В управлении ФССП по Новосибирской области в ответ на запрос редакции Infopro54 прокомментировали ключевые тренды, которые наблюдаются на коллекторском рынке. В первую очередь это изменение подходов к взысканию просроченной задолженности в соответствии с требованием законодательства. В частности, законом установлено разрешенное количество звонков (один раз в день, два раза в неделю, четыре раза в месяц). Несоблюдение этого норматива будет административным правонарушением.
При этом количество жалоб на действия коллекторов, поступающих в управление ФССП, не имеет тенденции постоянного роста. В 2020 году поступили 1282 жалобы, в 2021-м — 1440, в 2022-м — 1172.
— По нашему мнению, это связано с большой долей латентного поведения лиц, чьи права нарушены при взыскании просроченной задолженности по кредитам, — комментирует врио руководителя главного управления Сергей Неведомский.
Заместитель управляющего директора МФК «Лайм-Займ» Тимофей Полетаев настроен более оптимистично. Он считает, что сокращение конфликтов между представителями взыскания и клиентами связано с ростом финансовой грамотности должников, которые понимают, что такое коллекшн, какие у него цели и что весь процесс взыскания долгов по кредитам направлен в первую очередь на поиск решения проблемы.
— Сегодня коллекшн становится клиентоцентричным. Во многих компаниях это уже часть бизнес-модели по выдаче. Заемщик все меньше замечает процедуру взыскания и больше — клиентский сервис при взаимодействии с кредитором, — рассуждает Полетаев. — В последнее время мы почти не встречали негатива клиентов к коллекторам. Эта должность стала более востребованной за счет взаимной лояльности кредиторов и заемщиков.
По внутренним исследованиям компании, профессия «омолаживается», средний возраст коллектора — 23 года, это специалисты с высшим образованием или студенты.
— Современный коллекшн поменял свою методологию, и в настоящее время основная цель его работы — установка диалога с должником и решение проблемы, — соглашаются в управлении судебных приставов. — Кроме того, меняются инструменты взыскания долгов по кредитам, внедряются информационные системы, роботы-коллекторы и т.д., что приводит к исключению человеческого фактора и увеличению объема проводимой работы.
Генеральный директор коллекторского агентства «Право онлайн» Константин Шарапов согласен, что за последние годы вектор взаимоотношения должников и коллекторских агентств сместился в сторону человечности, прозрачности и исключительной законности. В том числе благодаря расширению доступных способов оплаты. По его словам, чтобы клиентам было проще и удобнее оплачивать задолженность на сайте или в приложении, разрабатываются системы лояльности — проводятся специальные акции, позволяющие выгодно списать часть процентов. Способы донесения информации до клиента дополнились цифровыми технологиями: голосовыми помощниками, чат-ботами и др.
Тимофей Полетаев подтверждает, что компании улучшают tone of voice — принципы общения бренда с аудиторией. Вместе с тем он отмечает и негативный тренд, связанный с цифровизацией: многие клиенты уходят в неголосовые каналы коммуникации за счет появления роботов-помощников, блокировщиков звонков и других автоматизированных систем.
— Это создает вакуум для заемщика, иллюзию, что не нужно решать вопросы с просроченными обязательствами. Кредитору приходится тратить все больше сил на то, чтобы обсудить с клиентом выгодное для него решение проблемной ситуации, — поясняет эксперт.
К трендам коллекторского рынка в управлении ФССП также отнесли внедрение в практику частичной уступки прав требований (цессии) по договору. Наиболее часто коллекшн прибегает к практике взыскания задолженности по кредитам путем привлечения агентов для взыскания, а также уступки прав требований. Практика показывает, что между первоначальным и финальным кредитором могут быть еще 3-5 юридических лиц, в работе которых находится должник.
Участники рынка пояснили редакции, что ожидают дальнейшего развития цифровых технологий работы с должниками.
— Речь идет об активном внедрение информационных технологий с целью решения проблемных вопросов с должниками, — прогнозирует Сергей Неведомский.
Константин Шарапов также большие надежды возлагает на цифровизацию работы отрасли.
— Одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся в своей работе, — это перегруженность судов и судебных приставов: судебная система не в состоянии обработать тот объем заявлений, что возникают на рынке и увеличиваются с каждым годом. Решить эту задачу должно постепенное внедрение Федеральной службой судебных приставов цифрового исполнительного производства, позволяющего и кредиторам, и гражданам получать сведения о ходе исполнительного производства в электронном виде, — поясняет эксперт.
По его словам, цифровизация судов станет настоящей революцией и одним из самых значимых явлений всей сферы взыскания — она повлияет на скорость и эффективность вынесения решений, а также отразится на снижении затрат как коллекторских агентств, так и судебной власти. Все обращения будут регистрироваться через цифровые каналы, а не в бумажном виде, и после вынесения решения заявление будет автоматически поступать приставам для дальнейших действий. На данный момент цифровизация коснулась не более 20% всех судов в стране.
— В 2024 году планируется внести дополнения в закон и увеличить зону влияния ФССП. Безусловно, это повлечет за собой определенные операционные изменения в процессах, но, как показывает практика, сейчас все участники рынка взыскания «безболезненно» перестраиваются под требования регуляторов, — говорит Тимофей Полетаев.
Кстати, по прогнозам приставов, в 2023 году количество игроков на рынке взыскания задолженности в регионе вырастет. На начало 2022 года на территории Новосибирской области в реестр была включена 21 компания, которой разрешено заниматься возвратом просроченной задолженности (всего по России — 465).
Ранее редакция сообщала о том, что должники сейчас предпочитают договариваться с коллекторами.
Фото pixabay — Mariakray , фото спикеров предоставлено пресс-службами компаний- участников обзора
Рубрики : Финансы Общество Власть Бизнес Рынки
Регионы: Сибирь Россия Новосибирск
Теги : цивилизованный коллекшн Тимофей Полетаев Сергей Неведомский рынок микрофинансирования погасить задолженность по кредитам Константин Шарапов коллекторский рынок долги по кредитам взыскание просроченной задолженности
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна