В ритейле вырастет конкуренция за покупателя

  • 04/04/2022, 15:08
А сам покупатель начнет смещаться в дискаунтеры.

В ходе онлайн-конференции ФГ «Финам» эксперты проанализировали влияние санкций на ритейл и предпочтения потребителей. В частности, аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова прогнозирует, что на рынке может вырасти конкуренция за конечного потребителя: на фоне снижения покупательской способности розничные покупатели будут более тщательно взвешивать предложения.

— Российские производители потребительских товаров с налаженным производством и свободными мощностями вероятно получат толчок в текущей ситуации за счет смещения фокуса на локальных поставщиков. Такие компании смогут нарастить каналы сбыта, зарекомендовать себя у покупателей. Интернациональная конкуренция для таких производителей уменьшилась, однако предложение российских конкурентов также может укрепиться, — прогнозирует она.

Заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов напоминает, что у большинства зарубежных производителей (в денежном выражении — 90%+) производство расположено на территории России.

— Импортировались товары с низким товарооборотом, если говорить про продукты питания. По тем производителям, которые перестали официально экспортировать в РФ, — выстроится параллельный импорт, — комментирует он.

Анна Буйлакова также не исключает роста интереса потребителей к дискаунтерам на фоне снижения покупательской способности.

— Мультиформатные сети, такие как «Магнит» и Х5, могут ускорить масштабирование своих дискаунтеров. Таким образом можно ожидать укрупнение таких дискаунтеров, как FixPrice, «Светофор», «Моя цена» и «Чижик», — перечисляет Буйлакова. — Сети могут сфокусироваться на увеличении доли собственных торговых марок для предложения более интересных цен покупателям, а также увеличить долю локальных поставщиков.

Аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин тоже считает наиболее вероятным, что ритейлеры, торгующие товарами нижнего ценового сегмента, в особенности ценовых категорий 1 и 2, станут основой российского рынка. Будет происходить постепенная переориентация и соответствующая подстройка ассортимента действующих игроков

Дмитрий Леонов не исключает, что продуктовые федеральные игроки будут продолжать поглощать локальных, а сети, торгующие продовольствием, начнут приобретать те, которые торгуют непродовольственными товарами, чтобы выжить, диверсифицировать свою деятельность.

— Мы по-прежнему ставим на дальнейшую консолидацию ритейла в России. Крупным игрокам традиционно заметно проще переживать кризисные периоды, и они смогут получать доступ к лучшим локациям после закрытия или выкупа более мелких компаний, — комментирует Артем Михайлин.

Людмила Теличко, главный аналитик «Промсвязьбанка», добавляет, что в условиях любой нестабильности выигрывают компании, которые уже настроили логистические цепочки, сделали прямые контракты с поставщиками, арендовали и заполнили достаточное число складов.

— По итогам прошлых двух пандемийных лет мы увидели, что в условиях волатильности консолидация в секторе только растет, все больше делается акцент на логистику и доставку. Также стоит отметить, что для открытия нового бизнеса зачастую необходимо заемное финансирование, которое сейчас подорожало, — поясняет она.

В связи с этим эксперты ПСБ не ждут появления новых крупных ритейлеров, но видят возможность наращивания доли уже существующих.

Есть предел процессу консолидации, — говорит Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им Г.В. Плеханова. — В продовольственной торговле он установлен в 25% муниципального рынка (закон о торговле), в непродовольственной — в 35% товарного рынка. Интеграция и консолидация будут активизированы, но до достижения сих пределов. И у нас есть, кому за этим следить, это ФАС.

Он также прокомментировал три варианта развития ситуации в российском ритейле, отметив, что сейчас речь идет о том, кто заместит высвобождающиеся ниши и как поступить с теми активами, что вдруг нам достались.

— Допустим «МакДак» ушел в части собственной сети. Один путь, и он вероятный, торговые точки продадут на аукционе, и мы с вами получим а-ля «МакДак» или условные «Теремки». Второй путь нам всем интереснее — создание государственной компании с едиными ценами, максимальным сохранением технологии, возможно расширенным ассортиментом (помните лужковские пироговые?). Третий путь — продажа объектов инициативным гражданам по франшизе, когда пирогами и бутербродами будут торговать соотечественники в рамках какой-то концепции, — перечисляет Чеглов.

Прогнозируя развитие ситуации на рынке ритейла, Дмитрий Леонов напоминает, что правительство РФ подписало постановление об отмене ответственности за параллельный импорт. По его словам, это означает, что, как и в 2014 году, продукты питания, ушедшие с рынка, при наличии спроса будут поставляться через другие логистические цепочки.

— Не все так плохо. Что-то придет через посредников. Нужно только представить, что производство разом не остановить, а желающих с риском, но за деньги поставить — всегда немало. Что-то появится в качестве аналогов с потерей качества, но появится. И совершенно грамотно правительство готовит «плацдарм», — соглашается Вячеслав Чеглов.

Эксперт также прокомментировал, как может повлиять на цены на потребительском рынке падение курса доллара.

— Я бы поостерегся говорить о падении курса доллара и, соответственно, укреплении рубля. Слишком изменились условия хождения валют. По сути, мы видим некий принимаемый суженным рынком курс. Теперь его должны принять экспортеры и импортеры. И Банк России пытается влиять на эти расчеты, ограничивая коммерческие аппетиты российских банков, — поясняет он. — В перспективе мы можем и далее увидеть укрепление национальной валюты, тем более она сознательно недооценивалась годами. Но лучший путь здесь — развитие отечественного производства, а для этого потребуется время. Корректировку розничных цен мы можем увидеть, но, скорее, из-за сокращения покупательских возможностей населения.

По данным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, к концу 2021 года доля импортных товаров в продовольственной рознице составила 25%, а в среднем по году — 24%. Это на 4 процентных пункта ниже показателя предшествующего коронакризисному году, однако выше по сравнению с 2016–2017 годами, когда доля импортных продуктов питания на российских прилавках составляла минимальные 23%. За последние же 8 лет реализации политики импортозамещения зависимость продуктового ритейла от зарубежных товаров снизилась на треть.

Среди основных продуктов высокая доля импорта отмечается в сырах (32,5% в общих товарных ресурсах в натуральном выражении), животных маслах (29,5%), растительных маслах (17%), говядине и субпродуктах (27,6%). Незначительна доля импорта в свинине (около нуля – 0,2%), муке (1,1%), крупах (1,1%), колбасной продукции (1,3%), мясе птицы (4,7%) и в целом в мясной продукции (5,6%), кроме говядины.

В совокупном российском импорте на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства приходится 11,5% в стоимостном выражении. Продовольствие является третьей по значимости статьей импорта России после машин, оборудования, транспорта и продукции химической промышленности.

Больше всего российские импортеры заказывают из-за рубежа фруктов и орехов (17% в товарной структуре импорта продовольствия в стоимостном выражении), напитков, включая алкогольные (9,9%), молочной продукции, яиц и меда (8,7%), семян и плодов (6,9%), жиров и масел (6,4%), рыбы и морепродуктов (6,3%).

Среди отдельных стран основная часть продовольствия поставляется в Россию из Белоруссии (13,5% в 2021 году в стоимостном выражении, в первую очередь мясная и молочная продукция) и Турции (5,5%, в основном фрукты и овощи), а также из Бразилии (4,7%), Эквадора (4,3%) и Китая (4,2%). На страны СНГ в целом приходится 20,6% импортных поставок, на страны Евросоюза — 22,4%, а на все государства, поддержавшие санкции против России, 28,7%.

Фото pixabay — PIRO4D

0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять