С 2003-го по 2009-й год в России прошла реформа местного самоуправления, тогда Новосибирская область стала одним из первых регионов, где был опробован федеральный закон о реформе. Каков результат?
За 10 лет в этот закон было внесено 84 поправки (!), и в декабре 2013 года президент В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию сказал о необходимости новой реформы (!) «самой близкой людям власти» (то есть местному самоуправлению).
В конце мая был принят ФЗ №136, который означал начало реформирования самой, только что проведенной реформы МСУ. Этот закон принимался сложно, особую критику вызывали положения об отмене прямых выборов мэров и введении в крупных городах двухуровневой системы, при которой предполагалась формирование горсовета избираемыми прямым голосованием внутригородскими районными муниципалитетами. Мэр избирался бы депутатами горсовета из своего состава, а исполнительную власть в городе возглавлял бы назначаемый по конкурсу сити-менеджер.
Оппозиция увидела в этом откровенную попытку не допустить ее победы на выборах мэров городов. В своем выступлении на радио «Слово» в начале сего года Анатолий Локоть, тогда еще претендент на пост мэра Новосибирска рассказывал, что на его вопрос к одному из авторов реформы о том, зачем пытаются ввести эту норму, он получил прямой ответ:
«Для того, чтобы, такие как ты, на выборах не побеждали!».
Впрочем, положение о введении двухуровневой системы вызвало неприятие и ряда региональных элит, которые в остальном в оппозиционности замечены не были, им явно не хотелось проходить через новые, непроверенные опытом выборные процедуры.
Кстати, во время депутатских слушаний по ФЗ №136, которые прошли в Законодательном Собрании НСО в мае, наиболее острая критика в адрес предлагаемых новаций звучала именно из рядов правящей партии. И выходит, неправы те, кто утверждают, что власть в России может продавить любое решение? В результате, в окончательной редакции, новый закон, прямые выборы мэров городов не отменил, как и не вводил в обязательном порядке районное деление и двухуровневую систему власти крупных городов. Эти вопросы должны были быть решены Законодательными собраниями регионов, на это давалось полгода. Однако во многих российских регионах, в том числе и в НСО, реформой МСУ сразу после принятия закона заниматься было недосуг, впереди маячил единый день голосования – 14 сентября.
Но выборы прошли, и реформа местного самоуправления в области вышла на первый план — сроки поджимают!
На 16 октября назначены депутатские слушания на тему «О реализации ФЗ № 136…», по их итогам пройдет заседание профильного комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению, а затем одобренный комитетом законопроект о реформе МСУ в Новосибирской области будет в первом чтении принят очередной сессией Законодательного собрания, а в конце ноября он должен быть одобрен во втором чтении.
Главная интрига, похоже, снята изначально.
Еще будучи врио губернатора области Владимир Городецкий заявил о том, что двухуровневая система в Новосибирске вводится не будет. Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз в своем интервью автору этих строк говорил о том, что наша область была пионером в реализации ФЗ №131, но теперь нам стоит посмотреть, что будет получаться в других регионах, с введением двухуровневой системы мы экспериментировать не будем.
Большинство опрошенных автором экспертов и «заинтересованных лиц» также твердо уверены, что двухуровневая система МСУ у нас вводиться не будет. Но как это часто бывает, увлеченность интригой отвлекла общественное внимание от главной проблемы, которая и вызвала необходимость проведения очередной реформы МСУ – это полномочия муниципалитетов и межбюджетные отношения. И об этой проблеме сразу вспомнили, когда на днях правительство НСО решило сократить отчисления НДФЛ в бюджет Новосибирска на 10 %, с 25 до 15 %.
А главной проблемой МСУ в России на сегодня оказываются деньги. Консолидированный объем доходов местных бюджетов в процентах к ВВП постоянно сокращается. В 1997 году это было 10,9 %, а в 2012 только 5,1%. При этом основная часть местных бюджетов формируется за счет НДФЛ, но в последние годы наблюдается общероссийская тенденция – сокращение нормативов отчисления НДФЛ в местные бюджеты в пользу регионов.
Так что предстоящие депутатские слушания по реформе МСУ, как и обсуждение данного вопроса на сессии ЗС НСО обещает быть очень горячим.
Интрига исчезла, но проблемы остались!
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна