Американская история на русский лад

  • 05/02/2015, 12:12

5 февраля «Левиафан» выходит на экраны. Андрей Звягинцев о кино, жизни в Новосибирске, учителях и метафизике.

Пожалуй, ни одна лента российского режиссёра, снятая в последнее время, не вызывала столь бурных дискуссий как «Левиафан» Звягинцева. 5 февраля фильм выходит в прокат. Однако многие уже успели посмотреть пиратскую копию картины, которая появилась в сети, и сразу разошлись по разные стороны баррикад, откуда ведут ожесточенные бои. Для одних Звягинцев — гордость отечественного кинематографа. Для других его «Левиафан» — гнусный русофобский пасквиль. А многочисленные награды фильма (американские «Глобусы», призы в Каннах, номинация на «Оскара» и прочее) — часть антироссийской кампании, в которую добровольно вписался режиссёр.

Не будем пересказывать сюжет картины и воздержимся от оценок — у каждого есть право определиться со своим  про и контра. Мы решили лишь накануне премьеры вспомнить некоторые эпизоды из новосибирской жизни известного режиссёра и привести отдельные фрагменты из интервью, которые были взяты у Звягинцева во время его приездов в Новосибирск. Именно здесь, как нам представляется, он был наиболее доверителен и откровенен. И именно здесь ему особенно хотелось быть услышанным и понятым правильно.

В Новосибирске Андрей Звягинцев жил до 22 лет. Учился в средней школе № 21. Затем закончил актёрский факультет Новосибирского государственного театрального института (в то время театральное училище) по классу Льва Белова, тогда главного режиссёра Новосибирского ТЮЗа («Глобус»).  До отъезда в  Москву, в ГИТИС, он успел сыграть на новосибирской сцене несколько главных ролей. Ведущая актриса театра «Глобус» Людмила Трошина любит вспоминать, как трогательно смущался «Андрюша», когда им приходилось играть влюблённость на сцене…

Профессионального режиссёрского образования у Звягинцева нет, и он считает это скорее своим плюсом, чем минусом:  

Мои университеты: теория — это киоск, где можно купить книги по кино, а практика — зал киноцентра, где я смотрел фильмы Антониони, Куросавы и Брессона. Технологию осваивал прямо на месте

В Новосибирске состоялась первая премьера фильма Звягинцева «Возвращение», который принёс ему сразу двух «Золотых львов» Венецианского фестиваля. В Новосибирске он лично представлял и другие свои  фильмы. Здесь у Андрея Петровича осталась первая семья — жена, сын и мама (маму он потом перевез в Москву).

Режиссёр апокалипсиса, или «Почему Вы снимаете такое грустное кино?»

На творческой встрече в кинотеатре «Победа» после премьеры фильма «Изгнание», где собрались многие из тех, кто знал Звягинцева лично, ему был задан «детский» вопрос: «Почему Вы снимаете такое грустное кино?» и «Нет ли в экранных сюжетах Ваших личных историй?». Отвечая, режиссёр фактически сформулировал главные принципы своего кинематографа:

— «Изгнание» — не личная история (хотя, как известно, всё, что снимает режиссёр, он снимает о себе). Фильм сделан по мотивам повести Уильяма Сарояна, хотя и значительно переработанной. Там это была частная история одного адюльтера, и происходило всё в Филадельфии, в послевоенные годы. Мы же увидели в том некий вечный мотив и попытались сделать универсальное кино. Поэтому из фильма были убраны все приметы времени и места и создана некая несуществующая пространственно-временная среда: не Россия — и не заграница, не сегодня — и не вчера, что-то очень похожее на нашу жизнь — и всё же другое. Меня вообще больше интересуют не частные, бытовые, социальные истории, а метафизика — то, что за пределами материального.

В следующем фильме Звягинцева «Елена» уже была «конкретная Россия» — внешне благополучная Москва, неблагополучное Подмосковье, гопники, подворотни, пошлое убийство из-за денег. Но говорил Звягинцев опять об общем на этот раз об изменении человеческой породы под властью золотого тельца:

 — В России это ощутимо особенно болезненно, потому что европейская цивилизация идёт по этому пути давно, а для нас это внове прежняя порода вымывается чрезвычайно стремительно, меняется даже выражение лиц. Достоевский когда-то говорил о нас как о народе-богоносце, восклицая: «Россия спасёт весь мир». И что случилось с этим народом-богоносцем, когда его поманил золотой телец?У нас был своего рода парник некое пространство, отдельное от всего мира, это был такой эксперимент с идеями, с некоей абсолютной метафизикой. Теперь пар выпущен, и мы стали, как все. Мы живём в мире, из которого уходит настоящее, и всё жизненное пространство заполняет чушь. И перед каждым сегодня стоит дилемма, считать эту чушь нормой или пытаться как-то сохранить себя, заниматься внутренним убранством. И тогда, возможно, придётся обречь себя на какой-то монашеский путь…

Позднее Звягинцев назовёт свою «Елену» фильмом об апокалипсисе. Впрочем, у Звягинцева все фильмы в какой-то мере об апокалипсисе. И «Левиафаном» он благополучно эту линию продолжает. В «Возвращении» причина краха мироздания —разрыв родственных связей, в «Изгнании» — тотальная нелюбовь, в «Елене» — культ денег. В «Левиафане» человек заведомо обречён в борьбе с ветхозаветным чудовищем, которое символизирует могущественное государство с его вертикалью власти и тотальной коррупцией. Это есть и будет в любом государстве, левиафан — не российское изобретение, что онуниверсален и вездесущ. Но Звягинцев может сколь угодно долго толковать о вечных мотивах и универсальном кино — обижаться на него всё равно будут жители  вполне  конкретного села Териберка на  берегу Баренцева моря, где он вёл свои съёмки и вполне конкретные россияне, которым не очень нравится, что их страну представляют в столь неприглядном виде.

Изначально, кстати, Звягинцев собирался снимать фильм в Америке. В основе сюжета «Левиафана» — подлинная история американского сварщика Марвина Химейера, у которого местный цементный завод пытался отобрать дом, после чего он заперся в бульдозере, разрушил здание завода и ещё несколько сооружений, а затем покончил жизнь самоубийством. Однако потом съёмки было решено перенести в Россию. Попробуем хотя бы на минуту представить, что Звягинцев всё-таки вернулся к своему  первоначальному замыслу и снял кино в Штатах. Вызвал бы его фильм столь же жаркие споры, и были бы «баррикады»? Что интересно были бы! Только знаки сменились бы на противоположные. Получил бы фильм свои американские и европейские награды? А вот это очень большой вопрос!

Связь на энергетическом уровне, или «Новосибирск, я люблю  тебя…»

В один из своих приездов Андрей Звягинцев представлял в Новосибирске киноальманах «Нью-Йорк, я люблю тебя». Это был сборник пятиминутных короткометражек о любви, снятых известными мировыми режиссёрами на фоне в данном случае Нью-Йорка. До этого был «Париж, я люблю тебя» на фоне Парижа, потом вышло ещё несколько киноальманахов, в том числе «Москва, я люблю тебя». Новелла Звягинцева называлась «Апокриф» и была посвящена истории  жизни Иосифа Бродского в Нью-Йорке. Зритель, однако, увидел «Апокриф» только в российском прокате. Американская фокус-группа нашла новеллу Звягинцева слишком затянутой и малопонятной, из киноальманаха она была убрана.

— Наверное, я должен испытывать от этого какое-то горькое чувство, — объяснил своё отношение к происшедшему режиссёр. – Но такого чувства у меня нет. После просмотра фильма я понял, что моей новелле в этой истории места не было. Она туда не инсталлировалась, она иной породы. Грустно другое Америка пытается навязывать свои правила, и ладно бы только в кинематографе, но американцы устроены так, что считают себя вправе решать судьбы мира. И с этим ничего не поделаешь… 

Сам факт своего участие «в проекте с городами» Звягинцев назвал ошибкой. Пять-семь  минут для его метафизики не формат, и больше он в такие игры не игрок. А если бы спросили его: «Вам предложили снять фильм о Новосибирске»?

Тут я бы, пожалуй, подумал, ответил он. Всё же родной город, я до сих пор ощущаю с ним связь на каком-то невидимом, энергетическом  уровне. Наверное, это был бы фильм о юности. И снимал бы я его где-нибудь на маршруте от «Глобуса» до Берёзовой рощи, где я жил. С этим маршрутом связаны четыре года моего обучения в театральном училище. Репетировали мы до ночи, а потом я ходил домой пешком. На этот маршрут пришлась пора моей первой влюблённости, взросления, становления. Именно на этом маршруте во мне созревала убеждённость в необходимости заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас…

 фото depositphotos.com magicinfoto, az-film.com

Рубрики : Политика

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять