Точки концентрации в бизнесе

Дата:

Компания «ИНТАЛЕВ» является разработчиком инструментов управления бизнесом, которые используют сотни компаний в России.

Методология бюджетного планирования, предложенная «ИНТАЛЕВ», стала основой для специализированных курсов в десятках вузах страны, а такой инструмент, как факторная модель бизнеса, получил зарегистрированный товарный знак (Целевая воронка®).  Генеральный директор и владелец Сибирского офиса компании «Инталев» Марина Гусева (Гуляева) рассказала InfoPro54 об основных точках концентрации внимания руководителя и собственника бизнеса.

— Марина, в вашем экспертном подходе к управлению существуют три основных блока: стратегия, персонал и финансы. На каком этапе развития бизнеса эти знания становятся жизненно необходимы?

— Почти каждый собственник бизнеса, с которым мы работаем как консультанты, говорит, что хотел бы иметь больше свободного времени, чтобы тратить его на стратегическое развитие компании, на близких, на хобби и отдых, в конце концов. Но на деле большинство из них вкладывают в управление бизнесом все свое время, силы и энергию. В итоге компания развивается, растет, увеличиваются обороты, руководитель ждет, когда и он сам сможет выйти на новый уровень и освободиться от «оперативки», но получает обратный результат. Работа бизнеса буквально зависит от его присутствия: он отходит в сторону — и все, машина не едет.

При этом все понимают, что мы живем во время высоких скоростей, когда предпочтения покупателей быстро меняются, на рынок постоянно выходят новые игроки. Не заниматься стратегией просто невозможно — без четкого понимания направления развития и плана тебя просто вышибут с рынка. Та самая ситуация в большинстве компаний, когда стратегия приносится в жертву оперативному управлению, губительна для бизнеса. Подчеркну, что стратегия должна поддерживаться управлением персоналом (правильной организационной структурой) и управлением финансами. Так что эта связка из трех основных элементов — система управления бизнесом — обязательная для всех компаний, которые уже стоят на ногах и готовы развиваться.

Многие привыкли сваливать свои неудачи на кризис, ситуацию в экономике, политике… На самом деле успех в бизнесе, в первую очередь, зависит от команды и системы управления. Сегодня на  рынке конкурируют не продукты, а технологии управления. Можно скопировать продукт и предложить за него более выгодную цену, можно найти деньги на запуск похожего бизнеса, переманить людей. Но систему управления, ваши ценности и корпоративную культуру скопировать невозможно. Тот, кто этого не понимает, серьезно отстает от жизни и в конечном счете проигрывает.

 Одним из важнейших элементов деятельности предпринимателя вы называете правильную работу со стратегией. Какие ошибки при работе со стратегией руководители допускают чаще всего? Чем плохо их планирование?

— Сейчас этот инструмент широко используется бизнесами, но у меня, как у эксперта, есть большие вопросы к качеству и результатам. Многие компании хотят планировать, даже проводят стратегические сессии, рисуют себе большие планы… А через год подводят итоги и констатируют, что не достигли желаемого. Почему? Потому что эти большие планы остаются формулировками в документах и в головах топ-менеджеров. Большинство сотрудников компании о них или не знают, или не понимают, что это значит для ежедневной работы — что, собственно, надо делать?

Самая распространенная ошибка: разработка планов идет только с участием топов, а ключевые сотрудники — те, кто каждый день руками и головой будет эту стратегию реализовывать — ни в каком виде не включены в процесс. А ведь именно рядовые сотрудники зачастую знают, что нужно потребителям, как оптимизировать работу — и именно они ежедневными действиями воплощают вашу стратегию в жизнь, сама собой она не реализуется.

Поэтому важно формализовать ваши идеи, оцифровать их и довести до сотрудников в конкретных цифрах и показателях. У всех в коллективе должно быть четкое понимание того, чем занимаются соседние подразделения и какое место занимают они в общем деле.

Наша компания разработала инструмент, который позволяет быстро и качественно проработать стратегию и превратить ее в оцифрованный алгоритм действий. Это факторная модель бизнеса. С ее помощью мы представляем деятельность компании в виде дерева взаимосвязанных факторов, которые влияют на итоговый результат. Факторная модель бизнеса позволяет контролировать стратегию, связать финансовые цели с нефинансовыми показателями сотрудников, понять узкие места и точки роста бизнеса. Это отличный инструмент для принятия решений — понимая логику работы факторов, руководитель видит эффективные пути достижения целей.

— Какой инструментарий необходимо использовать в управлении персоналом?

— Прежде всего хочу подчеркнуть, что речь идет не о наборе персонала, а именно об управлении сотрудниками и подразделениями для максимальной эффективности работы компании. Бизнес отчасти похож на войну — мы все ведем борьбу за клиента. В военных действиях успех зависит от полководца, его опыта, компетенций, харизмы, выбранной тактики построения войск, ведения сражения. В бизнесе искусство управленца заключается в правильно подобранной организационной структуре: нужно так организовать персонал — наше войско, чтобы мы пошли и всех завоевали.

Но тут мы часто сталкиваемся с парадоксом. Все понимают, что в военных действиях тактика часто меняется — в зависимости от условий, в которых мы сражаемся, от наших ресурсов. А в бизнесе считается, что организационная структура, сформированная 5, 10, а то и больше лет назад, вполне может существовать и приносить результат. Эта инерция может стоить бизнесу очень дорого — за счет коммуникационных издержек, путаницы с принятием ответственности, с перегрузом руководителя, в конце концов.

Самая распространенная ошибка — все управление сосредоточено на гендиректоре, который не делегирует полномочия. Практика показывает, что под одним топом должно находиться не более 5-7 управленцев, на качественное управление большим количеством людей времени не хватит.

Прежде всего нужно определиться с типом оргструктуры, актуальной для вашего рынка или компании. Она может быть линейно-функциональной, когда подразделения компании сформированы по функциям и все находятся на одном уровне под генеральным директором. Дивизиональная оргструктура появилась вместе с потребностью компаний создавать обособленные подразделения на разных территориях, до которых сложно дотянутся из центра, а директор дивизиона лучше знает ситуацию в своем регионе. Матричная оргструктура нужна тогда, когда для решения бизнес-задач мы набираем отдельную проектную команду. Этот тип актуален для строительных, ИТ-компаний.

С выбором оргструктуры важно определиться «на берегу» и только после этого приступать к следующему шагу — созданию дерева функций вашей компании.

— Для этого нужно перечислить все цели компании и все функции, которые должны выполнять сотрудники для реализации этих целей?

— Да, и только потом их нужно «раздать» подразделениям, закрепить за сотрудниками. Например, у нас в компании разработан программный продукт «Корпоративный навигатор», в котором проектируется вся структура управления, привязываются функции. Из этой работы и рождается настоящая, работающая должностная инструкция.

Еще раз отмечу, что оргструктура — это живой организм. В нее нужно вносить изменения, если вы решили работать с другими клиентами, выйти на новый рынок, в бизнесе изменились цели, поменялась внешняя среда. Именно для этого вначале разрабатывается факторная модель бизнеса, на нее потом накладывается оргструктура, которая будет полноценным инструментом управления и поможет бизнесу в достижении целей. А если потом вы еще разработаете финансовую структуру, то есть посмотрите на бизнес через призму денег, и с учетом этого построите организационную структуру, то получите эффективную систему управления, в которой учтены все аспекты.

— Что касается управления финансами… Сейчас на рынке предлагается масса программ, которые помогают учитывать финансовые потоки, есть широчайший выбор обучения по тем или иным аспектам управления финансами. А как по факту обстоит дело с управлением финансами в российском бизнесе?

— Управление финансами — это кровеносная система любого бизнеса вне зависимости от его размера и отрасли. Ее основные составляющие: бюджетирование, управленческий учет, система казначейства, бухгалтерский и налоговый учет. Вроде все понятно и известно, но 60-70% наших проектов мы реализуем именно в области управления финансами, и практика показывает, что качество таких систем в компаниях малого, среднего и даже крупного бизнеса по-прежнему очень низкое. Это печально.

По нашему опыту, только в 20% компаний руководители подразделений вовлечены в процессы управления деньгами, когда они отвечают не только за выполнение своих функций, но и за то, во сколько это обходится компании. 50% руководителей управляют только на уровне кэша — потока денег, через бюджет движения денежных средств. А ведь количество денег на расчетном счете вовсе не означает размер прибыли бизнеса. Более 30% компаний некорректно считают свою прибыль, в том числе из-за того, что работают в Excel, а не имеют автоматизированных систем.

Менее 20% компаний корректно составляют консолидированную отчетность. Это специфика России, где многие бизнесы упакованы в разные юрлица.

Практически ни у кого нет политики управленческого учета. Эти стандарты не регламентируются государством, и каждая компания должна для себя прописать: как будет считать себестоимость, начислять амортизацию, что относить к основным средствам и т.д. Эти правила нужно зафиксировать и по ним вести учет, формировать управленческую отчетность, принимать управленческие решения.

— Как бы вы описали значение бюджетирования для бизнеса, почему это важно?

— Отвечу словами одного из наших клиентов: «Бюджетирование — это обязательная вещь, чтобы в компании не было хаоса». Это расставление приоритетов, дисциплина внутри компании, которая обеспечивает выполнение обязательств перед партнерами, сотрудниками. Крайне важно бюджетирование в условиях экономической нестабильности, кризисных явлений. Если заранее расставить акценты и приоритеты, договориться «на берегу» о том, как действовать при разных сценариях, с учетом балансировки интересов каждого подразделения, не придется «тушить пожары» в форс-мажорных ситуациях.

Бюджетирование — важная вещь для компаний малого и среднего бизнеса, когда требуются ресурсы, инвестиции и непонятно, сколько ты можешь выделить, какие приоритеты расставить. Важно планировать бюджет не только в рублях, но и в штуках, регулярно корректировать показатели, соблюдать методику планирования, получать и анализировать оперативные данные по выполнению бюджета.

— Вы говорили об управленческом учете. А зачем он компании, если ведется бухгалтерский учет?

—  Ваш вопрос отражает распространенное заблуждение. На самом деле, на основе бухгалтерского учета нельзя принимать управленческие решения! Смысл бухгалтерской отчетности в России — предоставить необходимую информацию в фискальные органы, по тем правилам, которые определило государство. Указанные в ней цифры часто не соответствуют тому, что реально происходит в компании. А вот ключевая задачауправленческого учета (УУ) — давать информацию менеджменту для принятия управленческих решений.

Для владельца УУ обеспечивает прозрачность бизнеса, возможность контролировать ситуацию на каждом уровне деятельности и в компании в целом. Для гендиректора — это оперативная достоверная отчетность о том, что происходит в компании для быстрого принятия решений, это единый язык цифр с руководителями подразделений, возможность оценки подчиненных на уровне объективных показателей. Для финдиректора — это возможность ответить на любые вопросы руководства, управление прибыльностью и ликвидностью компании, возможность уйти от ручного управления.

Для того чтобы корректно и полно оценить состояние компании, необходимо иметь три бюджета/отчета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и управленческий баланс.

— Стратегия, персонал, финансы — какое из этих направлений приоритетнее?

— Они все тесно взаимосвязаны между собой — как паззлы, которые вместе дают результат.  Только собранные вместе они дают нужный эффект для бизнеса, становятся тем фундаментом, на котором в будущем можно строить все остальное.

Но главное условие: для того чтобы все это работало, необходимо заинтересованное участие первого лица компании. Создание системы управления — важнейшая задача руководителя, которую никто кроме него не сможет сделать. И если он понимает, зачем это нужно, хочет изменений и готов приложить усилия, то все получится.

Фото: из личных архивов

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

0
0

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

В редакцию Infopro54 обратился Владимир Владимиров, который в октябре 2024 года создал и возглавил юридическую компанию «Воин Вправе», оказывающую услуги военнослужащим СВО. За деятельностью компании сейчас наблюдает общественность нашего города. А Следственное управление СК РФ по Новосибирской области начало проверку по обращению депутата регионального Заксобрания.

— Владимир Юрьевич, в последнее время на сайтах новосибирских СМИ появились статьи ваших бывших клиентов, которые критикуют качество и стоимость услуг, предоставленных вашей компанией участникам СВО и членам их семей. С чем связано их появление? Почему клиенты компании пошли к журналистам?

Читать полностью

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

В России несколько лет набирает обороты рынок ветеринарных профессий. Об этом свидетельствуют данные сайтов по поиску работы. Количество резюме по отдельным профессиям растет. По данным НГАУ, «Ветеринария» стала одной из самых востребованных специальностей в приемную кампанию 2025 года. На нее поступили 211 человек, а средний балл поступающих по ЕГЭ вырос с 65,2% до 67,1%. 

О том, как на предприятии решают кадровые вопросы и привлекают молодых специалистов, рассказали редакции Infopro54 главный ветеринар Мария Москаленко, заместитель директора по управлению персоналом Евгения Курочкина и молодой специалист Анастасия Кренц.

Читать полностью

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

— Иван Николаевич, насколько актуальна сегодня проблема восстановительной медицины в Новосибирске?

— Восстановительная медицина — относительно новое направление для нашей страны. На протяжении многих лет восстановлением пациентов после операций, травм или других патологических состояний занимались в основном государственные санатории и профилактории при крупных предприятиях. Со временем эти учреждения советского образца безнадежно устарели, и многие были вынуждены закрыться.

Читать полностью

Валерий Кубасов: На падающем рынке растут только те, кто готов меняться

Предприниматель, управленец федерального уровня с более чем двадцатилетним опытом в финансах и управлении Валерий Кубасов рассказал о том, как правильно собранная финмодель помогает управлять бизнесом и становится инструментом его роста.

— Валерий, с чем, на ваш взгляд, связан рост интереса к теме разработки финмоделей управления?

Читать полностью

Дмитрий Куницын: Выбирая аренду вместо собственности, зумеры создают риски для будущих поколений

Проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ, кандидат экономических наук, доцент Дмитрий Куницын проанализировал, как привычка арендовать машины, квартиры сказывается на экономике и какие риски это может принести в перспективе, когда поколение зумеров соберется на пенсию.

— Дмитрий Валерьевич, сейчас в обществе, особенно среди молодежи, активно продвигается идея, что не нужно покупать дом, машины, дорогие предметы быта... Достаточно взять их в аренду при необходимости. Такой тренд эксперты называют шеринговой или арендной экономикой? Как вы его оцениваете?

Читать полностью

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко рассказал о специфике работы с гуманитарными грузами для СВО, о том, готов ли бизнес принимать участие в их формировании, и о том, почему необходимо усиливать просветительскую работу среди населения по поводу поддержки спецоперации.

— Евгений, сегодня довольно много организаций занимаются поставками гуманитарной помощи для нужд СВО. Насколько я помню, новосибирское реготделение «Опоры России» было одним из первых кто начал эту работу?

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)


    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:


      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности