Социолог из НГУ изучила туристическую мобильность россиян

  • 10/04/2017, 12:51

Оказалось, что сибиряки путешествуют меньше, чем жители других регионов России.

Заведующая кафедрой общей социологии ЭФ НГУ, кандидат социологических наук Татьяна Черкашина, основываясь на информации Росстата, определила уровень туристической мобильности в разных регионах страны и выявила факторы, которые на нее влияют. Согласно исследованию, итоги которого были опубликованы в журнале «Регион: экономика и социология», больше всего путешествуют жители Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного округов, а меньше всего — жители Сибири и Крыма, сообщили в пресс-службе НГУ.

Социолог поставила перед собой задачу оценить, какие составляющие доступности мобильности наиболее значимы для россиян. В рамках исследования она проанализировала данные Росстата — Комплексного наблюдения условия жизни населения (КОУЖ) 2011 и 2014 годов.

Татьяна Черкашина сфокусировалась на туристической мобильности как на самой «добровольной» форме перемещения, которая зависит от выбора индивидуума, от его установок и финансов.

По данным КОУЖ, в 2014 г. 23,7% россиян старше 15 лет совершали в течение года туристические поездки, продолжительностью не менее недели. Еще 12,8% ездили на отдых в течение трех предыдущих лет, а 47,8% ответили, что никогда не были в досуговых поездках. По сравнению с этими данными, в 2011 г. уровень туристической мобильности был ниже: совершали поездки в течение 12 месяцев перед опросом 18,7%, в 2007-2010 гг. – 11,0%. Доля тех, кто никогда не был в туристических и экскурсионных поездках, среди респондентов 2011 г. – 51,0%, еще 6,3% затруднились ответить на вопрос.

Сравнив данные КОУЖ за 2011 и 2014 годы, социолог показала, что население всех федеральных округов стало мобильнее, но в разной степени. Если уровень туристической мобильности жителей Сибирского и Южного федеральных округов увеличился на 1-2 процентных пункта, то в большинстве остальных округов он вырос на 5-6 пунктов.

Социолог отмечает, что на пространственную мобильность населения влияют несколько факторов: возраст и состояние здоровья населения, экономические ресурсы, а также транспортная инфраструктура.

Согласно проанализированным данным, в старших возрастных группах сокращается число тех, кто выезжает за пределы территории постоянного проживания, наибольшее же число мобильных граждан – среди людей до 49 лет.

Что касается экономических ресурсов, то, по данным обследования, более 50% людей из семей с доходом выше 75 тысяч рублей в месяц в течение года перед опросом выезжали с экскурсионными и туристическими целями за пределы своего населенного пункта. Среди россиян, чей совокупный семейный доход не превышал 15 тысяч рублей в месяц, мобильным были не более 10%.

Социолог отмечает, что среди владельцев автомобилей доля мобильных выше: максимальна она среди тех, в чьих семьях либо два автомобиля, либо один относительно новый автомобиль (37-38%). Среди жителей России, не имеющих автомобиля, в туристических поездках в течение года были 16,6%, среди владельцев относительно старого автомобиля – 23,2%.

Однако дифференциация пространственной мобильности зависит не только от уровня жизни населения, но и от состояния транспортной инфраструктуры, плотность которой в европейской части страны значительно выше, нежели в Сибири и на Дальнем Востоке.

— Если сравнивать различия в уровне средних доходов населения федеральных округов, они лишь отчасти совпадут с уровнем пространственной мобильности,— отмечается в исследовании. — Так в Сибирском, Южном и Приволжском федеральных округах среднедушевые доходы составляют 80-85% от общероссийской величины, но мобильность сибиряков сдерживается как ограниченной транспортной инфраструктурой, так и срединным географическим положением. При слабой наземной транспортной инфраструктуре Дальний Восток – третий макрорегион страны по уровню туристической мобильности населения, что отчасти является эффектом программы субсидирования авиационных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и в обратном направлении.

Моделирование влияния всей совокупности факторов показало, что основные различия в мобильности задаются финансовой обеспеченностью. Россияне с высоким доходом совершают туристические поездки в течение года с вероятностью примерно в 6 раз больше, чем малообеспеченные. А влияние характеристик транспортной инфраструктуры «поглощается» доходными различиями индивидов, то есть региональная дифференциация в уровне жизни (концентрация высоко- и низкодоходных групп) коррелирует с плотностью транспортной инфраструктуры – регионы с относительно высокими средними доходами населения обладают более плотной транспортной инфраструктурой.

Один из выводов исследования заключается в том, что из составляющих доступа к туристической мобильности ключевой сейчас является экономическая. Эта зависимость от экономических ресурсов проявляется, во-первых, в ограниченной мобильности низкодоходных семей, а во-вторых, в большей туристической подвижности автовладельцев (по сравнению с тем, кто не обладает автотранспортом),

Фото: Pabak Sarkar

Рубрики : Общество

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru


Erid:F7NfYUJCUneP3WgpqCtDЖК

ЖК "Новые Матрешки"

Пл.Маркса
25 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP3WgpqD32ЖК «Матрешкин двор»

ЖК «Матрешкин двор»

Студенческая
30 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP3WgpqYHfЖК «Grando»

ЖК «Grando»

Березовая роща
5 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP3WgpqYWzЖК «Luna»

ЖК «Luna»

Заельцовская
9 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP3WgpqYSZЖК «GORIZONT»

ЖК «GORIZONT»

Золотая Нива
12 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP3WgpqCjSЖК Сподвижники

ЖК Сподвижники

Пл.Маркса
20 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"
Руководитель Фонда «АРТ-дивизион», член Каспийского международного интеграционного клуба «Север-Юг»

Елена Богданова: У новосибирских компаний растет интерес к технологическому импорту из Ирана

У иранских предпринимателей также есть интерес к предложениям компаний из Сибири, но более сегментированный

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска