[adrotate group="40"]

«Это очень важно — управлять бизнесом, а не просто плыть по течению»

Пока о необходимости выстраивать систему управления финансами бизнесмены задумываются, когда «уже давно пора», но новые тренды, появившиеся на этом рынке, свидетельствуют: ситуация меняется и все больше предпринимателей понимают необходимость получения максимального количества рычагов для оценки и контроля бизнеса. Об этом в интервью Infopro54 рассказала генеральный ди⁠ректор/совладелец Сибирского офиса ГК «ИНТАЛЕВ» Марина Гусева (Гуляева).
  • 19/10/2018, 15:00
Подготовила Юлия Данилова
«Многие предприниматели живут уровнем кэша и еще не понимают, что прибыль и деньги — это разные вещи, что к таким вещам нужно относиться более серьезно».

Когда подключать?

— Марина, по вашим оценкам, на каком этапе предпринимателю нужно задумываться о выстраивании системы для грамотного управления финансами?

— Специфика России заключается в том, что большинство предпринимателей не имеет образования в сфере финансов и менеджмента. Как правило, они выходят из производственников, либо у них есть какие-то идеи, которые они просто начинают воплощать в жизнь. То, что нужно чем-то управлять, они понимают только тогда, когда сталкиваются с проблемами, и тогда, когда позиция «об этом думать еще рано» переходит в состояние «уже давно пора», а проще говоря, когда «петух уже клюнул». Предприниматели часто управляют бизнесом на уровне потока денег: есть средства на расчетном счету — значит, все классно, нет — плохо. Они живут уровнем кэша и еще не понимают, что прибыль и деньги — это разные вещи, что к таким вещам нужно относиться более серьезно. Эту ситуацию мы недавно подробно разбирали на мероприятии «Клуба Ди⁠ректоров».

— Если оценить ситуацию по этапам развития бизнеса, можете порекомендовать — какие акценты в управлении финансами и когда нужно делать?

— На этапе стартапа основная задача предпринимателя — думать не про финансы, а про продажи, про клиента, про целевую аудиторию, думать о том, как продавать свой продукт или услугу. Нужно заниматься стратегией продаж, чтобы удовлетворить потребности покупателя, а не вкладываться в уникальность. Нужно собрать команду, так как в одиночку развивать бизнес невозможно. В финансовом плане на этом уровне достаточно планировать потоки денег, доходы и расходы не очень детально: поступления/выплаты и доходы/расходы по факту.

На втором этапе, при росте бизнеса, предприниматель начинает сталкиваться с проблемами. Как правило, именно в этот период в консалтинговые компании обращается большинство руководителей и собственников бизнеса. Они видят, что теряют в эффективности. У них растет количество точек, заказов, масштаб проектов, все работают с продажами, но часто забывают про системы управления. На этом этапе важно сформировать организационную структуру компании — руководителям нужно научиться делегировать полномочия сотрудникам, иначе они просто захлебнутся в рутине и оперативке. Нужно создавать четкие регламенты работы. В финансах очень важная задача — контролировать рентабельность, управлять своими затратами, мониторить соотношение доходов и расходов, разных уровней прибыли, вести бюджетирование. Чаще всего предприниматели об этом забывают глядя на то, как растут продажи и начинают терять прибыль. Здорово, если на этом этапе руководитель возьмет в компанию экономиста, так как сам он уже физически не будет с этим справляться.

Третий этап может выглядеть как активизация роста, стагнация или падение. Для того чтобы выйти на следующий виток развития, в компании нужно вводить полноценную систему управления финансами, где есть запланированные бюджеты, управленческий учет, где можно увидеть все показатели бизнеса, а не только деньги.

— На каком этапе эффективно подключать автоматизацию?

— Если мы говорим про стадии развития бизнеса, то в тот момент, когда пошел бурный рост продаж, точек и зоны присутствия, команды, уже совершенно точно нельзя обойтись без автоматизации управления. В бизнесе проходит много операций, появляется много цифр — и вероятность ошибки кратно увеличивается, если продолжать все считать просто на бумажке. Кроме того, вручную считать все показатели — это очень трудоемкая работа, при которой снижается скорость получения данных.

«А что, так можно было?!»

— Анализировали ли вы основные ошибки предпринимателей?

— Как правило, из-за отсутствия профильного образования руководители не понимают отчетов, не умеют анализировать цифры, которые в них содержатся. Да, в компании есть бухгалтерия, но у бухгалтера свои задачи: чтобы все было чисто и красиво, чтобы сошелся баланс, чтобы не было претензий у фискальных органов. В такой ситуации руководитель часто вынужден делать отчеты для понимания ситуации в бизнесе сам, «на коленке», не имея соответствующих знаний. И на основании этих данных он принимает решение об инвестировании средств, открытии новых офисов, развитии бизнеса! В этой ситуации и нужен экономист, который будет «правой рукой». Многие руководители идут учиться, повышать свои компетенции в управлении финансами. Это здорово, но, конечно, не отменяет того факта, что по мере роста бизнеса неизменно возникает потребность в грамотном экономисте. Хорошо, что люди приходят на обучение осознанно, так как понимают, почему им нужно подтянуть свой уровень знаний: иначе они просто не смогут управлять бизнесом. Но есть и те, кто считает, что проживет без такой информации. К сожалению, именно их бизнес чаще всего умирает. В сибирских компаниях часто собственник является одновременно и ди⁠ректором компании — сидит на двух стульях, что очень сильно мешает бизнесу. Собственник — это генератор идей. Он редко может заниматься регулярным менеджментом, поэтому в компании хромает система управления. Для того чтобы исправить ситуацию и организовать системную работу, нужен человек, который будет управленцем по своей сути.

Я полностью разделяю мнение главы ПАО «Сбербанк» Германа Грефа о том, что сегодня миром правят технологии управления. Это действительно так. Раньше участники рынка конкурировали продуктами, а сейчас системами и технологиями управления. Они уникальны, и за счет них бизнес растет и развивается. Сегодня все больше людей понимают: это очень важно — управлять бизнесом, а не просто плыть по течению и считать, что у тебя все классно.

— По вашим оценкам, можно ли привлекать экономиста на аутсорсинге?

— На начальном этапе развития бизнеса — вполне возможно. Но когда вы выросли до уровня среднего бизнеса, лучше все-таки привлечь экономиста в штат. Он должен понимать процессы, которые происходят внутри предприятия: в производстве, закупках, продажах; знать специфику его работы; понимать долю затрат, чтобы грамотно составить отчетность, проанализировать ее и сделать правильные выводы — когда выгоднее вложить в товар наличные деньги, а когда взять кредит, когда нужно простимулировать развитие филиала, а когда лучше от него отказаться, какие товары, услуги добавить в ассортимент, а какие поменять и т.д. Специалисту на аутсорсинге сложно вникнуть в эти нюансы, так как экономика предприятий не стандартизирована, поэтому ему сложно подготовить адекватные решения для руководителя.

— А много ли на рынке хороших экономистов? Закрывает ли предложение потребности компаний?

— С хорошими специалистами очень туго. Экономист, к сожалению, очень размытая специальность. Это связано как с низким качеством преподавания в вузах, так и с уровнем управления финансами в компаниях. Молодым ребятам часто просто негде набираться качественного опыта. К нам на обучение приходят финансовые ди⁠ректора, начальники планово-экономических отделов — и нередко возникают ситуации, когда элементарные вещи для них становятся откровением: «А что, так можно было?! А я 10 лет работал и не знал, что это не правильно, что можно делать более эффективно!» Я бы в такой ситуации рекомендовала руководителям компаний более тесно работать профильными вузами, где идет практикоориентированное обучение, и выбирать вдумчивых ребят, которые мыслят экономикой предприятия.

— Можно ли выразить в деньгах затраты на формирование системы управления финансами?

— Минимальные затраты — это зарплата экономиста. Но на мой взгляд, не нужно относиться к этому как к расходам — это инвестиции, которые дадут компании эффект в виде экономии затрат, роста прибыли, повышения рентабельности, отказа от невыгодных направлений деятельности и т.д. За счет автоматизации управления, например, экономия затрат может составить до 10%, но для этого в расходы придется заложить средства на консультантов, на соответствующие решения. На рынке сегодня много предложений по самым разным ценам.

Новые тренды

— Отмечаете ли вы появление новых тенденций на региональном рынке управления финансами компаний?

— Появилась плеяда молодых ребят, создающих бизнес, которые, в отличие от прежней волны предпринимателей, уже на самом старте хотят грамотно выстроить всю систему управления в компании, в том числе и финансами. У них еще ничего нет — только идея и пара людей, разделяющих их инициативу, но они ставят перед собой такую цель! Считаю, это связано с более высоким уровнем образования этих ребят. В 90-е годы прошлого века, когда формировалась первая волна российских предпринимателей, в вузах не было соответствующей подготовки, а в самой стране не было культуры управления финансами в бизнесе. Нынешняя молодежь уже учится на опыте развития российского бизнеса, изучает западные кейсы. Она более образована. Пока таких предпринимателей новой волны немного, но есть вероятность, что их число будет расти, и мы находимся в начале формирования нового тренда.

— Возможно, они заранее думают о том, что когда-то бизнес нужно будет продать, и сразу придают ему «товарный вид»?

— Думаю, нет. Скорее, они сразу просчитывают возможности его масштабирования. Сейчас активно развивается тема франшизы, когда ты вкладываешь в компанию не свои деньги, а привлекаешь партнеров через франшизу. Но для того, чтобы ее продать, упаковка бизнеса, в том числе финансовая, должна быть на очень высоком уровне. Ты должен красиво показать потенциальным партнерам доходы, расходы, окупаемость, все регламенты ведения бизнеса.

— Много ли компаний в Новосибирске сейчас в принципе озадачились повышением уровня финансового управления?

— Эта тенденция начала формироваться еще в начале 2010-х годов. Тогда эта тема была актуальна для компаний крупного и среднего бизнеса. Сейчас тренд дошел до малого бизнеса. Предприниматели обращаются в консалтинговые компании с запросами: помогите выстроить работающую систему управления финансами. Думаю, что к этому их подталкивает экономическая ситуация: высокая конкуренция, изменение потребительского спроса, ужесточение требований государства. Бизнесу ничего не остается, кроме как заниматься своим внутренним развитием, оптимизацией затрат, через управление финансами.

Раньше автоматизация системы управления, в том числе финансами, была доступна только для крупных и средних компаний. Сейчас на рынке много продуктов для малого бизнеса. Как правило, это типовые решения по бухучету, но еще один новый тренд заключается в том, что у малого бизнеса тоже возникает потребность в комплексном продукте, чтобы получать необходимые управленческие отчеты, анализировать цифры, вести бюджеты. В отличие от крупного бизнеса они не могут внедрять такие решения годами, им нужен готовый продукт — здесь и сейчас. И такие предложения на рынке тоже начали появляться.

— Сейчас модная тема BigData. Актуальна ли она для управления финансами?

— Да, это еще один новый и очень серьезный тренд — повышение аналитичности данных. Особенно это характерно для компаний розничной торговли. Им нужно много информации для понимания того, что происходит с рынком, клиентом, продуктом, ценой, торговой точкой. Еще пять лет назад руководителю было достаточно получать отчеты один раз в месяц. Сейчас скорость жизни такова, что показатели нужно отслеживать каждый день. Это огромный массив данных, которые нужно где-то хранить, обрабатывать, уметь читать и делать выводы, основываясь на деталях, чтобы управлять скоростью принятия решений. В такой ситуации цена управленческой ошибки очень высока.

Многие другие бизнесы смотрят на то, что происходит в ритейле, и примеряют на себя эти модели, используют аналогичные программные продукты. Они видят, что клиент голосует рублем, что у него меняются предпочтения, что на рынке появляются новые тренды, что на него выходит новое поколение, которое по-другому мыслит и принимает решение. Под них нужно подстраивать продукт или услугу, иначе умрешь.

Фото: предоставлены Сибирским офисом «ИНТАЛЕВ»

Популярное с сайта

Крупный новосибирский производитель пластиковой посуды вложится в эффективность

Крупный новосибирский производитель пластиковой посуды вложится в эффективность

Продукция компании экспортируется в страны СНГ
В октябре объем выданных ипотечных кредитов в стране снизился на 25%

В октябре объем выданных ипотечных кредитов в стране снизился на 25%

В частности, объем общерыночных продаж ипотеки достиг примерно 280 миллиардов рублей, что означает сокращение на 25% по сравнению с сентябрем текущего года и снижение на 60% по сравнению с октябрем прошедшего года
«Тяжстанкогидропресс» увеличит уставный капитал более чем на 90 млн рублей

«Тяжстанкогидропресс» увеличит уставный капитал более чем на 90 млн рублей

Источники редакции не исключают, что размытие акций делается в интересах будущего покупателя завода
[adrotate group="24"]
Новости

Каталог недвижимости

[adrotate group="25"]

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска