На итоговой онлайн-конференции «Корпоративное волонтерство: ответственность перед будущими поколениями» представители компаний-участников регионального представительства Национального совета по корпоративному волонтерству в Новосибирской области (НСКВ НСО), некоммерческого сектора и государственных институций обсудили задачи, стоящие перед добровольческим сообществом, проблемы и пути их решения, новые тренды, практики и возможности, которые дает участие в волонтёрских программах сотрудникам компаний, а также роль корпоративного волонтерства в реализации целей устойчивого развития ООН.
Открывая конференцию, председатель НСКВ НСО, управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России, Дмитрий Шарков поздравил всех участников мероприятия с Днем волонтера. Праздник отмечается 5 декабря и непосредственно касается всех людей, которые отдают себя добровольчеству.
Дмитрий Шарков отметил, что за два года работы в условиях пандемийных ограничений добровольчество не только не сократилось, но наоборот активно набирает сторонников. Теперь НСКВ работает в 28 регионах. В текущем году региональные представительства появились в Башкортостане и Амурской области. Новосибирский Совет также расширился. В мае к сообществу присоединились компании Макдональдс, Группа Сибантрацит, Новосибирское отделение общественной организации «ОПОРА РОССИИ». В июле в НСКВ НСО вступили Птицефабрика «Улыбино», осенью — Банк Уралсиб.
Все 16 организаций, входящих в новосибирское подразделение НСКВ, в текущем году развивали добровольчество, как в рамках собственных инициатив, так и охотно присоединялись к общим проектам федерального и регионального масштаба.
Представители всех компаний – участников конференции отметили как важность участия членов Совета по корпоративному волонтерству в совместных и федеральных проектах, так и те акции, которые каждая компания придумывает и воплощает своими силами.
HR бизнес-партнёр Новосибирского отделения Сбербанка Елена Прокопенко сделала акцент на возможности для волонтеров работать совместно с единомышленниками. Для этого у Сбербанка есть две платформы: для федеральных и региональных инициатив.
В компании сетевой торговли «Магнит» ставку делают на взаимодействии с Минсоцтрудом и НКО. Руководитель по внешним коммуникациям и связям «Магнита» Елена Погодаева объяснила, как этот механизм работает. Социальное ведомство выбирает по запросу компании те группы граждан, которым готовы и могут оказать помощь корпоративные волонтёры, а работники сети получают возможность помигать именно тем, кому они считают нужным. Отдача от такой работы только позитивная. Люди: и подопечные, и помощники — получают новый опыт, новые возможности, новые эмоции.
В Банке Уралсиб сделали ставку на эковолонтерство, но готовы присоединиться и к интересным проектам НСКВ НСО с другой тематикой.
Компания «Авито» активно пропагандирует и внедряет среди пользователей идею разумного потребления и концепцию «зеленого офиса», образец которого уже создала на своей территории. Для мотивации пользователей «помогать другим», компания внедряет на платформе различные механики, а участникам благотворительности обещает льготы и другие «плюшки».
В «Икее» решили, что надо поддерживать и социально-ориентированный бизнес: он создает продукт и рабочие места, дает людям уверенность в будущем. Точкой приложения при реализации этого проекта для «Икеи» стали социальные предприниматели. Сегодня их товары уже продаются в некоторых магазинах компании и сеть продажи постепенно расширяется.
ФМИ в России успешно реализовала в нескольких регионах своего присутствия акцию «Говорящая книга», в рамках которой сотрудники компании и другие волонтеры НСКВ приняли участие в аудиозаписи книг для слепых и слабовидящих людей. Другим примером индивидуального волонтерства стал марафон «Поделись добром!» – комплекс добровольческих офлайн- и онлайн-мероприятий, который связал возможности корпоративных волонтеров с потребностями НКО и других благополучателей по различным направлениям поддержки: от помощи пожилым и людям с ограниченными возможностями до поддержки приютов для животных. По словам управляющего по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток аффилированных компаний ФМИ в России, председателя НСКВ НСО Дмитрия Шаркова в следующем году запрос на индивидуальное волонтерство сохранится, и такие акции можно начинать тиражировать в регионах присутствия НСКВ.
Менеджер по устойчивому развитию ИКЕА Новосибирск Валерий Гусев объясняет выбор компании тем, что важно создавать возможности для всех участников цепочки поставок.
— Совместные проекты с социальными предпринимателями — это одна из глобальных инициатив компании. Соцпредприниматели — это люди, которые решают социальные проблемы через бизнес-инновации. Их цели и задачи — защита базовых прав человека, борьба с нищетой, создание рабочих мест для незащищенных групп населения, — рассказал Валерий Гусев.
К примеру, в России ИКЕА выпустила лимитированную коллекцию «Отерстэлла». Она была создана с особой миссией — дать людям, которые находятся вне трудового рынка, возможность заниматься любимым делом и увереннее смотреть в будущее. Коллекция производится в сотрудничестве с российскими предпринимателями. Чехлы для подушек и держатели для карт выпускаются в рамках партнерства с социальным предпринимателем Гузелью Санжаповой. Жители удаленной уральской деревни Малый Турыш в Свердловской области получили возможность зарабатывать там, где они живут, не покидая родной дом. Шведское слово «återställa» означает «восстановление». Коллекция создана по принципу безотходного производства: обрезки после раскроя ткани для чехлов используются для изготовления кардхолдеров. Текстильные изделия, вошедшие в коллекцию, произведены с использованием материалов ИКЕА под контролем компании.
Второй партнер ИКЕА — Санкт-Петербургский центр «Антон тут рядом». Центр поддерживает взрослых людей с аутизмом и другими особенностями развития, помогает им с социализацией и работой. Благодаря проекту у студентов инклюзивных мастерских появляется возможность самостоятельно зарабатывать и увереннее смотреть в будущее. В компании уверены, что забота о работающих людях в рамках партнерства с социальными предпринимателями — это вклад в цели устойчивого развития.
Развиваясь, компания помогает развиваться и другим людям.
Президент Фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», председатель комиссии по развитию гражданского общества, добровольчества, благотворительности и СО НКО Общественной палаты Новосибирской области Елена Малицкая обратила внимание участников конференции на сложности с коммуникациями при реализации проектов корпоративного волонтерства.
— Еще в прошлом году совместными усилиями все участники волонтерского движения приняли участие в создании реестра действующих в регионе НКО. Единая база в идеале должна была выявить насущные потребности благополучателей, с которыми работают НКО, и помочь корпоративным волонтерам подключиться к решению этих проблем в рамках своих возможностей. На деле же потенциал благотворителей и волонтеров используется недостаточно, — считает Малицкая.
Консультант отдела правовой и кадровой работы Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, куратор по развитию корпоративного волонтерства в Новосибирской области в Межведомственном совете по развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций в НСО Лариса Серова подержала общественницу и высказала предположение, что ситуация, возможно, связана с тем, что в региональном правительстве с социальными и экологическими проектами, с волонтерами и НКО работают разные министерства.
— Для более тесного взаимодействия и координирования добровольческой деятельности среди некоммерческих организаций (СО НКО), возможно, необходимо кому-то взять на себя роль координатора по развитию данного направления, кто сможет отладить институциональное взаимодействия с другими представителями волонтерского движения, органами власти и т. д. Можно обратиться с таким предложением в Межрегиональный совет по развитию добровольчества в Новосибирской области, — рассуждает Лариса Серова.
Директор корпоративных HR-проектов todogood — платформы социальных изменений Элина Полухина (г. Москва) предложила практический кейс о том, как переосмыслить проекты по корпоративному волонтерству, действующие внутри компании, и сделать работу системной, учитывая при этом особенности бизнеса и задачи ESG-повестки.
— Мы готовили такой проект для «Росводоканала». В компании стояла задача разработать стратегию корпоративного волонтерства, а предварительно понять, какое влияние это может оказать на компанию, на сотрудников, как впишется в ESG-стратегию — пояснила Элина Полухина.
В том, что практики корпоративного волонтерства позитивно влияют на организацию, сомнений ни у кого не было. Во всех предприятиях «Росводоканала» были свои наработки, реализовывались проекты по корпоративному волонтерству, важно было систематизировать их и создать единую стратегию. Нужен был системный подход с тем, чтобы концепция и стратегия корпоративного волонтерства стали частью ESG-стратегии компании.
Для решения задачи было решено провести общее мероприятие для активистов-волонтеров (это около 70 человек из 8 регионов) в онлайн-формате, в ходе которого:
1) показать значимость корпоративного волонтерства для компании и для сотрудников;
2) дать представление участникам о том, что такое системный подход к корпоративному волонтерству и как можно замерять его влияние на бизнес;
3) силами участников в ходе групповой работы создать концепцию корпоративного волонтерства, которая впоследствии ляжет в основу стратегии.
