В управлении ФССП по Новосибирской области в ответ на запрос редакции Infopro54 прокомментировали ключевые тренды, которые наблюдаются на коллекторском рынке. В первую очередь это изменение подходов к взысканию просроченной задолженности в соответствии с требованием законодательства. В частности, законом установлено разрешенное количество звонков (один раз в день, два раза в неделю, четыре раза в месяц). Несоблюдение этого норматива будет административным правонарушением.
При этом количество жалоб на действия коллекторов, поступающих в управление ФССП, не имеет тенденции постоянного роста. В 2020 году поступили 1282 жалобы, в 2021-м — 1440, в 2022-м — 1172.
— По нашему мнению, это связано с большой долей латентного поведения лиц, чьи права нарушены при взыскании просроченной задолженности по кредитам, — комментирует врио руководителя главного управления Сергей Неведомский.
Заместитель управляющего директора МФК «Лайм-Займ» Тимофей Полетаев настроен более оптимистично. Он считает, что сокращение конфликтов между представителями взыскания и клиентами связано с ростом финансовой грамотности должников, которые понимают, что такое коллекшн, какие у него цели и что весь процесс взыскания долгов по кредитам направлен в первую очередь на поиск решения проблемы.
— Сегодня коллекшн становится клиентоцентричным. Во многих компаниях это уже часть бизнес-модели по выдаче. Заемщик все меньше замечает процедуру взыскания и больше — клиентский сервис при взаимодействии с кредитором, — рассуждает Полетаев. — В последнее время мы почти не встречали негатива клиентов к коллекторам. Эта должность стала более востребованной за счет взаимной лояльности кредиторов и заемщиков.
По внутренним исследованиям компании, профессия «омолаживается», средний возраст коллектора — 23 года, это специалисты с высшим образованием или студенты.
— Современный коллекшн поменял свою методологию, и в настоящее время основная цель его работы — установка диалога с должником и решение проблемы, — соглашаются в управлении судебных приставов. — Кроме того, меняются инструменты взыскания долгов по кредитам, внедряются информационные системы, роботы-коллекторы и т.д., что приводит к исключению человеческого фактора и увеличению объема проводимой работы.
Генеральный директор коллекторского агентства «Право онлайн» Константин Шарапов согласен, что за последние годы вектор взаимоотношения должников и коллекторских агентств сместился в сторону человечности, прозрачности и исключительной законности. В том числе благодаря расширению доступных способов оплаты. По его словам, чтобы клиентам было проще и удобнее оплачивать задолженность на сайте или в приложении, разрабатываются системы лояльности — проводятся специальные акции, позволяющие выгодно списать часть процентов. Способы донесения информации до клиента дополнились цифровыми технологиями: голосовыми помощниками, чат-ботами и др.
Тимофей Полетаев подтверждает, что компании улучшают tone of voice — принципы общения бренда с аудиторией. Вместе с тем он отмечает и негативный тренд, связанный с цифровизацией: многие клиенты уходят в неголосовые каналы коммуникации за счет появления роботов-помощников, блокировщиков звонков и других автоматизированных систем.
— Это создает вакуум для заемщика, иллюзию, что не нужно решать вопросы с просроченными обязательствами. Кредитору приходится тратить все больше сил на то, чтобы обсудить с клиентом выгодное для него решение проблемной ситуации, — поясняет эксперт.
К трендам коллекторского рынка в управлении ФССП также отнесли внедрение в практику частичной уступки прав требований (цессии) по договору. Наиболее часто коллекшн прибегает к практике взыскания задолженности по кредитам путем привлечения агентов для взыскания, а также уступки прав требований. Практика показывает, что между первоначальным и финальным кредитором могут быть еще 3-5 юридических лиц, в работе которых находится должник.
Участники рынка пояснили редакции, что ожидают дальнейшего развития цифровых технологий работы с должниками.
— Речь идет об активном внедрение информационных технологий с целью решения проблемных вопросов с должниками, — прогнозирует Сергей Неведомский.
Константин Шарапов также большие надежды возлагает на цифровизацию работы отрасли.
— Одна из главных проблем, с которой мы сталкиваемся в своей работе, — это перегруженность судов и судебных приставов: судебная система не в состоянии обработать тот объем заявлений, что возникают на рынке и увеличиваются с каждым годом. Решить эту задачу должно постепенное внедрение Федеральной службой судебных приставов цифрового исполнительного производства, позволяющего и кредиторам, и гражданам получать сведения о ходе исполнительного производства в электронном виде, — поясняет эксперт.
По его словам, цифровизация судов станет настоящей революцией и одним из самых значимых явлений всей сферы взыскания — она повлияет на скорость и эффективность вынесения решений, а также отразится на снижении затрат как коллекторских агентств, так и судебной власти. Все обращения будут регистрироваться через цифровые каналы, а не в бумажном виде, и после вынесения решения заявление будет автоматически поступать приставам для дальнейших действий. На данный момент цифровизация коснулась не более 20% всех судов в стране.
— В 2024 году планируется внести дополнения в закон и увеличить зону влияния ФССП. Безусловно, это повлечет за собой определенные операционные изменения в процессах, но, как показывает практика, сейчас все участники рынка взыскания «безболезненно» перестраиваются под требования регуляторов, — говорит Тимофей Полетаев.
Кстати, по прогнозам приставов, в 2023 году количество игроков на рынке взыскания задолженности в регионе вырастет. На начало 2022 года на территории Новосибирской области в реестр была включена 21 компания, которой разрешено заниматься возвратом просроченной задолженности (всего по России — 465).
Ранее редакция сообщала о том, что должники сейчас предпочитают договариваться с коллекторами.
Фото pixabay — Mariakray , фото спикеров предоставлено пресс-службами компаний- участников обзора
Рубрики : Финансы Общество Власть Бизнес Рынки
Регионы: Сибирь Россия Новосибирск
Теги : цивилизованный коллекшн Тимофей Полетаев Сергей Неведомский рынок микрофинансирования погасить задолженность по кредитам Константин Шарапов коллекторский рынок долги по кредитам взыскание просроченной задолженности
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна