Спрос на рынке кофе изменится через культуру brew-баров

  • 28/01/2019, 17:00
Tonkonog
Основатель и гендиректор ООО «Дело вкуса» Владимир Тонконог уверен, что у рынка кофе в Новосибирске еще огромные перспективы для роста, а на недооцененном рынке чая могут появиться новые форматы.

— Владимир, вы работает на региональном рынке чая/кофе с начала 2000-х годов. Можете рассказать о нюансах его становления?

— Самым первым в Новосибирске обжарочное производство открыл господин Мелентьев (Сергей Мелентьев, компания ООО «Чистый кофе». — Ред.). Примерно в это же время на рынок пришел Кристофер Тара-Браун с Traveler’s Coffee. Именно он раскрутил культуру кофе в регионе, благодаря своей энергетике и харизме, что бы там сейчас не говорил товарищ Анвар Пириев, который необоснованно пытается перетянуть на себя все лавры основателя. На тот момент на Красном проспекте уже открылся магазин «КофеМаг» (Алексей Вайнер) — рядом с «Технической книгой».

Мы пришли на рынок кофе в зернах в 2003 году и вошли в топ-5 его основателей. Тогда перед нами стояла цель — донести этот чудесный напиток до потребителя в место его нахождения: в офисы, домой через продажу, установку и сервисное обслуживание автоматических кофемашин. Я пришел со строительного рынка. Мой партнер, который, к сожалению, погиб, привозил из Италии дизайнерские вещи — и именно он заинтересовался кофемашинами, кофе эспрессо. Поэтому культуру его потребления на рынке Новосибирска начали продвигать мы. Мы видели, насколько этот напиток популярен в других странах, и понимали, что этот тренд вскоре придет к нам.

Первый кофейный магазин открыли в самом современном на тот момент торговом центре Новосибирска — МЕГАСе — по условной франшизе московского бренда «Мир Эспрессо». Практически сразу столкнулись с тем, что люди заходили и спрашивали не только кофе, но и чай, поэтому в течение 3 месяцев мы серьезно насытили свой ассортимент. Тогда же поняли, что чай и кофе — органичные, взаимодополняющие и очень интересные продукты. В 2005 году я специально прошел обучение в чайных клубах, и мы начали продавать в том числе хорошие, дорогие чаи для гурманов. С тех пор я искал нейтральное название для магазина и фирмы, чтобы уйти от франшизы, отражающей только кофейную направленность бизнеса. Поиски заняли около 4 лет. Однажды вместе с крестником мы поехали на первый кофейный форум в Москву. Я купил журнал «Вокруг света», и там оказалась рубрика «Дело вкуса» — так появился наш бренд.

Сначала мы развивали розничную сеть, которая на пике составляла 14 магазинов, а потом пошли в корпоративную нишу, стали специализироваться на оптовых поставках и решили выходить на конечного потребителя напрямую. В том числе через сайт Drinkme. Время показало, что эта стратегия была верной: онлайн-площадка — это современная и наиболее эффективная форма ведения бизнеса.

В планах компании — объединить на одном пространстве сервисный центр по ремонту и обслуживанию кофе-машин, склад, офис, оффлайн-магазин и выставку-продажу продукции, которые сейчас у нас разнесены по разным точкам. Для этого нужна большая площадь и сегодня мы находимся в перманентном поиске.

— Можете оценить ситуацию на рынке кофе и чая? Какие интересные тенденции вы заметили в 2018 году?

— Что касается кофейного рынка, то в России он далек от зрелости. Объясню — почему. В 2005-2006 годах на мировом рынке кофе только 10% составлял сублимированный продукт и около 90% натуральный. У нас была обратная пропорция. С тех пор в России объем потребления натурального кофе вырос до 25-30%. Продажи растут за счет двух вещей: роста спроса на натуральный продукт (на 1-3% в год) и сокращения спроса на растворимый кофе. Отмечу, что по объему рынок кофе второй в мире после нефти, с точки зрения денег и бизнеса.

 В 2018 году на рынке кофе сформировался интересный тренд. Этот напиток из простого продукта стал модным атрибутом. 

В 2018 году в регионе активно развивались точки свежей обжарки. Многие обжарщики открывали местное производство и за счет этого вовлекали в культуру кофе потребителя. Думаю, что за ближайшие 5-10 лет этот сегмент рынка вырастет еще минимум в 1,5-2 раза.

В 2018 году на рынке кофе сформировался интересный тренд. Этот напиток из простого продукта стал модным атрибутом. Люди стали пить кофе не только потому, что он им нравится, но и так как это модно и современно. Начали возникать альтернативные способы заваривания, появляться brew-бары. Их пока немного, и на рынке региона их доля незначительна, но тем не менее эта альтернатива, которая позволит развиваться другому тренду.

— Какому?

— Как эксперт рынка я прогнозирую, что дальнейший рост рынка натурального кофе будут обеспечивать американо, капельные кофеварки, фильтр-кофе. Будет расти спрос на молотый кофе, который можно заваривать кипятком без применения дорогостоящего оборудования, без замысловатых вкусов. В близких нам по климатическим параметрам странах (Северная Америка, Канада, Скандинавия) основной способ приготовления кофе — это фильтр-кофе. Кофеварки и эспрессо занимают там не главную часть. У нас спрос изначально формировался в сторону эспрессо, но он изменится через культуру brew-баров, после появления на рынке нормальных фильтров, кофеварок, популяризации принципов правильного заваривания кофе.

— Какие тенденции были актуальны для чайного рынка?

— По чаю, на мой взгляд, ситуация более стабильна. В основном люди у нас всегда пили черный индийский чай, гораздо меньше — ароматизированные и хорошие китайские чаи. Это нишевые вещи. Число потребителей подобного чая тоже растет, но не такими темпами как кофе. Если же говорить в абсолютных цифрах, то чай — второй по потреблению напиток в России. На первом месте находится вода.

 Чайная ниша в Новосибирске вообще практически пустая. В нашем регионе этот формат недооценен.

 Думаю, что в перспективе основную долю рынка по-прежнему будет занимать черный чай. Но доля китайского чая тоже будет расти. За счет того, что увеличивается количество людей, которые посещают КНР, знакомятся с китайской культурой, где чаепитие возведено в культ, включает в себя энергетические практики, эзотерику. Китайской чайной философии более 5 тысяч лет, кофейной, к примеру, «всего» около тысячи.

Еще один момент. Чай и кофе — это коммуникативные напитки, меняющие состояние человека. В наш век смартфонов и гаджетов, когда человек может чатиться с собеседником в любой точке мира, личное общение за чашкой кофе или чая создает очень комфортную среду. Именно этот нюанс, думаю, позволит продуктам наращивать популярность и пользоваться спросом у многих будущих поколений.

— А если посмотреть по участникам рынка… Можно ли говорить о его перенасыщении?

— Если говорить о кофе, то лично я считаю, что рынку еще расти и расти: за счет качества и новых форм, за счет привлечения нового потребителя. Я голосую за то, что продолжится переход от растворимого к натуральному кофе. Все больше людей пробуют этот продукт, понимают, что он вкуснее, интереснее и насыщеннее.

Чайная ниша в Новосибирске вообще практически пустая. В нашем регионе этот формат недооценен. Лично у нас есть в разработке интересные проекты из Индии, Объединенных Арабских Эмиратов, которые мы готовы представить. Мы понимаем, что их запуск приведет к перерождению рынка, как это в начале 2000-х годов произошло с кофе.

— Вы планируете их развивать в Новосибирске?

— Лично — нет. У меня сегодня есть два проекта, которые мне интересны — это мой чайно-кофейный бизнес с интернет-порталом и консалтинговое агентство «Родные люди» по поиску фамилий, формированию династий. В чайный проект я готов войти в качестве консультанта, партнера, инвестора, но заниматься его оперативным управлением мне неинтересно. Это большой серьезный бизнес, куда нужно погружаться очень глубоко и детально.

Новосибирец ищет инвестора для бартер-бота

Кстати, как показывает история, чайно-кофейный бизнес во всем мире — это именно семейное, фамильное дело. Все крупные зарубежные фирмы, работающие в этой сфере многие годы, — семейные предприятия, где дело передается из поколения в поколение. Чтобы развиваться и расти на этом рынке, нужно иметь огромный опыт, разбираться в нюансах сортов, посвящать этому очень много времени, «выращивать» свой бренд. Иначе все будет просто баловство. Это не пивная точка, которую открыли, поторговали и закрыли. Не все это понимают, поэтому на рынке появляется так много кофеен, очень быстро закрывающихся. В качестве примера вновь приведу Тара-Брауна. Пока он занимался Traveler’s Coffee, бренд существовал, как только его не стало — история бренда закончилась. У Пириева просто не хватает энергетики для его развития. Он ему энергетически не принадлежит, а юридические вещи — в этих вещах уже «дело пятое». К осознанию семейственности чайно-кофейного бизнеса мы тоже постепенно придем. Я по образованию строитель, инженер-экономист и долгое время занимался стройкой, а потом осознал, что это мое и пришел в бизнес. Такое же осознание будет приходить к другим людям, потому что это тот бизнес, которым нельзя заниматься не любя его. Кофе и чай — это не еда, а продукт, который человек употребляет для удовольствия, он достаточно личностный и тонкий, поэтому его нужно рекомендовать осознанно.

Фото: из личного архива

Популярное с сайта

Искусственный интеллект помог раскрыть грабёж в Центральном районе Новосибирска

Искусственный интеллект помог раскрыть грабёж в Центральном районе Новосибирска

Преступник вырвал из рук новосибирца смартфон.
Мэр Новосибирска Максим Кудрявцев провел выездное совещание на Хилокской

Мэр Новосибирска Максим Кудрявцев провел выездное совещание на Хилокской

Жители невероятно этому рады.
Суд избрал меру пресечения мигранту на BMW за массовое ДТП в центре Новосибирска

Суд избрал меру пресечения мигранту на BMW за массовое ДТП в центре Новосибирска

Ему запрещены определенные действия до 20 сентября.
[adrotate group="24"]
Новости

В деле главы Корпорации развития Новосибирской области появилась еще одна взятка

Банк Уралсиб вошел в Топ-5 лучших кредитов наличными

«АгроПРО»: номинация о тех, кто стоит на страже продовольственной безопасности страны

Успеть за 7 дней: оргкомитет конкурса «Сибирь.ПРО» завершает приём заявок

Банк Уралсиб в Красноярске провел уроки финансовой грамотности в Центральной городской детской библиотеке им. Н. Островского

Стоимость ОСАГО в Новосибирской области выросла до 8,7 тысяч рублей

Первый выпускной в «Школе 21» в Новосибирске прошел в день трехлетия кампуса

«Россети Новосибирск» усиленно готовят электросети к зиме в рамках ремонтной программы

Вклад «Доход» Уралсиба вошел в Топ-10 самых прибыльных полугодовых вкладов

Владельцы АЗС объяснили причины подорожания бензина в Новосибирской области

[adrotate group="25"]

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска