Запрет на работников-мигрантов ударит по рынку труда в Новосибирске

  • 11/10/2023, 09:12
В регионе и так не хватает рабочих рук, а квотирование может парализовать целые отрасли.

Не пускать

Группа депутатов во главе с лидером партии «Справедливая Россия — За правду» Сергеем Мироновым внесла на рассмотрение Госдумы законопроект о запрете иностранным гражданам работать в медицинских учреждениях, аптеках и школах.

— Мы предложили полностью запретить привлекать мигрантов для работы в школах, к торговле лекарственными средствами, для оказания медуслуг в организациях системы здравоохранения, такси (легковое и грузовое), — сообщил в своем телеграм-канале депутат Госдумы от Новосибирской области, представляющий партию «Справедливая Россия — За правду», Александр Аксененко. — Кроме того, предложили ограничить допустимую долю иностранных работников 5% от общей численности по всем видам экономической деятельности.

Есть ли конкуренция за рабочие места между новосибирцами и мигрантами?

Этот законопроект — результат жалоб и недовольства россиян на качество оказываемых услуг, подчеркнул Аксененко. Основной приток трудовых мигрантов, о которых в пояснительной записке к законопроекту говорят депутаты, происходит за счет приезжих из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

— Считается, что труд мигрантов — более дешевый. Даже если так (а это уже не всегда так), то надо понять — мы за более дешевый труд или за достойные зарплаты для наших соотечественников? Понижая фонд оплаты труда за счет мигрантов, мы отталкиваем от этих рабочих мест россиян, — отмечает Аксененко.

Он также привел статистику: по состоянию на 1 января 2023 года на миграционный учет в Новосибирской области поставлены 262 949 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них на основании разрешения на временное проживание — 6​ 648 человек и вида на жительство — 13​ 696 человек.

А есть ли проблема?

Редакция Infopro54 попросила участников рынка прокомментировать, как отразятся ограничения по приему на работу трудовых мигрантов на занятости в их отраслях.

Соучредитель транспортной компании ООО «Люгрос», член правления СААП Алина Атланова рассказала Infopro54, что в перевозках магистральными грузовиками на средних и дальних направлениях трудовые мигранты пока практически не задействованы, но дефицит водителей в отрасли высокий.

Алина Атланова: И клиенты, и грузоперевозчики в шоке от роста цен

— У многих транспортных компаний от 2 до 5% парка имеют простои без водителей. Быстрое и приемлемое решение проблемы — пока неочевидно. Рассматривать всерьез привлечение мигрантов на наши перевозки пока не готовы, но все чаще в нашем профессиональном сообществе возникает эта мысль как неизбежная перспектива, — рассуждает Атланова. — Если говорить о перевозках мелко- и среднетоннажным транспортом, то на региональных перевозках задействованность мигрантов более высокая. Альтернативы нет. Поэтому запрет, на мой взгляд, является популистским решением. Нужно понимать и осознавать, что породило эту проблему, и решать вопрос комплексно.

Руководитель комиссии по пассажирским перевозкам реготделения «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Ярцева пояснила редакции Infopro54, что предприниматели, выполняющие транспортную работу на автобусах в Новосибирске и области, отмечают, что в штате их предприятий мигрантов нет.

— Данный факт связан с повышенными требованиями к водителям, которые возят пассажиров, — это наличие водительского стажа, знания в области транспортной безопасности и так далее. Таким образом, по крайней мере в нашем регионе, мигранты в автобусных перевозках если и есть, то минимальное количество. Как правило, это все-таки услуги такси, — поясняет она.

Перевозчики требуют пересмотреть механизм формирования тарифов на городские перевозки

При этом собеседница Infopro54 отмечает, что предприниматели сходятся во мнении: выбор — принимать мигранта или не принимать — должен быть за работодателем.

— Если квалификация мигранта соответствует требованиям российского законодательства для работы на автобусе, если работодатель готов доверить ему технику стоимостью более 10 млн рублей и брать на себя ответственность в случае ДТП (а ДТП с участием пассажирского транспорта рассматриваются очень тщательно и имеют серьезные последствия как для предприятия, так и персонально для руководителя), то он должен иметь такую возможность, — комментирует Марина Ярцева. — Но при всем этом всего в нескольких регионах нашей страны решен вопрос нелегальных перевозок. Соответственно, все требования меняющегося законодательства выполняют только легально работающие предприятия, а нелегалы так и остаются вне закона. И вся нагрузка ложится на тех, кто исполняет требования закона.

Редакция Infopro54 направила запрос в Минздрав Новосибирской области и департамент Новосибирска, чтобы выяснить, насколько тема трудоустройства мигрантов актуальна для этих сфер. На момент публикации материала ответы еще не поступили. По личному опыту могу отметить, что трудовые мигранты часто работают в качестве младшего медперсонала в учреждениях здравоохранения. Что касается образования (тоже на личном опыте): недавно беседовала с представительницей трудовых мигрантов, которая приехала в Новосибирск из страны СНГ. По ее словам, она учительница немецкого языка с большим стажем, но ни в одну из школ Новосибирска устроиться не смогла — везде требуют гражданство. И это при том, что учителей иностранных языков в школах города не хватает. Собеседница работала в клининговой компании и занималась уборкой.

Может стать хуже

Алла Литвинова, директор и основатель HR-центра Аллы Литвиновой, считает, что в названных в законопроекте сферах в Новосибирской области мигранты сегодня представлены слабо.

Половина трудовых мигрантов может покинуть Россию из-за доллара по 100 рублей

— Чаще всего они работают на позиции уборщиков. Я не вижу в этом ничего критичного, и не вижу необходимости запрещать мигрантам работать на таких позициях. Это может привести к тому, что кадровый голод еще больше усугубится, — комментирует эксперт.

Юлия Масалова, заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом НГУЭУ, кандидат экономических наук, говорит, что законность решений о запретах мигрантам работать в тех или иных отраслях — это вопрос миграционной политики.

— Эта политика предполагает, что мы можем вводить какие-то ограничения на законодательном уровне. Но здесь ситуация несколько другая, она идет вразрез с тем, что в том же Минздраве РФ обсуждали возможность привлечения специалистов из-за рубежа с экзаменом, который они должны сдать, чтобы иметь возможность работать в России, — напоминает Масалова. — При этом миграционная политика предполагает, что мы закрываем свой кадровый голод какими-то внешними трудовыми ресурсами, и для Минздрава это был один из вариантов решения проблемы. А если мы вводим ограничения, это значит, что мы закрываем для себя этот поток? С другой стороны, есть иностранные граждане, которые обучались у нас и хотят у нас работать. И здесь важно говорить об уровне квалификации и о том, насколько иностранные граждане могут выполнять те или иные обязанности. Как я уже сказала, в Минздраве обсуждается для них специальный экзамен, чтобы люди могли подтвердить свою квалификацию и работать.

Что касается такси и услуг по перевозке, по мнению собеседницы редакции, дело не в том, кто за рулем — мигрант или нет — важно, что человек имеет права и соблюдает правила дорожного движения и перевозок.

Новосибирские компании готовы принимать на работу африканцев, арабов и вьетнамцев

— Квотирование и ограничение только создаст нехватку кадров, — уверена Юлия Масалова. — Сейчас проблема в том, сможем ли мы восполнить тот кадровый голод в отраслях, о которых было сказано ранее? Кроме того, в целом количество мигрантов в России сокращается. Раньше, до пандемии, на низкоквалифицированных позициях у нас поток был гораздо больше, чем сейчас. Более того, сейчас мигранты из тех же Таджикистана и Узбекистана не всегда выбирают работу именно в России. Они ищут для себя другие рынки, в том числе азиатские, потому что там больше платят. Мы не являемся той страной, которая очень привлекательна с точки зрения работы.

Ранее редакция сообщала о том, что в селе Толмачево проверили мигрантов, работающих на складах Новосибирска. 

Фото freepik — wangxina

0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

С 2022 года региональное отделение организовало уже более 15 гуманитарных миссий

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять