Контрольно-счетная палата Новосибирской области по поручению комитета регионального парламента по строительству и ЖКХ провела проверку областной госпрограммы развития системы обращения с отходами в 2019-2020 годах. Судя по данным, озвученным на комитете, ситуация с развертыванием этой системы в регионе не радужная.
По словам аудитора КСП Валерия Алехина, в 2019 году на развитие системы обращения с отходами в регионе были направлены 75 млн рублей (73% от плана). В 2020 году — 84 млн рублей (73,5% от плана), в 2021 году, без учета внебюджетных источников, — 41 млн. Еще 147,2 млн — финансовое обеспечение непрерывной работы регоператора. Больше всего средств было направлено на мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции полигонов, а также пунктов временного накопления отходов. Наименьшее — на ликвидацию незаконных свалок и их рекультивацию.
По данным КСП, за 2 года в регионе:
— Не построен ни один полигон. Запланированный на 2021 год ввод полигона в Северном также не состоится, так как подрядчик не выполняет свои обязательства, и администрация района подала в суд на расторжение контракта.
— Не ликвидирована ни одна несанкционированная свалка, образовавшаяся на территории региона до 1 января 2019 года.
— Не выведен из эксплуатации ни один объект размещения отходов, не соответствующий нормативным требованиям.
— Ни один из существующих объектов размещения отходов не оснащен оборудованием для обработки и сортировки отходов.
— Введены четыре, а действуют только три площадки временного накопления отходов. При сохранении таких темпов 78 площадок, прописанные в госпрограмме, будут строиться в течение 25 лет.
— Не начато строительство полигонов и мусоросортировочных комплексов по концессии, и непонятна ее судьба.
— В динамике 2019-2021 годов прослеживается сокращение финансирования объема мероприятий госпрограммы. 6 из 9 мероприятий в проверяемый период не финансировались, — констатировал Алехин. — Всего с 2015 по 2020 год на реализацию программы были направлены 404 млн рублей. При этом прогнозный объем капвложений на реализацию мероприятий по дооснащению, модернизации или реконструкции объектов размещения отходов, предусмотренных в терсхеме на период ее действия — 10 лет, — составляет 12,6 млрд рублей.
По мнению экспертов КСП, при сохранении такого объема финансирования госпрограммы возникают риски неисполнения мероприятий, предусмотренных терсхемой: реконструкция 5 действующих и строительство 12 новых полигонов, создание 78 площадок временного накопления отходов, выведение из эксплуатации и рекультивация 26 объектов размещения отходов. При этом 1 марта 2021 года Министерство экономического развития региона оценило госпрограмму развития системы обращения с отходами как эффективную.
Кроме того, у аудиторов КСП возникло много вопросов к регоператору, который занимается на территории Новосибирской области утилизацией ТКО, — ООО «Экология Новосибирск». В частности, Валерий Алехин отметил, что по итогам проверяемого периода регоператор осуществлял вывоз ТКО из 787 населенных пунктов региона (всего населенных пунктов — 1565), где проживают 2,7 млн человек (93,6% населения области) и зарегистрированы более 20 тысяч юрлиц. «Экология-Новосибирск» обслуживала 1,163 млн лицевых счетов физлиц и более 22 тысяч юрлиц. Уровень собираемости платежей за услуги от потребителей за 2019-2020 годы составил 85,4% (по физлицам — 83,8%, по юрлицам — 91,3%). Кроме того, результат опроса глав муниципальных образований, проведенный КСП, показал низкий охват потребителей реальными услугами по утилизации ТКО в ряде населенных пунктов. В некоторых из них во время морозов мусоровоз не приезжал по 2-3 недели.
Министр ЖКХ Новосибирской области Денис Архипов признал низкие темпы развития инфраструктуры обращения с отходами, но отметил, что регион получает финансирование и по другим программам. В частности, в этом году получены 39 млн рублей из федерального бюджета на закупку контейнеров для раздельного сбора отходов. Кроме того, из-за дефицита ресурсов области приходится искать нестандартные шаги для решения поставленных в программе задач. В частности, планируется привлечь на эти цели инфраструктурные кредиты. Финансирование объектов размещения отходов на 2022-2024 годы уже включено в общую заявку региона, которую готовит Минэкономразвития для получения инфраструктурных кредитов, и в начале октября уйдет заявка в Минстрой России.
— Два первых объекта на 2022 год — это полигоны в Болотном и Каргате, по которым уже разработана проектно-сметная документация. Остальные — с 2023 года. Считаю, благодаря механизму, который разработан на федеральном уровне, мы сможем опережающими темпами создать в регионе эту инфраструктуру, — заявил Архипов. — Силами областного бюджета будет решаться вопрос по созданию площадок временного хранения ТКО.
Министр также прокомментировал ситуацию с жалобами на регоператора. По его словам, большая часть выявленных замечаний уже устранена.
— Мы дали время на устранение нарушений. Работы проводятся, и с 1 октября мы начинаем проверку проведенных мероприятий, — добавил он.
При этом Архипов напомнил, что у министерства есть право инициировать процедуру расторжения соглашения с «Экологией-Новосибирск». О том, что такое решение возможно, в августе говорил губернатор региона Андрей Травников.
Министр природных ресурсов Андрей Даниленко также прокомментировал задержку с ликвидацией полигонов в Новосибирске и Барабинске, объяснив ее долгими административными процедурами. Документы по Барабинскому полигону никак не могут пройти экологическую госэкспертизу. По словам министра, «по формальным причинам», но есть надежда, что в ближайшее время вопрос решится. А по новосибирскому полигону пришлось долго ждать передачи земли из ведения Минобороны РФ в муниципальную собственность. Сейчас работа на этой площадке уже началась.
Гендиректор ООО «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова сообщила, что по всем замечаниям, озвученным КСП, ведется работа. Регоператор эксплуатирует введенные площадки временного накопления отходов, увеличивает охват населения и юрлиц услугой вывоза ТКО.
— С момента проверки КСП у нас вывоз ТКО начал осуществляться еще в 81 населенном пункте. Мы ведем работу с юрлицами, выявляем неплательщиков и заключаем с ними договоры, взыскиваем задолженность за утилизацию ТКО с 2019 года. За 1,5 месяца заключены около 2 тысяч таких договоров, — сообщила Анисимова.
Зампредседателя комитета Вадим Агеенко настойчиво требовал от главы регоператора информацию о финансовом состоянии компании. По его словам, задолженность потребителей перед «Экологией-Новосибирск» на июнь 2021 года составляла 827 млн рублей, а сама компания была должна 324 млн. Кроме того, недавно были приняты судебные решения в пользу экс-подрядчиков регоператора, которым она должна заплатить еще несколько десятков млн рублей.
— Что касается финансового состояния, то мы ведем работу с задолженностью. В судах находятся судебные иски. У нас есть положительное решение по третьим лицам. В перспективе нескольких месяцев надеемся получить судебное решение. Как только хотя бы один процесс доведем до конца и решения будут исполнены, мы готовы будем комментировать эту ситуацию, — заявила Анисимова.
Комментируя итоги обсуждения, Вадим Агеенко отметил, что реформа системы обращения с отходами в Новосибирской области особо не движется: страшного коллапса пока нет, но нет и движения вперед. Фактически у региона не получается даже закончить те объекты, на которые выделили деньги. Например, в Северном или Карасуке. Он также отметил, что области нужно включать все несанкционированные свалки в терсхему, чтобы с этими данными обращаться в Москву для включения в федеральные программы и получения ресурсов для их ликвидации. В ходе обсуждения темы отмечалось, что некоторые несанкционированные свалки настолько большие, что их ликвидация сейчас просто невозможна. Перевоз мусора на санкционированные полигоны окончательно «забьет» их ресурс.
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей