«Информационный шлейф» господдержки охлаждает интерес бизнеса

  • 20/09/2019, 12:04
«Информационный шлейф» господдержки охлаждает интерес бизнеса
Каковы перспективы малых и средних предпринимателей Новосибирской области при получении господдержки? Насколько банки и фонды готовы пойти им навстречу? Почему бизнес неохотно обращается к государству за льготами и субсидиями? Об этом рассуждает председатель Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», гендиректор АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергей Соколов.

— Сергей, скажите, какой процент предпринимателей Новосибирской области в настоящее время пользуется господдержкой?

— Для чистоты эксперимента важно определить, сколько реальных предпринимателей в настоящее время работают на территории Новосибирской области. Ведь если из количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (около 145 тысяч субъектов) вычесть тех, кто не сдает отчетность, не имеет оборотов по расчетным счетам и является частью большой раздробленной структуры — оценочно это 50-60 тысяч — то реестр определенно преобразится.

 В 2018 году в рамках госпрограмм поддержку получили около 3,5 тысячи предпринимателей: 2 тысячи — через региональный центр поддержки предпринимательства, около 400 — через Фонд микрофинансирования, около 250 — через Гарантийный фонд, еще около 60 получают прямую финансовую поддержку в виде субсидий. Остальные субъекты МСП получают поддержку через объекты инфраструктуры и муниципальные программы. Эта цифра ниже задачи, определенной национальным проектом, — 4,6 тысячи субъектов МСП в рамках проекта федерального проекта «Акселерация субъектов МСП». Причем проект по акселерации включает только поддержку в виде предоставляемой инфраструктуры. А прямая финансовая поддержка национальным проектом предусмотрена только для социального предпринимательства в моногородах.

— Какие отрасли в настоящее время наиболее активны в получении господдержки?

— К фондам (как и раньше) чаще всего обращаются торговые компании, что особенно характерно для Новосибирской области.

— Есть ли причины, удерживающие МСП от получения мер поддержки (недостаточная информированность, излишняя забюрократизированность процедуры получения и т.д.)?

— Если говорить о причинах «активности» предпринимателей, то имеет место фактор недостаточной информированности, хотя информация, казалось бы, лежит на поверхности: и в интернет-ресурсах, и в печатной продукции, озвучивается на публичных мероприятиях, ее можно получить в МФЦ. Люди, в принципе, в курсе, что есть такая условная «халява», которая в действительности далеко не условная — и в этом проблема.

Но у людей двоякое мнение о госполитике в отношении бизнеса. С одной стороны, предпринимателям хочется поддержки — инфраструктурной или прямой финансовой. С другой — у ряда предпринимателей есть опыт последствий использования такой поддержки в виде дополнительных проверок с пристрастием со стороны тех же правоохранительных органов. Следом за предоставленными мерами поддержки к бизнесу идет полиция и досконально его проверяет — с выемками документов. То есть вопрос очень серьезный. Он связан с последующим администрированием. Зачастую «под раздачу» попадают отнюдь не нарушители. Формальный повод для проверок — целевое расходование полученных средств. А бывает, что, например, предприниматель подал заявление о получении средств на модернизацию оборудования, указав определенную марку. Но впоследствии в ходе эксплуатации понял, что, допустим, насос слабый, заменил на другой, более прочный. Все работает, бизнес-план выполняется. А потом оказывается, что по документам было одно, а стало другое — и это дает повод для лишних и ненужных подозрений. Да, порой такая осторожность со стороны правоохранительных органов обоснована. Но в большинстве случаев предприниматели получают с господдержкой такой «информационный шлейф», что потом для сохранения коммерческой тайны уже не торопятся обращаться за какой бы то ни было поддержкой. Те, у кого серьезный бизнес, за поддержкой обращаются крайне редко.

Поэтому люди очень настороженно относятся к предложениям со стороны государства. К тому же есть в предпринимательской среде такой стереотип, что свою бизнес-идею, процесс ее реализации лучше сохранять от посторонних глаз. А получение господдержки вынуждает более широко, публично отчитываться о результатах: что было, что стало. Это привлекает лишнее внимание государственных органов. Многие переживают, что идея может уйти «налево».

— В этом году начинает действовать национальный проект поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Какова вероятность, что условия предоставления господдержки будут скорректированы с началом его реализации?

— Однозначно, что в процессе реализации нацпроекта поддержки МСП и предпринимательской инициативы за счет федеральных ресурсов условия предоставления поддержки будут корректироваться. Федеральный нацпроект предлагает больше вариантов: снижение административного давления, упрощение доступа МСП к получению поддержки, льготное кредитование и т.д. При этом будут учитываться особенности каждой территории Российской Федерации, особенности экономики и деловой активности. Поэтому, думаю, анализ будет произведен, обратная связь от предпринимателей получена, сделаны выводы: какие есть сложности, ожидания, какие изменения в связи с этим должны произойти, какие замечания необходимо устранить. Иначе нацпроект просто не «поедет».

Кроме того, говорить о коррекции условий поддержки в рамках национальных проектов можно только в случае изменения федерального законодательства.

Что касается прямой поддержки в виде субсидий, то они предоставляются из областного бюджета и к национальному проекту не имеют прямого отношения, и изменение условий пока что не планируется.

— Прогнозируется ли рост субъектов МСП с началом действия нацпроекта? Насколько? Есть хотя бы приблизительные цифры?

— Рост сейчас прогнозировать очень сложно, особенно после обновления реестра ФНС, где динамика — в отрицательном значении.

— Предполагается ли смягчить меры администрирования? Если да, то каким именно образом?

— Про меры администрирования вопрос специфичный. Если имеются в виду документы, необходимые для предоставления поддержки, то заявка и договор на некоторые виды услуг — это необходимый минимум, и вряд ли здесь будут изменения. Если речь идет об информации, которую необходимо предоставить после (о выручке, численности работников и т.д.), то она прописана в рамках приказа Минэкономразвития РФ «О мониторинге эффективности поддержки».

Также Счетная палата РФ настаивает на мониторинге эффективности. Необходимо идти по пути изменения источника информации. Все данные есть в ФНС, получение их в налоговой повысит достоверность информации и снизит нагрузку как на субъекты малого и среднего предпринимательства, так и на инфраструктуру поддержки.

— Сколько предпринимателей области могут претендовать на уже выделенные федеральные средства в размере 991 млн рублей?

— Из данных средств предполагается 203 млн направить на федеральный проект «Акселерация», где целевой показатель — 4,6 тысячи получателей поддержки. Здесь под поддержкой подразумевается консультационная и образовательная поддержка в рамках МФЦ «Мой бизнес», «Центр экспорта» и финансовая поддержка в моногородах. 23 млн рублей — на популяризацию предпринимательства, где как таковой финансовой поддержки не предусмотрено.

Остальное — более 700 млн — это проект по финансовой поддержке, подразумевающий получение денежных средств Гарантийного фонда и Фонда микрофинансирования субъектов МСП.

Целевой показатель до Фонда микрофинансирования — 704 действующих займа к концу 2019 года. Это соответствует росту количества заемщиков примерно на 40% по сравнению с 2018 годом. У Гарантийного фонда цель — увеличить портфель кредитов где-то в 1,5 раза. Основной вопрос в том, кому банки готовы выдать кредит, поскольку в основном сейчас они занимаются перекредитовкой. Новых кредитов немного, как и «качественных» заемщиков.

— Не может ли случиться перекос, как, например, в аграрном секторе, когда поддержку получают единицы и, как правило, те, кто уже достаточно твердо стоит на ногах?

— Риск перекоса логично присутствует, он возможен при предоставлении кредитов по постановлению N 1764, где банки кредитуют бизнес под 8,5%, а Минэкономразвития России возмещает им затраты.

Все банки, включая Сбербанк, говорят о том, что размер предоставляемой компенсации позволяет кредитовать только лучших заемщиков, в основном средний бизнес. Выходит, эта программа, задуманная как массовая, доступна для инвестиционных целей и для приоритетных отраслей, пока не в полной мере соответствует поставленным задачам.

— Предполагаются ли переговоры с фондами и банками по поводу смягчения требований к заемщикам и снижения для них процентной ставки?

— На ставку по кредиту влияют два фактора: размер ключевой ставкой ЦБ и риски. Ключевую ставку Центробанк снижал в этом году уже дважды. Итого на 0,5 п.п. В сентябре 2019-го она еще раз снижена и составляет 7,0%. В настоящий момент Гарантийный фонд снизил ставку по поручительствам с 1% до 0,75% или даже 0,5% — в зависимости от типа сделки. Кроме того, мы постоянно ведем переговоры с банками по поводу расширения использования поручительств фонда, а значит, и увеличения количества потенциальных заемщиков.

Подготовила Евгения Серегина

Фото со страницы героя публикации в Facebook

Популярное с сайта

До 30 ноября Новосибирск должен утвердить дорожную карту по отопительному сезону

До 30 ноября Новосибирск должен утвердить дорожную карту по отопительному сезону

Полностью стабилизировать систему не удалось до сих пор
Для инвесторов повышают привлекательность фондового рынка

Для инвесторов повышают привлекательность фондового рынка

В 2025 году прогнозируется рост спроса на паевые инвестиционные фонды
В Новосибирске появится лаборатория для проверки золы-уноса на качество

В Новосибирске появится лаборатория для проверки золы-уноса на качество

Объем инвестиций в проект составил 2,3 млн рублей
[adrotate group="24"]
Новости

Систему наставничества в сибирских компаниях обсудили на конференции в Сбере

До 30 ноября Новосибирск должен утвердить дорожную карту по отопительному сезону

В твороге «Алтайской буренки» обнаружили «мясной клей»

У новосибирских вкладчиков «Банка БКФ» на счетах зависло почти 500 млн рублей

Новосибирский филиал Банка Уралсиб проводит уроки финансовой грамотности

9 млрд выделит федеральный бюджет на реконструкцию аэропорта Толмачево

Затоваренность на рынке новостроек Новосибирска достигла исторического максимума

За 9 месяцев энергетики выполнили 5000 подключений к «Россети Новосибирск»

Банк Уралсиб повысил ставки по депозитам для бизнеса

В Новосибирске возобновлено следствие по делу застройщика «Новомарусино»

[adrotate group="25"]

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска