Теперь без гигантизма

  • 15/01/2020, 09:59
В 2019-м главным поставщиком событий и трендов в рознице была продуктовая торговля компактных форматов.

…а тематические поля моды, электроники и стиля жизни, напротив, прожили год без вспышек  и без ярких дебютов, и без драматичных уходов. Для рецессивной экономики этот расклад вполне предсказуем  в такие периоды холодильник зримо доминирует над шифоньером.

Это доминирование было ярко заметно по ритму жизни крупнейших шопинг-моллов Новосибирска. Во многих из них пустующие отсеки за лукаво-бодрыми баннерами «Тут скоро будет новый магазин» (без уточнений — какой и когда) стали настолько привычно-неизменными, что арендодатели начали проявлять искристый креатив в маскировке этой пустоты.

Холст шарманщика

Первый способ, позаимствованный у архитектурных реставраторов,  формально-пассивный: подобно тому, как ветхие здания занавешивают полотном с компьютерным принтом этого же дома в свеже-пристойном виде, на пустые секции моллов стали натягивать фотомуляжи магазинов. Нарисованные витринные манекены в нарисованной одежде, нарисованная перспектива торгового зала  издали или при быстром проходе такая секция-обманка выглядит респектабельнее, чем яркая заплатка «Скоро будет новый магазин». Правда, когда такой остроумной маскировки стало много, от шуток про нарисованный камин в каморке шарманщика не мог удержаться уже никто.

Второй «антипустотный прием»  заполнение импровизационными, неожиданными арендаторами (контактными зоопарками, выставками экзотических рыб, насекомых или рептилий, игровыми VR-зонами или шоу роботов) — вызывал у публики меньше сарказма, даже работал аттрактив-фактором. Но делал расплывчатой тематику торговых галерей. Как бы то ни было, контактный зоопарк, подпираемый с боков одежно-обувными магазинами,  очень характерная реалия 2019-го. Где-то она уже самоисчерпалась (так, в «Сибирском молле» площади, покинутые спортивным гипермаркетом «Чемпион», сначала давали приют парку роботов, а в финале года приняли самую логичную замену  спортивный гипермаркет «Спортмастер»). Зато буквально этажом выше, в бывшем помещении детского универмага «Смик», гостит игровой LEGO-центр. Впрочем, LEGO  это хотя бы к детской теме близко без натяжки.

Неудивительно, что в этом контексте тема ТРЦ стала практически недвижимой  это сообщество за год не пополнилось никак. А единственный из зримо строящихся ТРЦ — «Европейский» у Сухого Лога — за год лишь прирос кое-какой архитектурной фурнитурой: капитальными дверями вместо фанерных заглушек и малыми формами перед входом. Не угасавшая весь год строительная активность на этом объекте намекала, что открыт этот ТРЦ, сопоставимый с «Аурой» и «Сибирским моллом», все-таки будет. Но точно не в 2019-м. А когда-нибудь…

Недорого, но богато!

Впрочем, если ТРЦ и не были ньюсмейкерами, то форматы гипермаркетов и супермаркетов удивляли и новыми адресами, и новой эстетикой. Например, на жилмассиве «Стрижи» к концу года открылся прежде невиданный в Новосибирске элемент инфраструктуры  тандем районного автовокзала и супермаркета «Горожанка». По сути, это одна из проработок многоликой темы «ТПУ» (транспортно-пересадочный узел), для которой связка «транспорт+розница»  титульная композиционная схема. В «Стрижах» ТПУ сугубо районный, компактный. А на общегородском уровне премьеру формата ТПУ олицетворяет комплекс у метро «Речной вокзал»  триада ТЦ «Река», стеклянной галереи вдоль автобусных перронов и соединяющего их моста.

Из новейших гипермаркетов крупнейшим и самым, пожалуй, эстетически ярким стал «Быстроном» в Первомайском районе. Инженерную прогрессивность там олицетворяет парковка, вписанная в нижний, свайно-колонный ярус здания (как в «Меге» и двух новейших «Гигантах»), а дизайнерскую яркость  парадоксальное цветовое решение. Новейший «Быстроном» — графитово-черный, решение, неожиданное для сибирской торговой архитектуры. И да, черный  это ярко. Для образа этой торговой сети графитовое здание стало настоящим эстетическим прорывом.

На усиление имиджевой, дизайнерской составляющей в 2019-м вообще делались смелые (а главное, результативные) ставки. В номинации «Преображение года» майка лидера достанется, наверное, «Пятерочке». И да, эта майка тоже будет графитово-черной. Ибо у сети в 2019 году существенно изменился дизайн-код. Сначала, в середине года, Новосибирску был представлен новый базовый облик «Пятерочки» в магазине на Ипподромской: зеленый фасадный фриз вместо прежнего алого, больше графически острых, черно-белых элементов, больше дерева и терракоты, более насыщенный сценарий светового дизайна. А в конце года Новосибирск увидел еще более образно насыщенный концепт в магазине на Нарымской  на площадях, которые до того последовательно занимали супермаркеты «Мелисса» от группы «Новые торговые системы» и «Континент Вкуса»  попытка новокузнецких ритейлеров создать премиумный супермаркет, аналог «Бахетле».

То, что амбициозный кузбасский замысел попыткой и остался, стало окончательно ясно, когда буквально через дорогу открылся первообраз, оригинал, объект «догона и перегона».

Образ в процессе перезагрузки

А «Мелисса», сменившая «Континент Вкуса», была типичным дискаунтером, без всякого состязательного замаха. Но, видимо, и без достаточной изюминки. «Пятерочка» же, пришедшая сюда третьей, являет собой пример мягкого, неявного соперничества  оставаясь собой, но с характерными приметами магазинов более высокого класса: большой пекарней с креативными хлебами, с кофейней и с лихими дизайнерскими приемами в интерьере, которые прежде были ожидаемы лишь в премиумных магазинах. Любители межкультурных «пасхалок» оценили пол в эстетике сериала «Твин-Пикс» и быстро раскрутили его до мема, до достопримечательности.

Впрочем, мем-поколение, «зетеры», как раз и называются основными адресатами преображения «Пятерочки». Как еще летом сказала Юлия Тюленева, директор макрорегиона «Сибирь» торговой сети «Пятерочка», именно поколенческие перемены, накопившиеся за 5 лет работы «Пятерочки» в Новосибирске, и стали мотиватором для образного обновления. Но стилевая реновация «Пятерочки»  процесс общероссийский, идущий во всех регионах, где X5 Retail Group развивает этот проект. Просто Новосибирск в этом деле  один из бесспорных флагманов, референтный город для компании.

Понаехали тут

Перемены коллективной психологии, поколенческий сдвиг  эти термины в прошлом году были на устах и у ритейлеров, и у наблюдателей.

 Пожалуй, главный тренд года  это изменение покупательского поведения,  отмечает Алексей Потапов, генеральный директор консалтинговой группы VIP-Club.  Очевидно перераспределение покупательского внимания с гипермаркетов на более камерные торговые форматы  в частности, на магазины у дома. Примечательна в этом смысле история сети «Фасоль», которая в этом году мощно рванула, придя даже на автозаправки как ритейл-компонент. Один из моих друзей представляет интересы компании METRO Сash & Carry, работая по франшизе как раз с этим их форматом  с «Фасолью». Этот формат, convenience store, позволяет гибкую ценовую аргументацию, что, естественно, дает быстрый прирост клиентской базы. Он печет хлеб, продает суши. И довольно быстро «поворачивает парус» сообразно переменам спроса, покупательским интересам. Этот тренд показался бы неожиданным в середине уходящего десятилетия, когда гипермаркеты безоговорочно (и безальтернативно) отождествлялись с прогрессом. Но факт есть факт — сейчас гипермаркеты демонстрируют существенное паление выручки. И изменился ситуативный архетип для гипермаркета  на смену покупательской тележке пришла корзина. Более компактный объем разовой покупки.

Корзина и POS-терминалы на кассах  реалии, которые прежде для гипермаркетов были экзотичными. Прикассовая «сопутка» — вроде бы примета среднеразмерного супермаркета или «придомника». Но сейчас ассоциативные связки не такие жесткие. Думаю, гипермаркеты (как формат) дошли до пределов роста. Сейчас в статус активных потребителей вошли поколения Y и Z  демографические волны, для которых идеология «смарт-консюмеризма» практически врожденная, с детства усвоенная. И они ничего не берут без скидок. Скидка, проценты удешевления  для них главный аргумент, затмевающий и риторику бренда, и голый критерий престижности.

В общем, из срединных двухтысячных вернулся «придомный» магазин. Но со значительной ротацией нейм-листа. Там, где прежде были местные фигуранты («Универсам удачных покупок», «Лидер экономии»), теперь либо активные экспансионисты из других сибирских регионов («Мария Ра», «Ярче!»), либо ритейл-франшиза от международных гигантов («Фасоль»).

Еще один формат-«возвращенец»  алкомаркеты. Прежним олицетворением этой реалии в Новосибирске были две сети — «Крепость» и «Столичный». На сегодня самыми ветвистыми системами обладают местные проекты «Виноград» (9 магазинов) и «Галерея вин» (13 магазинов-энотек), но потеснить их всерьез намерен пришелец из Центральной России  сеть «Бристоль» (одногруппник сетей «Дикси» и «Красное и белое»). Осваивать Новосибирск «Бристоль» начал с дальних окраин  со «Стрижей» и Плющихинского жилмассива. Но нет оснований сомневаться в том, что до срединных и центральных локаций «Бристоль» доберется быстро. Ибо соперник этот амбициозный и задиристый  с большой линейкой собственных марок и низкими ценами. И в планах еще три десятка магазинов. Так что в обозримом будущем в перезапустившемся секторе алкомаркетов тихо и скучно точно не будет.

Лидерский клуб в пищевой рознице теперь целиком иногородний: «Мария Ра», «Ярче!», «Магнит» и «Пятерочка». У кромки чемпионского клуба тоже «варяг» — екатеринбургская сеть «Монетка», долго обживавшаяся на начальном этапе, но в итоге пустившаяся в быстрый рост  сейчас в городе уже 32 «Монетки». Группа «Холидей», переключившаяся с супермаркетов и дискаунтеров на эко-маркеты «Фермер-Центр» в 2019-м довела их список до 17. Но, конечно, от прежних статистических высот группы это далеко.

Мой милый симбиот

Одной из ярких примет 2019 года в фуд-ритейле стала категориальная гибридизация  слияние миссий розничного магазина и кафе. Само по себе это явление отнюдь не свежеизобретенный велосипед  кондитерские магазины со стоячими столиками для быстрого перекуса новосибирцы знали еще с 70-х. Просто сейчас повтор реалии оказался глубже и основательнее. Дело уже не ограничивалось столиками-«грибками», в новых образцах конвергенции компонент «кафе» олицетворяют уже вполне комфортные посадочные места  со стульями и обычными столами.

Такова, например, организация пространства в «Хлебнице»  сети, рожденной в Ижевске и довольно быстро обжившейся в режиме франчайзинга на самых людных локациях Новосибирска — у узловых станций метро и в плотно застроенных районах (в прошлом году число точек вплотную подобралось к заветной отметке в два десятка). Булочная-пекарня-кафе  в образе «Хлебницы» эти атрибуции именно через тире и существуют, не делясь. Такая же схема форматирования у сети «Пеку-Пеку», доросшей в 2019-м до 11 точек. Фактически все эти бренды и проекты — обитатели межграничья «ритейл-общепит». И в той отрасли, и в этой  в двух мирах.

А «Мария Ра», крупнейший на сегодня ритейлер региона, ипостаси кафе и магазина, напротив, подчеркнуто разделил  и визуально, и брендированием: в новейшем и самом центральном в Новосибирске магазине сети открылась кофейня Сoffee Rama. Отдельная стойка, своя посадочная зона с высокими стульями (у окна, точно по канону новосибирских кофеен)  вполне автономная кофейня, на родство с универсамом намекающая вполголоса, ненавязчиво. Впрочем, сам этот универсам тоже примечателен именно в контексте итогов года. Это самый масштабный выход ритейлера в ядро Новосибирска. Угол Красного проспекта и Октябрьской — как говорится, «центрее не бывает». В центр (в бывшее помещение «Универсама удачных покупок») «Мария Ра» пришла в новом дизайне, в новой концепции оснащения — отличаясь от всех прежних магазинов сети. Это новый биографический этап  прорыв из образа утилитарных универсамов для срединных и окраинных районов.

Еще один дебютант «межотраслевого» типа  кулинария Chef de cuisine, открытая бывшим топ-менеджером ритейл-проекта «Континент Вкуса» Александром Карамзиным. Ценовой уровень и ассортиментный ряд в зримом родстве с «Добрянкой» или «Бахетле», но ни с тем, ни с другим проектом Chef de cuisine не спутать  французский акцент осязаемо прописан не только в названии. Бинарный образ «магазин+кафе» воплощен и тут. Примечательна и локация  здание с насыщенной предысторией непищевой торговли — универмаг «Синтетика». Впрочем, место это именно в образе универмага к 2019-му помнят далеко не все новосибирцы, а функционал пешеходных маршрутов центра с той поры изменился: теперь тротуар вдоль бывшей «Синтетики» — просто маршрут к огромному моллу «Галерея Новосибирск». Зато как раз в этой роли он и удобен для Chef de cuisine. В формате стрит-ритейла это, пожалуй, один из самых заметных дебютов года  и по апелляции к французской теме, и по фиксации здешнего стрит-лайна в новой миссии: промтоварная и пищевая специализации тут теперь практически равновесны. Причем, у «пищевки» аттрактивный коэффициент выше в долгосрочной перспективе. Но изменение покупательской топографии, покупательских потоков  процесс общий практически для всех торгово-сервисных отраслей. Особенно в таком переменчивом городе, как наш.

Фото: из группы Пятерочки Вконтакте, с сайта ТРЦ Сибирский Молл, из официальной группы ТРЦ Европейский | Новосибирск ВКонтакте, с сайта администрации Первомайского района, из группы компании «Фасоль» Вконтакте,  с сайта компании «Хлебница», из группы компании Chef de cuisine в Инстаграмме

1
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

С 2022 года региональное отделение организовало уже более 15 гуманитарных миссий

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять