Это один из вариантов адаптации рынка к требованиям 381-ФЗ.
— Закон №381-ФЗ не предусматривает регулирование одного важного вопроса — де-юре он снижает бонусы, убирает маркетинговые платежи, но тогда возникает вопрос: а как производители сегодня будут продвигать свой товар в торговых сетях? — поинтересовалась на круглом столе в региональном парламенте руководитель ЗАО «СИБКЕТ» (производитель натуральных соков, консервированных овощей и фруктов, торговая марка «Ермак») Елена Волынец.
По ее словам, до сих пор все было понятно: поставщик\ производитель платил за палеттоместо (в среднем около 15%), и его продукция выставлялась с желтыми и красными ценниками в рамках маркетингового договора.
— По всей видимости, сейчас этот вопрос будет решаться на уровне личного обаяния с руководителями секций в торговых сетях, — иронизирует Волынец.
Участники круглого стола отметили, что одним из последствий введения 381-ФЗ стала активизация перехода сетей на собственные торговые марки (СТМ).
— Ритейлеры договариваются с производителем о минимальной цене и далее накручивают на нее свой процент — тот, который им интересен. В данном случае производителю не выкручивают рынки на входе, обязывая снизить цены на 10%, — констатировали представители производственных компаний. На круглом столе многие из них заявили, что сети настойчиво рекомендуют им сейчас снижать входные цены.
Комментируя тенденцию, представители агропредприятий отметили, что с одной стороны для производителя и ритейлера рост доли СТМ может быть интересен, так как сеть выставляет продукцию под собственным брендом, поэтому у нее отпадает необходимость проводить бесконечный мониторинг цен, а производители получают гарантированный рынок сбыта. Активно на СТМ сейчас переходят «Метро», «Лента» и прочие сети, заметили участники круглого стола.
— Для мелких, не брендированных производителей, это хорошо, так как им не нужен собственный бренд. Они готовы переходить по СТМ ритейлера, так как получают возможность попасть на прилавки без бонусов. У тех, кто ценит свой бренд ситуация иная, — заявил главный специалист по реализации сельхозпродукции ЗАО «Племзавод Ирмень» Павел Иваровский.
По его словам, сейчас «Ирмень» продает через сети 30% продукции, но уже готово активнее открывать свои киоски, самостоятельно развивать розничную торговлю.
— Работа по СТМ с сетью интересна и для крупного производителя, так как у мелкого может просто не хватить возможностей для соблюдения всех условиях такого договора, — не соглашается руководитель одного из агропредприятий области. — Объемы, которые ритейлеры предлагают под СТМ достаточно большие, особенно если сеть федеральная, поэтому для производителя такой контракт интересен, хотя, да, он теряет свое имя.
В кулуарах участники круглого стола отметили, что при росте доли СТМ в сетях многие производители уйдут сами, так как ритейлеры всегда выставляют продукцию под собственной торговой маркой на более выгодные места и заинтересованы по максимуму развивать именно ее продажу.
— На СТМ сети получают приличную маржу именно за счет хорошей выкладки — маржа варьируется в зависимости от аппетитов ритейлера. Например, «Ашан» накручивает 8-9%, в некоторых они достигают 38%, — пояснили Infopro54 производители.
Получить комментарий торговый сетей по ситуации с СТМ на прилавках на момент публикации материала не удалось.
— В крупных российских сетях доля СТМ продукции колеблется в пределах от 10 до 20%. К примеру, у «Магнита» доля в обороте на собственные марки составляет 11%. При этом, ряд игроков планирует и дальше увеличивать долю СТМ в выручке, — комментирует тенденцию финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин.
Однако, по его словам, вряд ли в среднем по рынку доля СТМ когда-нибудь превысит 20%. Перевод на СТМ эффективен лишь для части товарной матрицы т.к. может произойти критическое сокращение ассортимента с последующим оттоком покупательского трафика даже несмотря на более выгодное ценовое предложение. При этом, СТМ требуют много ресурсов для контроля за качеством.
— Таким образом, агрессивное наращивание доли СТМ, скорее всего, окажется неэффективным с точки зрения нивелирования эффекта 381-ФЗ. На мой взгляд, в этом отношении ритейлерам проще будет снизить стоимость закупаемых у поставщика товаров на сумму выпадающих поступлений за счет бонусов, — прогнозирует эксперт.
Изменения, внесенные в Федеральный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» начали действовать с 15 июля 2016 года. В законе с 10 до 5% понижена премия с оборота, введен запрет на обратный выкуп нереализованной продукции, сокращены сроки выплаты за продовольственные товары денег поставщикам — до 8 дней для товаров со сроком годности менее 10 дней, до 25 дней со сроком годности от 10 до 30 дней, и до 40 дней со сроком годности продукции свыше 30 дней. До 20 августа аналитические справки, подготовленные региональными мониторинговыми группами по всей стране, должны быть направлены в федеральную мониторинговую группу, которую возглавляет депутат Госдумы Ирина Яровая. В Новосибирской области работу группы курирует депутат Заксобрания Сергей Титков. Производителям и ритейлерам области также предложено высказывать свои замечания и предложения по реализации закона по телефону: 223-50-97.
Фото: пресс-служба Заксобрания области
Юлия Данилова
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна