Дауншифтинг по-русски

  • 19/05/2017, 10:03
Интерес к осознанному экотуризму в России постепенно повышается. Директор по развитию ExpaSoft LLC Михаил Фетисов отмечает, что многие офисные работники совмещают отпуск с полезной деятельностью.

Любители такого отдыха проходят десятки километров пешком по горам и тайге, чтобы проверить и поставить фото-ловушки, а потом выкладывают в сети потрясающие фотографии, чтобы привлечь внимание общественности не только к красотам природы, но и к экологическим проблемам.

От Жюля Верна к осознанному экотуризму

— Михаил, вы работаете в ИТ-сфере. Как появился интерес к экотуризму?

—Этот интерес был у меня с детства. Я вырос на книгах Джека Лондона и Жюля Верна, поэтому путешествия и даль манили меня всегда. В детстве меня прозвали Сусаниным, так как я постоянно всех водил в походы, а одним из самых любимых уроков в школе, у меня была география. Но лично мне в туризме не хватало осознанной деятельности. Хотелось не просто бродить по лесам и горам, а при этом и делать что-то полезное, честно ответить себе: а зачем я это делаю. К осознанию того как это можно реализовать шел долго. Мешал рабочий график, лень, да и много еще чего.

Мечту про осмысленные путешествия, как я их называю, и эмоции по поводу того, что я далек от этой мечты, изливал в поэтическом творчестве.  Помнится, на свое 25-летие набросал небольшое философское четверостишие:

«Пройдя полвека половину

И на полжизни постарев

Я сделал лишь пол половины

И то на половину блеф»

В прошлом году неожиданно вновь его вспомнил. Я понял, что в 2017 году мне исполняется 35 лет и очень бы не хотелось вновь писать подобные строки, сожалея о не сделанном. Тогда я понял, что нужно брать и делать, то что хочешь — сейчас или никогда.

— А обычных путешествий было недостаточно?

— Я никогда не был против стандартных путешествий по различным странам, но куда больше мне нравилось изучать во время таких поездок растительный и животный мир. В последнее время остро стоит проблема сохранения многих редких видов флоры и фауны, 2017 год проходит под эгидой «Год Экологии», и это послужило еще одним толчком к действию, можно даже сказать, что это был знак : ) В конце прошлого года я связался с замечательным фотографом, бердвотчером (орнитологи-любители и фотографы анималисты занимающиеся фотографированием пернатых), представителем барнаульского клуба «Природа Алтая» Алексеем Эбелем. Он организовывал экспедицию на край Кош-Агачского района рядом с Монголией в начале января. Экспедиция была достаточно суровой, так как в самые морозы нужно было провести мониторинг различных видов животных и птиц в районе для привлечения внимания общественности к проблемам, существующим на данной территории.

Для меня это была первая экспедиция такого рода и она оставила море впечатлений — я понял, что это мое. Когда ты стоишь на высоте 3 тыс метров, тебя сносит с ног ветер, дующий со скоростью 30 м в секунду, а ты понимаешь, что ты не только дли личного драйва совершил это путешествие, но и с делал полезное дело … Это классные ощущения!

В нашем походе мы встречали архаров (горные бараны), козерогов, бородачей (птицы из семейства ястрибиных), пищух (небольшие похожие на хомяков зайцеобразные млекопитающие) и монгольских воробьев, которые живут на подселении в норах пищух.

Видели следы манула, а так же, возможно, на одной из горных возвышенностей похожие следы от поскребов снежного барса. На обратном пути были на Телецком озере, где в январе плюсовая температура и часть берега подо льдом, а часть — песчаный пляж.

Экспедиции накладывают на тебя определенные обязанности: ты понимаешь, что если маршрут проходит по одной местности, где расставлены фотоловушки, а ты хочешь забраться на гору, то должен отдать предпочтение мониторингу, чтобы собрать информацию, заменить сломавшиеся фотоловушки. Эта цель выше, чем личная, эмоциональная. Из экспедиции мы привозим фотоотчеты. Лично я не считаю себя профессиональным фотографом, хотя заканчивал специализированные курсы, но все же фотографии, вроде, получаются неплохие. Некоторые из них, которые я сделал в январской экспедиции, попали на фотовыставку «Земля снежного барса» которая проходила в конце марта в Горно-Алтайске.

Вот кстати после этой экспедиции у меня и родился собственный проект «Экспедиция XXI век».

— Как планируете его реализовывать?

— Пока ищу единомышленников, продвигаю свою идею в соцсетях, создаю сайт. 25 мая планирую выехать еще в одну экспедицию «По следам снежного барса», которую организует новосибирец Игорь Паутов. Наша команда состоит из 15 человек и отбор в нее был очень жесткий. Опыт и желание заниматься общественно-полезной деятельностью позволили мне войти в число путешественников.

В личных планах — съездить на Север, Дальний Восток, чтобы обратить внимание общественности на экологические проблемы этих регионов. Животных и птиц, которым грозит исчезновение, сейчас действительно очень много. Амурские тигры например, вымирающие животные, а дальневосточные леопарды находятся на грани исчезновения.

Если говорить о птицах, то в охотничий сезон достаточно сложно отличить обычного гуся на которого выдается лицензия, от краснокнижного.

Наша задача, задача проекта «Экспедиция XXI век», в том, что бы сохранить уже те виды, которые занесены в красную книгу, и сделать так, чтобы под угрозой исчезновения не оказались новые животные.

Рынок формируется

— Когда сами планируете организовывать экспедиции?

— Наиболее вероятно, что эта идея будет реализована в будущем году.

— Уже определяетесь с турами, под которые могли бы привлечь экопутешественников?

— Отбор маршрутов, связанных с экологическим мониторингом уже идет. Но, пока я в них участвую как аккаунт-менеджер. Этот проект бизнес-ориентирован.

Очень интересные маршруты можно проводить на Дальнем Востоке — там работают ответственные и отзывчивые ребята в проекте национального парка «Земля леопарда». Пока я не видел, чтобы кто-то организовывал туда туры из Новосибирска. В нашей стране в принципе много красивых мест, где существуют проблемы связанные с экологией и животным миром на которые нужно обратить внимание общественности.

Выбор маршрута обычно обсуждается в группе, путем опроса. Также оценивается возможность совмещения коммерческой и благотворительной деятельности, чтобы окупить и поддержать проект, помочь национальном паркам, сохранению какого-то конкретного вида. Не вижу в этом ничего страшного.

— Желающих принять участие в таких экспедициях много?

—Достаточно. Сейчас в нашей стране активно развивается внутренний туризм. Да большинство предпочитает отдыхать в Сочи, Крыму и т.д., но растет и количество желающих принять участие в осознанном экотуризме. Опыт других стран показывает, что спрос будет только нарастать.

— Сколько человек составляют такие отряды и сколько стоит участие?

— В среднем экспедиция составляет до 10 человек. Организационный взнос в районе15 – 20 тыс руб, в которые входят дорога от места сбора до района экспедиции и обратно, с остановками и ночевкой, бытовые расходы. Но, расходы зависят от района путешествия. Например, экспедиция на Север или на Камчатку — это порядка 40-60 тыс руб. Кстати в Кроноцком заповеднике, на Камчатке, периодически привлекают добровольцев, но на очень жестких условиях: их забрасывают в заповедник на месяц и более. Волонтеры могут проживать там, выполнять определенную работу и заниматься своими делами. Многие фотографы-анималисты хотели бы поехать в такую экспедицию, но вопрос в очень жестких временных рамках работы — у творческого человека не всегда есть возможность пофотографировать.

Многие заповедники и заказники еще не готовы к такому сотрудничеству с обществом, так как определенные рамки, обуславливающие их деятельность, не пересматривались с момента их образования. Поэтому им сложно влиться в общую тенденцию развития осознанного экотуризма, но ситуация постепенно меняется и наша задача способствовать ее изменению.

— Какие требования предъявляются к участникам таких экспедиция?

— Желательно опыт походов или участия в других экспедициях. Иногда достаточно просто желания, но участник должен отдавать себе отчет в том, что он готов к такому путешествию. По горам неподготовленному человеку не так-то легко ходить. В данной ситуации может сыграть на руку тот факт, что вы посещаете спортзал и получаете регулярную физическую нагрузку.

— А сколько стоит экипировка?

— Все зависит от возможностей человека. Ботинки для того, чтобы ходить по горам, можно купить за 5 тыс руб, а можно и за 25 тыс и т.д. Лично я считаю, что новичку не стоит вкладываться в бренды. Достаточно взять ту экипировку, которую посоветуют старшие товарищи: взаимовыручка всегда приветствуется в такого рода экспедициях.

«Туз в рукаве»

— Ожидаете, что ваше хобби перерастет в бизнес?

—Я бы не сказал, что это хобби, скорее жизненная цель, которая сформировалась из желания путешествовать осмысленно. Пока не знаю, что из этого получится, если мне удастся собрать единомышленников, но я не исключаю, что в перспективе все это может вылиться в бизнес.

Последние семь лет я занимаюсь инновациями в ИТ-сфере, и вижу, что у многих ИТ-шников и офисных служащих возникает такое желание: выбраться из рутинного действия и заняться осознанным экотуризмом. Проблема в том, что нужно просвещать не только местное население, которое и так бережно относится к окружающей их природе, а отдыхающих, которые приезжают в эти края. Среди туристов как раз много представителей из среды менеджеров, которые могут себе позволить купить снегоход, заехать на нем в заповедную зону и навредить природе. У меня есть «туз в рукаве» — я вращаюсь в этой среде менеджеров и могу заниматься экопросвещением. Одна из задач проекта «Экспедиция XXI век» сделать его публичным.

— Конкуренция на рынке эко-туризма большая?

— Этот рынок в целом достаточно сегментирован: кто-то занимается экологическим туризмом и экспедициями, кто-то чисто экологическим туризмом с платными экотурами.

Спрос растет, поэтому увеличивается предложение, а значит будет расти конкуренция. Если говорить об осознанном экологическом туризме, то я бы сказал, что тут не конкуренция, а скорее определенное братство — все рассматривают друг друга как коллеги, могут ездить в экспедиции друг друга. Но это нестандартные туры, они рассчитаны на индивидуальные задачи и с массовым туризмом на тот же Алтай не конкурируют. В Новосибирске организацией таких экспедиций занимается человек 5. С точки зрения бизнеса — ниша свободна.

— Получается, что осознанный экотуризм — это своего рода даушншифтинг по-русски?

— Нет. На данный момент я не планирую бросать основную работу. Вся прелесть проекта заключается в том, что его можно совмещать с основной деятельностью. Кроме того, в экологической сфере много задач, которые требуют инновационного подхода. Различных решений, завязанных на инновациях. Например, мониторинг различных загрязнений окружающей среды, обработка данных полученных с устройств мониторинга, прогнозный расчет эффективного строительства или модернизации промышленного предприятия с учетом особенностей экосистемы региона. Вполне можно будет предлагать эти инновации клиентам из бизнес-среды.

В Германии создан обширный сервер на основе машинного обучения (часть сферы искусственного интеллекта), куда любители загружают фото птиц, животных, растений, которые они делают. Система их обрабатывает и экозащитники могут анализировать ситуацию с распространением различных видов, так как вручную работать с таким количеством материала было бы невозможно. Так что с помощью инноваций вполне можно решать экологические проблемы.

— Оценивали ли вы интерес бизнеса к инновациям в социальной сфере?

— Интерес растет у крупного бизнеса, в том числе, под настойчивым давлением со стороны государства, которое продвигает идею, что крупный бизнес, связанный с производством, с использованием природных ресурсов, должен быть экологически ответственным. Для среднего бизнеса многие решения по экомониторингу менее понятны и доступны, но и он начинает внедрять такие разработки в своем производстве.

Основная проблема инновационного продукта в том, что есть много интересных решений, которые не «упакованы в коробку», и поэтому многие компании не рассматривают их как продукт. За счет обкатки в ходе пилотных проектов, как раз можно сформировать такую «коробку», сделать универсальное предложение, чтобы снизить себестоимость разработки, поставить ее на поток. Тогда она будет более доступна и интересна компаниям среднего и малого бизнеса. Возможности для коммерциализации тут очень большие.

— Как планируете популяризовать свой проект?

— Через интернет-пространство, социальные сети. Дальше в планах проведение конференций, не исключаю и другие проекты.

Фото: из личных архивов

1
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru

Анна Терешкова: С юности я четко понимала, что хочу реализовывать все проекты с нуля

Анна Терешкова: С юности я четко понимала, что хочу реализовывать все проекты с нуля

В России жить без креативного мышления невозможно, а если оно есть, то ты справишься со всеми трудностями

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
Понятно
Политика конфиденциальности