Назад в будущее

  • 04/03/2015, 12:07

В трёх районах области — Карасукском, Баганском и Купинском — через пять-шесть лет могут появиться инженеры будущего. В сегодняшнем школьном настоящем они уже знают, что знания и компетентность — не одно и то же.

В 50 метрах от двора Кузнецовской школы Баганского района — натоптанная всесезонная тропа. Вообще-то она ведёт к озеру, флора и фауна которого расширяет для сельских школьников границы учебной программы. Но пытливые и любопытные головы баганских школьников готовы исследовать всё, что на этой тропе попадается — снег, след лисы, муравейник и новый цветок.

Проектная исследовательская деятельность для них — не поиск подтверждений чужих открытий из интернета, а совершенно осязаемые, вдыхаемые, тактильные познания, дающие нечто большее, чем просто знание предмета.

— Если в учебной программе — жизнедеятельность и пути миграции перелётных птиц, то мы с шести утра дежурим на озере, — рассказывает директор школы Наталья Петрушкевич. — Узнали, что в нашем районе гнездится краснокнижный ходулочник, наблюдали за лебедем, выхаживающим лебедят. В прошлом году и вовсе совершили научное открытие, обнаружив в своём реликтовом озере водяного клопа-гребляка, — узнали, что крошечное насекомое издаёт звук по децибелам лишь немного уступающий трубному зову слона.

В другой школе того же Баганского района школьники исследуют агрохимические возможности почв и рациональность севооборота посевных площадей. Для этого у школы есть поля. Не опытные пришкольные шесть соток, а образцово-показательные, в несколько гектаров, поля, на которых старшеклассники, используя современные взрослые средства механизации выращивают овощи. Снижают стоимость питания в школьной столовой и заодно, не корпя над учебниками, решают образовательные задачи.

— Мы, когда впервые приехали в район с идеей своего проекта инженерного образования для сельских территорий, ахнули от удивления, — рассказывает автор проекта, депутат Законодательного Собрания Юрий Зозуля. — Приезжаем в школу в Карасуке и видим многофункциональный станок с программным управлением для инженерного моделирования. Откуда, спрашиваем, у вас такое чудо? Оказывается, педагог был на выставке в Новосибирске, увидел там такой станок стоимостью 250 тысяч, вернулся домой и… сделал сам.

В другой школе, в Багане, экспертам показали кабинет коррекционной педагогики. В нём — самодельный прибор с модными сейчас песочными технологиями. Тоже сами сделали. Удивляются: «А что тут сложного? Песок, гирлянды, стекло».

— Увиденное не просто удивило — заставило нас во многом скорректировать задачи проекта, — рассказывает Юрий Зозуля. — Задуманный изначально как проект развития лидерских компетенций, он нацелен сейчас на инженерно-технологическое и агро-технологическое направления. Мы на месте уже поняли, что развитие сельских территорий не может быть, скажем так, чужеродным. Не туда нужно навязывать инженерное образование, а оттуда брать и развивать. Инженеров, технологов, механиков готовить нужно со школы, с учетом интересных школьникам проектных исследований, с учётом тех компетенций, которые они приобретают здесь и сейчас.

Под новые, откорректированные, задачи проекта уже собралась группа единомышленников. Есть обременённые министерскими должностями и научными званиями, есть  и практики, педагоги-подвижники.

— Остались те 30 человек, которые верят в успех, — говорит менеджер проекта Ольга Береснева. — Никто не получает за это никаких вознаграждений, просто готовы вкладывать знания, идеи, методики, время, опыт ради получения реального результата. Синергетического, понимаете?

Аннотация к проекту, над которым начала работать экспертная группа, изобилует инновационными терминами и понятиями. Есть здесь «реиндустриализация» и «импортозамещение», «модернизация» и «целеполагание». И название громкое — «Инженерные компетенции — сила развития Родины».

Но авторы проекта от моих ироничных замечаний отмахиваются: есть требования к форме документа, претендующего на реализацию, и есть содержание — в нём главное.

Содержание у проекта, действительно, обещает быть весомым. С учётом возможностей среднего, профессионального и высшего образования. С учётом необходимости заполнения вакуума между экономической политикой и реальными потребностями сельских территорий. С учётом преимуществ тех специфических знаний, которыми владеют сегодня баганские и карасукские школьники. И, конечно, с учётом огромного желания организаторов реализовать этот проект.

В июле он будет представлен в Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области для принятия решения об открытии ресурсных площадок в школах Баганского, Карасукского и Купинского районов. А уже в сентябре в школах-участниках проекта будет новый учебный план.

Директор Кузнецовской школы Наталья Петрушкевич говорит, что 70 % выпускников школы, получив сельскохозяйственное или педагогическое образование, возвращаются в село, продолжают исследовательскую работу. А если новый проект инженерного образования сможет поддержать практические наработки школьников новыми технологиями и методической последовательностью образовательного процесса, в трёх сельских районах Новосибирской области обещает зародиться — не больше не меньше — новая инженерная культура, новый тип мышления и большое будущее.  И похоже, что в этот раз не абстрактное, рожденное в далеких городских кабинетах,  а от основ, от земли.   И для неё, конечно.

 

Рубрики : Образование

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять