные смерти» — буквально находка для модного дома PHILIPP PLEIN. Эта роскошная зеленоглазая черепушка в окружении причудливых букв так и просится на его футболки!

Ленинградская весна

Вторая половина экспозиции — театральные афиши из Ленинграда 1950-1980-х.

Почему нет 1930-40-х? По воле большой истории. К тридцатым коммерческая графика «заизвестковалась» под толстым слоем соцреализма — кропотливость ар-нуво и шик ар-деко стали предосудительны, а пылкая лихость Баухауса признана левацким формализмом. Предвоенные советские афиши — это ладно, гладко, улыбчиво, «всамделишно». И не очень уж интересно.

Зато к концу пятидесятых афишная графика оттаяла и расцвела. Животворным очагом этого чуда стал Ленинград. Этот город вообще породил два удивительных феномена в советском прикладном искусстве — ленинградский плакат и ленинградскую магазинную витрину.

По этой части северная столица была главной в СССР. Лидерство было объективно: для расцвета витринного дизайна в городе достаточно магазинов с большими витринами (спасибо старорежимным архитекторам, обильно строившим доходные дома с обязательной долей роскошных бизнес-площадей) и имелся гигантский комбинат «Ленторгреклама», чье наличие гарантировало обилие витринного реквизита. В шестидесятых в этом городе даже придумали специальный, сугубо ленинградский формат универмага — универмаг-улицу. Мотивация была чисто эстетическая: чтобы пешеход долго шел вдоль длинной череды ярких витрин, так нужных в городе, где стопятьсот оттенков серого.

А для афишного бума у Ленинграда было достаточно театров. Ленинградский подземный переход 1960-70-х — это настоящий пир визуализма. Причем на афиши могли пробиться те стили и художественные решения, которые в «большом» искусстве числились хулиганскими и даже вражескими. Поп-арт, оптические иллюзии, деконструктивизм, Де Кирико, Альфонс Муха, цитаты из Энди Уорхолла и «Желтой подводной лодки» — пожалуйста, на здоровье! Надзорные органы за афишами не очень бдительно присматривали, потому афишная графика Ленинграда была ярким, бурлящим, переливчатым миром. Но все цветущее когда-нибудь да отцветет…

Время листопада

Оба ленинградских феномена отцвели практически одновременно. Ленинградскую витрину сначала смертельно ранил позднесоветский товарный дефицит, а добила глобальная сетевая торговля. На смену сюжетным авторским витринам пришла выкладка по бренд-буку — аккуратно-безжизненная расстановка манекенов в уставных наборах одежды — такая же, как в любом городе, включенном в данную торговую сеть.

Афиша цеплялась за жизнь более яростно — театры-то функционировали, даже когда сникли универмаги. Но и там приметы увядания были заметны уже с поздних восьмидесятых. Вот, к примеру, афиша спектакля «Лисистрата» за 1989-й: женский торс, на деликатную часть которого на манер стрингов напялена античная комедийная маска с высунутым языком. Ну, такое себе ассоциативное остроумие…

В девяностых затраты на афишный дизайн и печать стали считать избыточными. Мол, если крупно написать на афише «ДМИТРИЙ НАГИЕВ. КЫСЬ», зритель и так придет, ничего рисовать не надо. По сути, афиша откатилась даже не к XIX, а к XVIII веку, превратившись в чисто типографское изделие без всякой художественной составляющей. А когда уныло-рациональные девяностые кончились, начало сходить на нет и это воплощение. В эпоху трейлеров и тизеров рисованное резюме экранной или сценической истории — это громоздкая причуда. Дескать, зачем? Сетевая рассылка же есть! Гифки же есть! И трейлеры!

Получается, что прожила афиша во всей своей силе и красе не больше века. В двадцатый уложилась. И осталась там. А еще на стенах у коллекционеров — как арт-объект. Да, информационная функция у афиши обнулилась. Но художественная осталась!

Фото Галина Трофимова-Давыдова


Популярное с сайта

Новости Сибири

Роман Троценко стал Почётным консулом Люксембурга

Офис Почётного консула Люксембурга в Новосибирске планируется открыть на территории Международного аэропорта Новосибирск.

Определены победители Национальной премии «Бизнес-Успех» в Новосибирске

Несмотря на локдаун, предприниматели продолжают развиваться и генерировать новые идеи.

Директора предприятия обвиняют в нарушении требований охраны труда

Ему грозит наказание в виде принудительных работ на срок до 4 лет либо лишением свободы на тот же срок.

Подписаться на новости

Введите свой e-mail

 
×
×
Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×
Андрей Травников

Губернатор Новосибирской области. В 2019 году возглавил реготделение партии «Единая Россия». За эффективную работу губернатора и областных органов исполнительной власти регион вошел в десятку лидеров рейтинга и получил из федерального бюджета 1,4 млрд рублей, в область пришли деньги на разморозку перинатального центра, строительство волейбольного центра, ЛДС. Урегулировал взаимодействие между исполнительной и законодательной властью, а также правительством и мэрией Новосибирска.

×
Андрей Травников

Мэр Новосибирска. В сентябре второй раз выиграл выборы на пост главы города. Добился увеличения в бюджет города налогов (УСН), ранее поступавших в областной бюджет

×
Андрей Шимкив

Спикер регионального парламента. Назначен куратором выборной кампании в региональный парламент и горсовет от партии «Единая Россия». Продвигает создание законов по регулированию лесной отрасли, был одним из инициаторов модернизации закона об аграрной политике.

×
Андрей Панферов

В 2019 году руководил реготделением партии «Единая Россия», параллельно работал в статусе вице-спикера регионального парламента. После назначения главой реготделения Андрея Травникова, стал его заместителем. По версии исследования, проведенного новосибирским Институтом политики и технологий и алтайским Центром политического консалтинга, является лидером рейтинга по уровню доверия избирателей среди депутатов Законодательного собрания.

×
Сергей Бойко

Координатор регионального штаба Алексея Навального в Новосибирске. Получил второе место на выборах мэра города. Заявил о готовности принять участие в выборах в горсовет Новосибирска в 2020 году.

×
Наталья Пинуc

Депутат горсовета Новосибирска. Участвовала в выборах мэра от «Российского общенационального союза». Активно поднимала темы задолженности застройщиков за аренду земли, размещения мусорных полигонов, утилизации ТБО.

×
Антон Горестов

Совладелец федеральной сети стрит-фуда «Дядя Дёнер», основатель сети Primetime.

Расширение сети кафе Primetime, запуск проекта «фабрика-кухня», разработка проекта по корпоративному питанию. Переформатирование сети бутик-отелей Ahotels в службу бронирования. Выход на долговой рынок.

×
Александр Лубенец

Финансист, инвестор, председатель НРО ООО «Российский Союз Налогоплательщиков», руководитель комиссии по устойчивому развитию региона и вопросам инвестиционного климата Общественной палаты Новосибирской области. Реализация масштабного проекта по добыче золота в Алтайском крае. Подготовка предложения по регулированию добычи стратегических ресурсов, которые сейчас переданы на рассмотрение в Госдуму и Совет Федерации.

×
Игорь Дедюхин

Гендиректор ООО «РоссПак». Запуск нового производства в Промышленно-логистическом парке. В 2019 году за счет новой площадки компания планировала увеличить выпуск продукции на 25%, в 2020 году — на 30-40%.

×
Борис Горкунов

Руководитель и собственник ГК «Горкунов». В 2019 году началась реконструкция производственных площадей тепличного комплекса «Новосибирский», который будет перепрофилирован под розы. В 2020 году компания планирует приступить к выращиванию цветов на срез. Запустил реализацию проекта по созданию в Колывани селекционно-генетического центра по разведению крупного рогатого скота.

×
Виталий Хан

Гендиректор ОАО «СКТБ «Катализатор». В рамках программы реиндустриализации «СКТБ «Катализатор» реализует проект «Реализация технологической инициативы КИТ: Катализаторы, Инжиниринг, Технологии». На площадке предприятия в Новосибирске создается научно-технологический центр прикладного катализа мирового уровня по разработке современных катализаторов и адсорбентов. В 2019 году компания приступила к реализации проекта «Национальный центр инжиниринга и испытаний катализаторов», в его рамках планируется создание на площадке в Новосибирске парка пилотных установок по основным процессам нефтепереработки, на которых можно было бы проводить испытания катализаторов в реальных условиях работы установок на конкретных НПЗ и на реальном сырье. Участвует в проекте «Строительство завода по производству солей и редкоземельных металлов» в ТОСЭР «Линево».

×
Сергей Грибов

Бизнесмен и девелопер (ГК «Новоград»). Освободился из мест заключения в ноябре 2019 года. Намерен опротестовывать выдвинутые против него обвинения. Учредитель Новосибирской региональной общественной организации правовой и социальной помощи участникам пенитенциарной системы «Сибирский острог». Работает над рестартом МФК «Снежная миля». Дорожную карту по развитию проекта планирует представить в марте 2019 года.

×
Модернизация аэропорта Толмачево и его инфраструктуры

 

В ценах 2019 года совокупная сумма инвестиций в два этапа модернизации аэропорта составит 20 млрд рублей. Около 3,6 млрд рублей будут инвестированы в реконструкцию ВПП-2 (взлетно-посадочная полоса). Сейчас руководство аэропорта ведет переговоры о реконструкции ВПП-1. Еще около 4 млрд рублей планирует вложить в строительство новой ВПП Минобороны РФ и 4 млрд рублей — в создание дополнительных рулежных дорожек — Минтранс РФ.

×
Сырзавод Холдинга «ЭкоНива»

В 2019 году началось строительство сырзавода Холдинга «ЭкоНива» в Маслянинском районе. Общий объем инвестиций — 20 млрд рублей. Предприятие станет одним из крупнейших в России производителей широкого ассортимента молочной продукции, в том числе сыров российской, голландской, швейцарской групп, сливочного масла, йогуртов и сухой деминерализованной сыворотки. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2020 год.

 

×
Логистический комплекс «Почты России»

На объекте логистического комплекса уже закрыт корпус, идет поставка и установка оборудования. Запуск намечен на 2020 год. Это будет один из крупнейших в России логистических центров площадью около 50 тысяч кв. м. Расчетная пиковая нагрузка — до 2 млн отправлений в сутки.

 

×
Завод PepsiCo по производству снеков

Новое предприятие станет третьей производственной площадкой в России, выпускающей данную продукцию. Объем инвестиций в проект — не менее 10 млрд рублей. На новом производстве будут созданы около 900 новых рабочих мест (без учета сопутствующих рабочих мест, связанных с ресурсным и сервисным обеспечением площадки). Запланирована установка 4 производственных линий, которая будет осуществлена в несколько этапов с 2019 по 2022 год. Завод намерен покупать сырье у новосибирских сельхозпроизводителей.

 

×
Завод «Ангиолайн»

Новый производственный комплекс компании ООО «Ангиолайн» сдан на год раньше запланированного срока. Инвестиции в строительство составили более 500 млн рублей. Новый научно-исследовательский и производственный центр занимает 9,5 тысячи кв. м, что позволит нарастить производственные мощности более чем вдвое. Благодаря этому будут созданы принципиально новые возможности для производства инновационных медицинских изделий с целью лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

 

×
ПФК «Обновление»

Единственная фармкомпания не только в России, но и в мире, которая перешла на стопроцентную маркировку всей своей продукции. Линии по маркировке были запущены в декабре 2019-го, несмотря на то, что правительство РФ перенесло срок вступления в силу закона на середину 2020 года. Объем инвестиций в оборудование для нанесения кода Data Matrix на продукцию в компании не называют. На производственной площадке в Сузуне недавно, в декабре 2019 года, компания запустила полномасштабное галеновое производство. В 2020-м запланирован запуск еще нескольких производственных площадок. Сегодня компания выпускает каждую тридцатую упаковку лекарственных препаратов (сейчас выпуск составляет 15-20 млн упаковок в месяц). Задача: к концу 2021 года выйти на производство 300 млн упаковок в год.

 

×
Правила голосования

 

В голосовании принимают участие читатели информационно-аналитического портала Infopro54.ru. 
Голосование является независимым и анонимным.
Выбирайте в трех номинациях наиболее достойные персон и проекты с вашей точки зрения. Голосование продлится до 31 января 2020 года. 
После этого редакция портала Infopro54.ru подвеет итоги голосования.
Чтобы получить информацию о персоне или проекте,  нужно нажать на подпись под фотографией.
Важное условие: один читатель может выбрать только 1 номинацию в каждой категории.

 

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Извините! Страница пока в разработке!

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×
Верховенство российского права

Речь идёт о том, что российское законодательство предлагается сделать приоритетным над международными правовыми нормами и регламентами. То есть Конституционный суд будет давать оценку всем решениям международных организаций, и если они окажутся противоречащими Конституции РФ, их реализация на территории России станет невозможной.

×
Ограничения в гражданстве для должностных лиц

Членам Правительства РФ, Совета Федерации, судьям, депутатам Госдумы, государственным служащим будут запрещёны вид на жительство или гражданство иностранного государства.

×
Ужесточение требований к кандидату в президенты

Главой государства гражданин сможет избираться не более двух раз, вне зависимости от того, следуют сроки подряд или нет. Также кандидат в президенты должен проживать на территории России не менее 25 лет и не иметь гражданства или вида на жительство иностранного государства.

×
Закрепление роли Госсовета

Вместо консультативной функции Государственный совет, состоящий из руководителей Совета Федерации, Государственной думы, лидеров её фракций и высших должностных лиц субъектов Федерации, будет наделён полномочиями по определению основных направлений государственной политики и координации работы органов государственной власти.

×
Отклонение президентом законов

Президент сможет отклонить принятый Госдумой закон через Конституционный суд РФ. Но это в случае, если суд признает его противоречащим Конституции.

×
Увеличение полномочий Совета Федерации и Государственной думы

После внесения поправок Совет Федерации, помимо текущих своих полномочий, сможет назначать судей и председателей судов и отстранять их от должности, а также консультировать президента относительно кандидатур на должности министров и прокуроров субъектов РФ. У Госдумы появится право утверждать кандидатуру председателя и членов Правительства РФ.

×
Социальная поддержка населения.

Речь идёт о закреплении в Конституции уровня МРОТ не ниже прожиточного минимума, а также обязательной регулярной индексации пенсионных выплат.

×
Наверх в Новости Новосибирска