Почему «стартап вместо диплома» вряд ли станет массовым, какой путь необходимо пройти каждому вузу на пути к образовательной новации и готовы ли преподаватели к такому формату работы — рассуждает руководитель проектного офиса «Предпринимательский университет» НГУЭУ Денис Обуховский:
— Диплом в формате стартапа — это уже никакое не будущее, а самое настоящее российского образования: по данным Минобрнауки РФ, он применяется уже в 71 вузе страны. Думаю, в первую очередь на «стартап-инициативу» отреагируют университеты версии 3.0, сочетающие образовательную деятельность с инновациями и предпринимательством.
НГУЭУ — не исключение: мы изучили опыт передового в этом направлении Дальневосточного федерального университета и прописываем регламент внедрения новой формы выпускной работы в нашем вузе.
Стоит отметить, что никаких специальных нормативных нововведений стартап в качестве диплома не требует — федеральный государственный образовательный стандарт не устанавливает жестких требований к формату и порядку выполнения выпускной квалификационной работы. Поэтому вуз, принявший решение внедрить эту практику, создает локальные нормативные акты, самостоятельно выбирая наиболее оптимальный порядок работы. Я — за автономное и добровольное погружение вузов в эту область без шаблонов. Пусть это станет «персональной» зоной ответственности каждого учебного заведения с учетом его специфики и стратегии развития.
Подчеркну, что никакого противопоставления нет и быть не должно — стартап не вместо диплома, корректнее говорить о дипломе в виде стартапа. Выпускник реализует свою проектную работу не в качестве традиционного исследования, а конкретного предпринимательского проекта. В дипломной работе он оценивает свою бизнес-стратегию, разбирает уже совершенные ошибки.
Предполагаю, что наиболее популярным, особенно на первых порах, этот формат будет в таких сферах, как ИТ, услуги, мелкое производство. Стартап — это точечный, избирательный формат, который ни в коем случае не может быть обязательным для всех профилей подготовки.
Необходимо руководствоваться и просто логикой: мини-кофейня, открытая студентом-статистиком, или проект кальянной вряд ли могут претендовать на выпускную работу. Должна быть профильная обоснованность выбранной темы и ее социальная значимость. И тут важна проработанность критериев оценки представленного студентом бизнес-проекта. В первую очередь — это интересный проектный ход, социальная значимость и, безусловно, прибыльность.
Что касается аудитории потенциальных стартаперов со студенческой скамьи, думаю, что они составят от 3 до 5% от общего числа выпускников. Это вновь путь «не для всех», скорее, исключение из правил. Это должны быть мотивированные на предпринимательскую деятельность, а, следовательно, и на получение прибыли, дипломники.Если привычное выпускное исследование можно провести для получения «корочки», то в случае собственного бизнес-проекта такая история не пройдет. А потому их будет объективно мало, но это будут наиболее честные работы от студенческого предпринимательства.
Проработки требует еще одна сторона вопроса: преподаватели, как правило, не готовы к работе в новом — как по содержанию, так и инструментарию — формате. Преподавателю, привыкшему к функционалу научного руководителя, объективно сложно стать бизнес-наставником для студенческого проекта. Учитывая реалии системы образования, у выпускника-стартапера должно быть два руководителя: от науки и от бизнеса. В идеальной картине мире уже на этапе защиты должен присоединиться инвестор.
Разобраться предстоит и с тем, что стартапы в большинстве своем — командная работа, пусть речь и идет о микрокомандах из 2-3 человек. Но выпускная работа индивидуальна и призвана продемонстрировать компетенции конкретного студента. Задача руководителя — выделить зоны ответственности каждого студента в общем результате.
Безусловно, надо отчетливо понимать: стартап в качестве диплома — явление, отчасти продиктованное модой на предпринимательство. Вузам, которые решаются облечь ее в реальные алгоритмы, предстоит большая работа по выстраиванию всей необходимой инфраструктуры. У выпускника всегда должно оставаться право выбирать — в какой форме продемонстрировать полученные знания и умения. Пусть это будет экспериментальная зона высокой степени свободы, наиболее располагающая к появлению действительно успешных бизнес-проектов.
Фото предоставлено пресс-службой НГУЭУ
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна