Пандемия активировала долго зревшие тренды розницы

  • 30/10/2020, 13:00
Автор: Игорь Смольников
Экстраординарные обстоятельства 2020 года радикально изменили сферу розничной торговли. Но сами эти перемены не новы — они накапливались два-три года.

Экспансивная фраза «Мир никогда не будет прежним» вряд ли реально применима к мирозданию в целом. Но в мире розничной торговли эти слова звучат вполне буквально, без патетической натяжки. VII форум «Ритейл будущего», традиционно инициированный группой компаний «Обувь России» и издательским домом «КоммерсантЪ», динамику и векторы перемен обозначил детально.

Наташа, мы опять все уронили!   

Ощущение излома и обрушения — эмоция не то чтобы тотальная, но доминирующая.

— В 2020-м многие бизнес-модели, казавшиеся незыблемыми, рухнули, — констатирует Александр Шубин, управляющий партнер компании MyRetailStrategyPartners и модератор VII форума. — И компании были вынуждены трансформировать форматы и концепции. 2020-й стал шок-мотиватором.

Например, для тех, кто годами рассуждал о невозможности запустить интернет-магазин. Даже они в период локаута магазины запустили за месяц (вот что локаут животворящий делает!).

Уникальность нынешнего кризиса в том, что сейчас, пожалуй, впервые за послевоенную эпоху невозможна поведенческая модель под условным названием «Скарлетт O’Хара». Отраслей и форматов, которые отважились бы погрузиться в декадентскую безмятежность, сейчас нет.

— Когда Сэм Уолтон в 1960-х начинал создание империи Wallmart, он сказал, что решил не замечать кризисы, происходившие в США с тактовым шагом в 10 лет, — рассуждает Александр Шубин.— Но нынешний кризис даже Сэм Уолтон игнорировать бы не смог.

Масштаб событий, по мнению Шубина, таков, что осмыслить последствия метаморфоз 2020-го мы сможем в лучшем случае года через два. Не раньше.

Файлы разархивированы

— Нельзя сказать, что все эти тренды новые, — подчеркивает Мария Гаранина, региональный менеджер по работе с ритейлом компании Nielsen. — Они уже были. Два, три, четыре года назад. Они вызревали под спудом долгой рецессии. Просто пандемия их активировала и вознесла на поверхность.

Словом, те тренды, которые казались глубинными, сейчас оказались в «верхнем слое вод». Выросла и скорость трансформаций, и событийная плотность. Что побудило аналитиков изменить график замеров.

— Полгода назад мы начали еженедельное измерение рынка — перешли от ежемесячных замеров к более частым, — говорит Мария Гаранина. — Первая новелла той поры — всплеск продаж антисептиков, санитайзеров и прочих санитарных товаров. Потом канал гипермаркетов, который долгое время падал, продемонстрировал положительную динамику. Впрочем, сейчас все вернулось на круги своя: люди снова ходят в магазины у дома чаще, чем в гипермаркеты, все больше адаптируются к онлайну. Весной этого года прирост FMCG-категорий был быстрым — с 1,8% до 3,2%. Сейчас он, конечно, замедлился, но не остановился. Ростовой вектор все тот же. Большая часть наших респондентов (и производители, и представители розничных сетей) говорит о том, что ожидают долгосрочного влияния на свой рынок. Приблизительно до августа (в разных регионах точная хронология различна) рынок демонстрировал положительную динамику как в денежном, так и в натуральном обороте. В европейской части России она изменилась к середине года, а Бурятии, например, несколько позднее. Там обороты современных торговых форматов росли. В том числе и в натуральном выражении. И вот сейчас уже по всей стране идет тот самый спад. И он точно не стал сюрпризом, его ожидали. С самого начала 2020 года. Рынок FMCG роста уже не демонстрирует. У кого-то бизнес сокращается на 5-20%, у кого-то — более чем на 20%, вплоть до 50%. И очень мало кто сегодня может похвастаться положительной динамикой своего бизнеса.

Не обольщаемся и машем!

Мария Гаранина отметила, что начали появляться новые категории, новые типы активного покупательского поведения. Но большинство ожидает безоговорочно негативную динамику. И именно к ней готовится.

— Более 85% розничных сетей подтвердили, что ожидают негативную динамику, — констатировала она.— Прежде негативным фактором (два года подряд) была девальвация рубля и затяжки платежей. Сокращается спрос на товары офисного потребления, идет дефрагментация рынка. Большие идейные подвижки наблюдаются  в торговых  сетях. Раньше 62% говорили об инвестировании в digital. А сейчас 85% взяли для себя этот тренд. Остальные остались на том же уровне. В онлайне выросла доля возрастного контингента. В начале пандемии рост онлайн-каналов был сумасшедшим — до 300% (в марте-апреле). Потом замедление. Не остановка, а просто более спокойный рост — не такой ажиотажный, как весной. В общем, бизнес поймал волну ускорения онлайновых трендов, которые прежде отождествлялись с долгосрочной перспективой.

Как настойчиво подчеркнула Мария Гаранина, сокращение ассортимента никто не планирует. Это связано с тем, что в придомных магазинах покупатель начал находить для себя значительно больше бонусов и значительно больше возможностей, чем это было раньше.

Сработали сейчас даже те расширители ассортимента, которые в спокойное время воспринимались как непонятная новация, этакая внерыночная причуда, — отмечает эксперт. — Например,  один из сибирских ритейлеров долго и упорно ставил у себя в залах ЗОЖ-продукты и товары для спорта, для активного отдыха и фитнеса. Но не получал рефлексии от покупателей, пока не ударила пандемия. Тогда-то многие и обратили внимание на укрепление здоровья, на фитнес и любительский спорт. И группа «выстрелила». Дождалась своего часа. В общем, сокращать ассортимент сети не планируют.

Второй тренд — фокусировка покупательского внимания на собственных торговых марках.

— Раньше по ним было до 15% денежного оборота (особенно в дискаунтерах). —  вспоминает Мария Гаранина. — Сейчас все снова смотрят в сторону собственных торговых марок. Кто-то — только в эконом-сегменте, а кто-то — в различных сегментах. СТМ — это тема, в которую многие сети хотят инвестировать.

Еще один нервный год?

Самые ожидаемые изменения в сфере розничной торговли на ближайшие 15 месяцев, по мнению Марии Гараниной, таковы:

  • Продолжится снижение спроса. Это обусловлено падением реальных доходов населения. Снизится индекс потребительской готовности.
  • Увеличивается кредитная нагрузка на потребителя (ибо люди набрали ипотек). Снижены расходы на заграничный отдых, следовательно, будут вложения во внутренний туризм, в строительство дач. И однозначно сохранится тренд на экономию.
  • Рефокусировка в сторону онлайн-шопинга.
  • Реструктуризация офлайн-ритейла. Будет много слияний и поглощений. Но и тренд фрагментации не уйдет. Замедлятся экспансии торговых сетей — федеральные игроки в меньшей степени будут выходить на новые территории и сосредоточатся на работе с обжитыми рынками.
  • Сохранит свой рост формат магазинов у дома, будет развиваться современная розница в пригородных и сельских районах и формат дискаунтера.
  • Ожидается усиление локальных сетей и локальных брендов. Но без попыток перешагнуть родную топографию.

— Вероятны категориальные трансформации которые мы называем back to basics, — отмечает Мария Гаранина. — То естьтсосредоточение на базовых потребностях, на самом необходимом. Наблюдается «каннибализация» HORECA-сферы в части алкоголя, будут развиваться ассортиментные группы, потребляемые вне стен заведений, — блюда, которые можно есть дома, снэки, какие-то иные приятные мелочи, ими люди будут баловать себя, но достаточно экономно. Тренд на питание вне дома сменится на обратный. Будут развиваться категории, связанные с уходом за жилищем. Люди станут выбирать домашнее потребление, безопасность. И те товары, что отвечают этим критериям. Начнут искать промо-товары и низкие цены, по-прежнему сохранится ориентация на показатель «цена/качество». Большие докупки ЗОЖ-товаров будут проходить в интернете, редко кто будет это делать в формате гипермаркетов.

По наблюдениям экспертов компании Nielsen, и ритейлеры, и пищепром начали готовиться к  укоренению новых реалий. Мол, если им нельзя противостоять, то попытаемся встроится в сюжет.

— На сегодня производители начали пересматривать предложения, смещая приоритеты по брендам внутри своих портфелей, — констатирует Мария Гаранина. — Например, взяли фокус на более прибыльные категории в портфеле. Пересмотрели эконом-сектор. Ибо потребитель снова начал экономить — стал более внимательно относиться  к промо-товарам и выгодным предложениям. Но вот что удивительно: при этом начал развиваться и премиальный сегмент! То есть той панической агедонии, которую предрекали пессимисты, не случилось: на каких-то позициях люди в экстренных обстоятельствах готовы экономить, а другие товары они, напротив, готовы покупать в их наилучшем воплощении.

Фото: pixabay.com, автор- Alexas_Fotos


Популярное с сайта

Новости Сибири

27 ноября пройдет III Новосибирский Налоговый Форум

Спикерами выступят представители исполнительной власти и контрольно-надзорных ведомств, ведущие специалисты в области налогового права и аудита, предприниматели.
Новости Сибири

Новосибирцы хранят на депозитах в банках более 460 млрд рублей

Основную часть сбережений население предпочитает хранить в национальной валюте.
Новости Сибири

Центр «Мой бизнес» проводит бесплатное тестирование предпринимательских способностей

Тест поможет понять сильные и слабые профессиональные качества и узнать свой предпринимательский потенциал

Подписаться на новости

Введите свой e-mail

 
×
×
Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×
Андрей Травников

Губернатор Новосибирской области. В 2019 году возглавил реготделение партии «Единая Россия». За эффективную работу губернатора и областных органов исполнительной власти регион вошел в десятку лидеров рейтинга и получил из федерального бюджета 1,4 млрд рублей, в область пришли деньги на разморозку перинатального центра, строительство волейбольного центра, ЛДС. Урегулировал взаимодействие между исполнительной и законодательной властью, а также правительством и мэрией Новосибирска.

×
Андрей Травников

Мэр Новосибирска. В сентябре второй раз выиграл выборы на пост главы города. Добился увеличения в бюджет города налогов (УСН), ранее поступавших в областной бюджет

×
Андрей Шимкив

Спикер регионального парламента. Назначен куратором выборной кампании в региональный парламент и горсовет от партии «Единая Россия». Продвигает создание законов по регулированию лесной отрасли, был одним из инициаторов модернизации закона об аграрной политике.

×
Андрей Панферов

В 2019 году руководил реготделением партии «Единая Россия», параллельно работал в статусе вице-спикера регионального парламента. После назначения главой реготделения Андрея Травникова, стал его заместителем. По версии исследования, проведенного новосибирским Институтом политики и технологий и алтайским Центром политического консалтинга, является лидером рейтинга по уровню доверия избирателей среди депутатов Законодательного собрания.

×
Сергей Бойко

Координатор регионального штаба Алексея Навального в Новосибирске. Получил второе место на выборах мэра города. Заявил о готовности принять участие в выборах в горсовет Новосибирска в 2020 году.

×
Наталья Пинуc

Депутат горсовета Новосибирска. Участвовала в выборах мэра от «Российского общенационального союза». Активно поднимала темы задолженности застройщиков за аренду земли, размещения мусорных полигонов, утилизации ТБО.

×
Антон Горестов

Совладелец федеральной сети стрит-фуда «Дядя Дёнер», основатель сети Primetime.

Расширение сети кафе Primetime, запуск проекта «фабрика-кухня», разработка проекта по корпоративному питанию. Переформатирование сети бутик-отелей Ahotels в службу бронирования. Выход на долговой рынок.

×
Александр Лубенец

Финансист, инвестор, председатель НРО ООО «Российский Союз Налогоплательщиков», руководитель комиссии по устойчивому развитию региона и вопросам инвестиционного климата Общественной палаты Новосибирской области. Реализация масштабного проекта по добыче золота в Алтайском крае. Подготовка предложения по регулированию добычи стратегических ресурсов, которые сейчас переданы на рассмотрение в Госдуму и Совет Федерации.

×
Игорь Дедюхин

Гендиректор ООО «РоссПак». Запуск нового производства в Промышленно-логистическом парке. В 2019 году за счет новой площадки компания планировала увеличить выпуск продукции на 25%, в 2020 году — на 30-40%.

×
Борис Горкунов

Руководитель и собственник ГК «Горкунов». В 2019 году началась реконструкция производственных площадей тепличного комплекса «Новосибирский», который будет перепрофилирован под розы. В 2020 году компания планирует приступить к выращиванию цветов на срез. Запустил реализацию проекта по созданию в Колывани селекционно-генетического центра по разведению крупного рогатого скота.

×
Виталий Хан

Гендиректор ОАО «СКТБ «Катализатор». В рамках программы реиндустриализации «СКТБ «Катализатор» реализует проект «Реализация технологической инициативы КИТ: Катализаторы, Инжиниринг, Технологии». На площадке предприятия в Новосибирске создается научно-технологический центр прикладного катализа мирового уровня по разработке современных катализаторов и адсорбентов. В 2019 году компания приступила к реализации проекта «Национальный центр инжиниринга и испытаний катализаторов», в его рамках планируется создание на площадке в Новосибирске парка пилотных установок по основным процессам нефтепереработки, на которых можно было бы проводить испытания катализаторов в реальных условиях работы установок на конкретных НПЗ и на реальном сырье. Участвует в проекте «Строительство завода по производству солей и редкоземельных металлов» в ТОСЭР «Линево».

×
Сергей Грибов

Бизнесмен и девелопер (ГК «Новоград»). Освободился из мест заключения в ноябре 2019 года. Намерен опротестовывать выдвинутые против него обвинения. Учредитель Новосибирской региональной общественной организации правовой и социальной помощи участникам пенитенциарной системы «Сибирский острог». Работает над рестартом МФК «Снежная миля». Дорожную карту по развитию проекта планирует представить в марте 2019 года.

×
Модернизация аэропорта Толмачево и его инфраструктуры

 

В ценах 2019 года совокупная сумма инвестиций в два этапа модернизации аэропорта составит 20 млрд рублей. Около 3,6 млрд рублей будут инвестированы в реконструкцию ВПП-2 (взлетно-посадочная полоса). Сейчас руководство аэропорта ведет переговоры о реконструкции ВПП-1. Еще около 4 млрд рублей планирует вложить в строительство новой ВПП Минобороны РФ и 4 млрд рублей — в создание дополнительных рулежных дорожек — Минтранс РФ.

×
Сырзавод Холдинга «ЭкоНива»

В 2019 году началось строительство сырзавода Холдинга «ЭкоНива» в Маслянинском районе. Общий объем инвестиций — 20 млрд рублей. Предприятие станет одним из крупнейших в России производителей широкого ассортимента молочной продукции, в том числе сыров российской, голландской, швейцарской групп, сливочного масла, йогуртов и сухой деминерализованной сыворотки. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2020 год.

 

×
Логистический комплекс «Почты России»

На объекте логистического комплекса уже закрыт корпус, идет поставка и установка оборудования. Запуск намечен на 2020 год. Это будет один из крупнейших в России логистических центров площадью около 50 тысяч кв. м. Расчетная пиковая нагрузка — до 2 млн отправлений в сутки.

 

×
Завод PepsiCo по производству снеков

Новое предприятие станет третьей производственной площадкой в России, выпускающей данную продукцию. Объем инвестиций в проект — не менее 10 млрд рублей. На новом производстве будут созданы около 900 новых рабочих мест (без учета сопутствующих рабочих мест, связанных с ресурсным и сервисным обеспечением площадки). Запланирована установка 4 производственных линий, которая будет осуществлена в несколько этапов с 2019 по 2022 год. Завод намерен покупать сырье у новосибирских сельхозпроизводителей.

 

×
Завод «Ангиолайн»

Новый производственный комплекс компании ООО «Ангиолайн» сдан на год раньше запланированного срока. Инвестиции в строительство составили более 500 млн рублей. Новый научно-исследовательский и производственный центр занимает 9,5 тысячи кв. м, что позволит нарастить производственные мощности более чем вдвое. Благодаря этому будут созданы принципиально новые возможности для производства инновационных медицинских изделий с целью лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

 

×
ПФК «Обновление»

Единственная фармкомпания не только в России, но и в мире, которая перешла на стопроцентную маркировку всей своей продукции. Линии по маркировке были запущены в декабре 2019-го, несмотря на то, что правительство РФ перенесло срок вступления в силу закона на середину 2020 года. Объем инвестиций в оборудование для нанесения кода Data Matrix на продукцию в компании не называют. На производственной площадке в Сузуне недавно, в декабре 2019 года, компания запустила полномасштабное галеновое производство. В 2020-м запланирован запуск еще нескольких производственных площадок. Сегодня компания выпускает каждую тридцатую упаковку лекарственных препаратов (сейчас выпуск составляет 15-20 млн упаковок в месяц). Задача: к концу 2021 года выйти на производство 300 млн упаковок в год.

 

×
Правила голосования

 

В голосовании принимают участие читатели информационно-аналитического портала Infopro54.ru. 
Голосование является независимым и анонимным.
Выбирайте в трех номинациях наиболее достойные персон и проекты с вашей точки зрения. Голосование продлится до 31 января 2020 года. 
После этого редакция портала Infopro54.ru подвеет итоги голосования.
Чтобы получить информацию о персоне или проекте,  нужно нажать на подпись под фотографией.
Важное условие: один читатель может выбрать только 1 номинацию в каждой категории.

 

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Извините! Страница пока в разработке!

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×
Верховенство российского права

Речь идёт о том, что российское законодательство предлагается сделать приоритетным над международными правовыми нормами и регламентами. То есть Конституционный суд будет давать оценку всем решениям международных организаций, и если они окажутся противоречащими Конституции РФ, их реализация на территории России станет невозможной.

×
Ограничения в гражданстве для должностных лиц

Членам Правительства РФ, Совета Федерации, судьям, депутатам Госдумы, государственным служащим будут запрещёны вид на жительство или гражданство иностранного государства.

×
Ужесточение требований к кандидату в президенты

Главой государства гражданин сможет избираться не более двух раз, вне зависимости от того, следуют сроки подряд или нет. Также кандидат в президенты должен проживать на территории России не менее 25 лет и не иметь гражданства или вида на жительство иностранного государства.

×
Закрепление роли Госсовета

Вместо консультативной функции Государственный совет, состоящий из руководителей Совета Федерации, Государственной думы, лидеров её фракций и высших должностных лиц субъектов Федерации, будет наделён полномочиями по определению основных направлений государственной политики и координации работы органов государственной власти.

×
Отклонение президентом законов

Президент сможет отклонить принятый Госдумой закон через Конституционный суд РФ. Но это в случае, если суд признает его противоречащим Конституции.

×
Увеличение полномочий Совета Федерации и Государственной думы

После внесения поправок Совет Федерации, помимо текущих своих полномочий, сможет назначать судей и председателей судов и отстранять их от должности, а также консультировать президента относительно кандидатур на должности министров и прокуроров субъектов РФ. У Госдумы появится право утверждать кандидатуру председателя и членов Правительства РФ.

×
Социальная поддержка населения.

Речь идёт о закреплении в Конституции уровня МРОТ не ниже прожиточного минимума, а также обязательной регулярной индексации пенсионных выплат.

×
Наверх в Новости Новосибирска