— Директор по персоналу ГК «Росводоканал» Илья Гузеев представил свое видение волонтерства как части ESG. Представители регионов — молодые специалисты и активисты поделились своими практиками. Затем подключили обучение — провели вебинар на тему «Корпоративное волонтерство: системный подход». Дали вводную информацию и знания о том, что такое системный подход к волонтерству, какие выгоды можно получить и как их можно замерять, — рассказывает эксперт. — Дальше поделили слушателей вебинара на несколько рабочих групп, куда включили и руководителей, и рядовых сотрудников. В итоге участники сами определили единые ключевые направления развития корпоративного волонтерства, которые учитывают сферу деятельности компании, интересы руководства, сотрудников и общества в целом, создали карту стейкхолдеров и определили выгоды каждого стейкхолдера от реализации проектов по корпоративному волонтерству, нашли инструменты для измерения эффективности (около 20 показателей) и предложили ценные идеи для дальнейшего развития корпоративного волонтерства в компании.
Сейчас проект находится в стадии завершения — корпоративная стратегия волонтерства компании практически готова и будет интегрироваться в ESG-стратегию ГК «Росводоканал».
Директор волонтерских программ благотворительного фонда «Солнечный город» Анастасия Землянова, обладающая солидным опытом в профилактике темы сиротства и семейного неблагополучия, объяснила, что нужно благополучателям от благотворителей.
— Нужна, прежде всего, постоянная помощь, а не разовые акции, — подчеркнула Анастасия. — Подарки для сирот 2 раза в год — на День защиты детей и на Новый год — самый неподходящий вид благотворительности. Детские дома хорошо обеспечены, у детей есть все необходимое, и подарки в том числе. Для сирот более важен постоянный контакт с каким-либо взрослым другом, наставником, который постоянно помогает советом, объясняет важные вопросы, консультирует при выполнении учебных заданий и др. Очень важно очное общение. Доступ к гаджетам есть не у всех детей, не у всех детей получается работать дистанционно даже над уроками: с некоторыми ребятишками надо работать только в непосредственном контакте, буквально держать их за руку, чтобы был результат.
По оценке эксперта, крайне важно перед тем, как начинать общаться детьми, пройти обучение. Сотрудники фонда готовы проводить обучающие мероприятия в удобное время на территории компаний, которые хотят системно помогать детским домам.
— Даже если в дальнейшем прошедшие обучение волонтеры не станут работать с детьми, они будут в теме, этот опыт будет им полезен, — считает Землянова. — Важно также, чтобы с детьми-сиротами работала постоянная команда. Внутри могут происходить изменения: люди могут уйти из компании, но количественно и качественно она должна сохранятся неизменной.
Понятно, что работа с детьми с непростой судьбой непроста и для волонтеров. «Солнечный город» готов делиться опытом того, как преодолеть и предупредить эмоциональное выгорание, как помочь себе и другим членам команды продолжать работу.
Помимо работы с сиротами, фонд целенаправленно работает с семьями, чтобы помочь тем семьям, где есть ресурс, не распасться.
— Как бы ни был хорош приют, детям не нужно в него попадать даже на месяц, им не нужно оставаться без родителей. Мы делаем все, чтобы этого избежать. К примеру, помогаем снимать жилье семьям-погорельцам и параллельно помогаем им же ремонтировать дома. Помогаем тем семьям, кому необходимо решить бытовые проблемы с углем, мебелью, бытовой техникой, чтобы дети остались в семье. То есть теперь нашу задачу мы видим в профилактике сиротства и к этой работе тоже привлекаем волонтеров, — пояснила Землянова. — Также фонд оказывает бесплатные консультации психологов и юристов по необходимым вопросам, чтобы сохранить ребенка в семье.
Среди волонтерских инициатив, к которым могли бы подключиться компании, Анастасия Землянова отметила проекты по финансовому просвещению подопечных фонда, программы наставничества. Важна также финансовая помощь, чтобы фонд мог приглашать специалистов, психологов для работы с детьми и семьями, оказавшимися в сложной ситуации.
***
Подводя итоги встречи, Дмитрий Шарков подчеркнул, что для всех участников волонтерских программ важно оставаться партнерами, быть в диалоге другом с другом, активнее включать в свою работу некоммерческий сектор.
Фото предоставлены пресс-службами Банк Уралсиб (ПАО), ПАО «Магнит», Сбербанк (ПАО), компании ИКЕА, из личного архива Д. Шаркова, А. Земляновой, Е. Погодаевой, Е. Прокопенко, Э.Полухиной, Л. Серовой, В. Гусева, Е.Малицкой
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна