Как не оскорбить чувства Мездрича?

  • 27/02/2015, 12:45

Отношение к интерпретации оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», поставленной в Новосибирске, разделило общественное мнение. Что в приоритете — реализация прав художника на самовыражение или уважение прав личности?

Либретто

Премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке музыкального руководителя и дирижёра Новосибирского театра оперы и балета Айнарса Рубикиса и режиссёра Тимофея Кулябина состоялась в конце декабря 2014 года. Действие драмы перенесено в наши дни, а Тангейзер предстаёт в образе гениального режиссёра, снявшего фильм «Грот Венеры» о якобы греховной жизни Иисуса Христа в молодости. 

Эта постановка вызвала бурное возмущение православных христиан, и в январе 2015 года Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон направил письмо в прокуратуру, сообщив о нарушении прав верующих людей и об использовании не по назначению церковной символики. 

Прокуратура Новосибирской области провела проверку и сообщила, что, по мнению правоохранителей, в спектакле действительно публично оскверняется «предмет религиозного почитания в христианстве — Евангельский образ Иисуса Христа».

По результатам проверки было возбуждено дело против режиссёра-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича об «умышленном публичном осквернении религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчи или уничтожении».

Фабула

Оригинальная опера Вагнера «Тангейзер», события которой происходят в средневековой Германии, была впервые исполнена в Дрездене в 1845 году. Сюжет постановки построен на немецкой балладе о трубадуре Тангейзере, известной благодаря новелле популярного писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Состязание певцов». Опера успеха не имела. Автор несколько раз перерабатывал либретто и некоторые акты целиком, так что фактически каждая новая постановка была и новым произведением.

Личность самого Рихарда Вагнера, а также трактовка его произведений вызывают неоднозначную реакцию в разных странах и социальных группах.

Как известно, Вагнер был ярым антисемитом.

«…чуждо и безучастно находится еврей среди общества, которого он никогда не поймёт, к склонностям и стремлениям которого он не чувствует симпатии, история и развитие которого его не волнуют», — писал Вагнер в своей работе «Еврейство в музыке».

Примечателен случай с премьерой музыкальной драмы «Парсифаль» в 1882 году в баварском городе Байройт. Оркестром дирижировал еврей Герман Леви, который считался одним из лучших дирижёров своего времени, наряду с Гансом фон Бюловым. Вагнер до последнего момента требовал, чтобы Леви крестился. Несмотря на угрозы, Леви отказался. И только заступничество короля Людвига Баварского, большого поклонника таланта Леви, спасло последнего от гнева Вагнера.

Первый акт

Постановка Новосибирского театра оперы и балета, государственного и академического, является не единственной скандальной интерпретацией оперы Вагнера.

Не так давно, в мае 2013 года, постановка оперы вызвала скандал в Германии из-за нацистской тематики сцен.

В начале представления, состоявшегося в театре Дюссельдорфа, зрители увидели стеклянные камеры, в которых актёры падали на пол, когда камеры эти заполнялись белым дымом. Ещё в одном эпизоде музыка в зале затихает и на сцену выводят семью: родителям и детям сначала бреют головы, а затем расстреливают. Это была аллюзия на массовые убийства в нацистских лагерях смерти во время Второй мировой войны.

У многих зрителей такая интерпретация оперы вызвала бурю негодования. Несмотря на это, режиссёр отказался смягчить постановочные сцены, а администрация поддерживала его. В своём заявлении директор театра Кристоф Майер объяснил, что слуги Мельпомены ни в коем случае не хотели задеть чьи-либо чувства. «Мы не высмеиваем жертв, мы их оплакиваем», — говорил Мейер.

Вмешалась еврейская община Германии, которая посчитала, что постановка оскорбляет память евреев, погибших в нацистских концлагерях, и потребовала запрета спектакля. 

Чудесным образом позиция театра поменялась на противоположную!

«Рассмотрев все аргументы, мы пришли к выводу — недопустимо, чтобы наша художественная работа производила воздействие, травмирующее чью-либо психику». 

И всё, finita la opera — если перефразировать известное выражение. 

Второй акт

Адольф Гитлер очень любил музыку Вагнера. Произведения композитора звучали в театрах и школах, на партийных съездах НСДАП и в концлагерях вперемешку с нацистской пропагандой. Именно поэтому её исполнение до сих пор остаётся под жёстким негласным запретом в Израиле.

Запрещать музыку недемократично — скажете Вы? Да нет же, как можно играть музыку, которая может доставить страдания стольким людям, прошедшим концлагеря. У них и у их потомков есть право оградить своих сограждан от музыки, которая может доставить им душевную боль или даже убить.

Попытки поставить произведения Вагнера в Израиле происходят с завидной регулярностью и, с такой же регулярностью, блокируются общественностью.

В 2011 году, в рамках Байройтского фестиваля, израильский камерный оркестр решил сыграть лирическую симфонию Вагнера «Зигфрид-Идиллия». Ежегодный летний фестиваль, на котором исполняются музыкальные драмы Рихарда Вагнера, основан самим композитором и проводится в баварском городе Байройте в специально построенном для этого театре.

Так вот для того, чтобы не оскорблять чувства тех, кто выступает против музыки Вагнера, израильский оркестр все репетиции в преддверии концерта проводил за пределами Израиля.

Считаю это примером достойного поведения людей искусства, которые уважительно и заботливо относятся к чувствам своих сограждан.

В 2012 году российский оперный певец Евгений Никитин был вынужден отказаться от главной роли в опере Рихарда Вагнера «Летучий Голландец» в постановке Жана Филиппа Глогера, когда стало известно, что в молодости артист нанёс себе на грудь татуировку со свастикой.

Третий акт

25 февраля на сайте ngs.ru прошла прошла онлайн-конференция, в которой среди прочих принял участие директор оперного театра Борис Мездрич, — «на минуточку» — заслуженный работник культуры Российской Федерации. Лауреат Международной театральной премии имени Станиславского «За выдающийся вклад в развитие театрального дела в России». 

 

За «вальяжными» рассуждениями о праве художника на самовыражение, описание заслуг театра и театральных деятелей, о том, что театр и православие решают, оказывается, одну и ту же задачу (какую — так и не понял), я услышал банальное равнодушие, неуважение и издёвку над чувствами других людей. 

Мне очень хочется понять: а есть ли у Мездрича что-то святое за душой? Способен ли он, «деятель культуры», сопереживать и чувствовать чужую боль и обиду? Попытался задать «наводящие» вопросы:

Я утрировал, «вывернул всё наизнанку» и намеренно попытался задать вопросы, которые показывают ту пропасть вседозволенности современных «художников», готовых принести в жертву собственным амбициям то, на что по сути права не имеют. Ощущая собственную безнаказанность, они и впредь будут стараться повысить наш культурный уровень вульгарными и оскорбительными фантазиями сделанными весьма талантливо и профессионально… 

Финал

Увы, модератор конференции Ива Аврорина так и не озвучила мои вопросы. 

Видимо, побоялась оскорбить чувства Мездрича? 

Фото: со страниц сайта ngs.ru, ilpost.it, opera-novosibirsk.ru, musikzen.com, ru.depositphotos.com lefpap

 

Юлия Данилова

Рубрики : Общество

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять