Анатолий Локоть: Энергия города не должна сгорать в пробках

  • 19/06/2017, 10:52

Развитие общественного транспорта и безопасных дорог — один из трех городских приоритетов.

— Если посмотреть на спутниковую карту Новосибирска, можно увидеть четко выраженные крупные магистрали и три автомобильных моста через Обь. Остальное бесконечное пересечение улиц теряется из виду в кварталах городской застройки, но на самом деле новосибирская дорожная сеть — это 12 миллионов квадратных метров! Как выстроена работа по обслуживанию этой дорожной сети, что нужно сделать, чтобы общественный транспорт был удобным для пассажиров и почему с 2017 года ремонт дорог в Новосибирске станет заметнее, считает мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

— Автомобили, которые стоят в пробках в часы пик, моральный и физический износ муниципального транспорта, ямы на дорогах… Эти городские проблемы каждому новосибирцу знакомы. Неслучайно мы выбрали развитие общественного транспорта и безопасных дорог в качестве одного из трех городских приоритетов. Дорожно-транспортная сфера — одна из самых болевых точек Новосибирска. Но решение накопившихся проблем должно идти в комплексе с выверенной градостроительной политикой и созданием комфортной среды для жизни. Таким образом, мы выделили три городских приоритета — развитие дорожно-транспортной сферы, строительство социальной инфраструктуры и развитие зеленых зон. Выделяя ключевые направления, мы понимаем, как нам лучше спланировать бюджет, на что искать дополнительные финансовые источники, можем спрашивать с исполнителей за конкретные результаты.

Эти результаты в транспортной сфере не заставят себя ждать: Новосибирск стал одним из немногих городов, вошедших в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги». А это значит, что теперь мы получили на ремонт автомобильных дорог значительные средства, которых нам катастрофически не хватало.

Но задачи в дорожно-транспортной сфере намного шире, чем просто залатать ямы или капитально отремонтировать основные дороги.

— Как и многие крупные города, Новосибирск столкнулся с негативными последствиями своего быстрого роста. Активно строятся новые микрорайоны, увеличивается население, растет число машин… Например, в прошлом учебном году мы приняли в школы на 9 тысяч детей больше, чем годом ранее! Ежегодно в Новосибирске возводится более миллиона квадратных метров нового жилья. Сейчас в городе проживает уже более 1,6 млн. человек. Одним словом, наш город развивается, но нагрузка на дорожную сеть, конечно, увеличивается — и снижается пропускная способность городских магистралей. Наиболее серьезная проблема, на мой взгляд, в том, что проекты застройки новых микрорайонов появлялись без учета транспортной доступности. Масштабы жилищного строительства не сопоставимы с возможностями улично-дорожной сети. 25 тысяч новых квартир, сданных только в 2016 году, означают растущую потребность жителей в новых дорогах, коммуникациях, транспортной обеспеченности. Нельзя оставлять жителей «запертыми» в новых микрорайонах: никому не нравится часами стоять в пробке из-за того, что однополосная дорога не способна быстро пропустить поток машин из микрорайона с тысячами жителей. Городская власть обязана эту потребность удовлетворить, однако не имеет достаточных для этого ресурсов, так как собственные бюджетные возможности города из года в год сокращаются. Необходимо строить новые и ремонтировать существующие дороги — у нас на обслуживании 12 миллионов квадратных метров дорог.

Город заслужил «Безопасные и качественные дороги»

— Мы сосредоточим главные усилия в дорожно-транспортной сфере на двух направлениях. Первое — эффективное участие в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Второе — повышение качества работы общественного транспорта.

Чтобы поддерживать улицы в нормативном состоянии, каждый год мы должны полноценно ремонтировать не менее 1 миллиона 300 тысяч квадратных метров дорог. Последние три года ремонтируем около миллиона. Но с учетом прошлых лет недоремонт уже достиг порядка 4 миллионов квадратных метров дорожного полотна. В бюджете города не хватает средств. К тому же в этот ежегодный миллион входит так называемый «ямочный» ремонт и улицы частного сектора, где щебеночное покрытие. А значит, при текущем состоянии местного бюджета приблизиться к «идеальной» цифре пока невозможно. Это проблема не только Новосибирска, а всех крупных мегаполисов в стране. Поэтому участие города в профильных федеральных программах, таких, как «Безопасные и качественные дороги», имеет огромное значение.

Новосибирск одним из первых подал заявку на участие в этой программе. Для этого мы провели большую подготовительную работу: поставили на кадастровый учет и оформили право собственности города на дороги. Этот процесс еще не завершен. Но вообще-то такая работа должна была начаться еще 2008 году, когда соответствующие изменения внесли в федеральное законодательство. Нам пришлось решать вопрос в авральном режиме, но, несмотря на эти сложности, право на получение федеральных денег город отстоял.

С учетом федеральной программы, средств регионального бюджета и города в 2017 году мы направим около 1,5 миллиарда рублей в дорожную инфраструктуру. А в целом по программе «Безопасные и качественные дороги» рассчитываем на объем финансирования более 9 миллиардов рублей до 2025 года. Надеемся, что часть этих средств сможем направить на строительство новых инфраструктурных объектов, которые должны связать отдаленные микрорайоны с деловым центром Новосибирска, открыть новые въезды в город и выезды из него, ускорить транспортные потоки между Новосибирском и городами агломерации – Бердском, Обью, Кольцово и другими.

 

В ожидании федеральных денег развитие городской дорожной сети не останавливалось. В 2016 году нам удалось завершить ряд ранее начатых проектов и выделить средства на новые. Мы продолжаем строительство дороги по улице Г. Колонды, запланировано продление улицы Титова и дороги на ул. Спортивной в Ленинском районе, ул. Петухова в Кировском районе к домам Южно-Чемского жилмассива. Уже сейчас мы прорабатываем варианты на перспективу, как «расшить» узкие места дорожной сети. Например, вынесли на публичные слушания проект расширения и продления улицы Зыряновской. Частично она станет дублером улицы Большевистской с кольцевой развязкой при спуске на Ипподромскую и Октябрьский мост. Такие точечные решения позволят перенаправить потоки там, где сегодня образуются заторы и пробки. У нас нет дефицита идей, предложений много, гораздо сложнее сегодня найти средства.

Ноу-хау Новосибирска: привлечение жителей к решениям по ремонту дорог

— Особенно важным считаю прислушиваться к мнению горожан. Три года назад, ощутив запрос общества на контроль за ремонтом дорог, мы начали общегородской проект «Выбери дорогу для ремонта». Пригласили жителей выбирать голосованием в Интернете наиболее проблемные участки, куда направятся дорожные службы в первоочередном порядке — то есть, по сути, напрямую участвовать в управлении ремонтом дорог вместе с нашими отраслевыми экспертами. Автомобилисты, которые каждый день по дороге на работу и обратно видят одну и ту же яму, часто лучше знают, какой участок нужно поставить первым в списке на ремонт. Так в диалоге с жителями решаем вопрос, как распорядиться ограниченным дорожным бюджетом. Жители уже дважды выбирали проблемные дороги, в 2015 и в 2016 году. В 2017 году продумываем новый механизм голосования — ведь теперь, после вступления в программу «Безопасные и качественные дороги», изменятся условия финансирования.

Впервые за историю города мы разместили в свободном доступе на онлайн-карте города данные о дорогах, в отношении которых на подрядчиках лежат гарантийные обязательства. Жители сообщают о некачественном ремонте, а мы привлекаем подрядчиков к ответственности в случае нарушений.

Активное участие в работе над программой ремонта городских дорог принимают новосибирские общественники. Они присутствуют на рабочих группах, вносят свои предложения, как скорректировать ситуацию, чтобы у города было меньше проблем в дорожной отрасли. Не все у нас получается, но мы работаем, и совместными усилиями нам удается решить много вопросов. Неслучайно, решив провести открытые дискуссионные площадки по городским приоритетам, две из четырех дискуссии мы посвятили транспорту и дорогам. Дискуссии состоялись в начале февраля, были собраны десятки предложений горожан, специалисты их систематизируют и определят, какие можно воплотить в жизнь.

Что с общественным транспортом?

— Еще одна приоритетная цель — повышение качества работы и доступности общественного транспорта. Муниципальный транспорт сегодня работает в режиме хронического недофинансирования. Новосибирск в этом отношении не уникален. Во многих городах самые выгодные маршруты были практически полностью отданы частникам. Сегодня в Новосибирске доля немуниципальных перевозок наземным транспортом составляет около 76%, а муниципальные транспортные предприятия, которых в городе всего три, были доведены до предбанкротного состояния.

Годами складывалась маршрутная схема, в которой действия перевозчиков направлены на извлечение максимальной выручки, а интересы пассажиров отходят на второй план. Что мы имеем сегодня: гонки за пассажиров, долгие стоянки на остановках, отсутствие транспорта на линиях в вечернее время. Для организации транспорта из отдаленных микрорайонов мэрия при проведении конкурсных процедур среди перевозчиков вынуждена разыгрывать лоты, которые содержат так называемые «рентабельные» и «нерентабельные» маршруты. В результате мы видим переизбыток транспорта в центре города, дублирование маршрутов, слишком протяженные маршруты. Движение общественного транспорта нерационально. Есть четкое понимание, что в сохранении такого количества маршрутов и подвижного состава нет необходимости.

План действий: выводим общественный транспорт из тени

— Организация работы общественного транспорта требует кардинального пересмотра, но сделать это быстро не получится. В ближайшие три года мы должны перейти на работу по Федеральному закону № 220-ФЗ, который в корне меняет систему внутригородских пассажирских перевозок.

Сейчас прорабатываем план действий на переходный период до 2020 года — документ, где будут прописаны все меры оптимизации работы транспорта: новая маршрутная сеть, порядок перехода к контрактной системе перевозок. Результатом должна стать рациональная, понятная маршрутная схема, где особая роль отведена метрополитену, скоростным видам транспорта, транспортно-пересадочным узлам, которые станут каркасом будущей транспортной системы. Такая схема предполагает более короткие и эффективные маршруты, так называемый «сетевой тариф» с возможностью пересадок на различные виды пассажирского транспорта, новые типы льгот и проездных документов для горожан. И самое главное – доход частного перевозчика будет зависеть не от количества пассажиров, а от выходов в рейс, за которые муниципалитет платит по факту. Это поможет дисциплинировать перевозчиков и сохранить те маршруты, которыми пользуются относительно мало людей.

Чтобы реализовать 220-ФЗ, мы должны по максимуму перейти на безналичный расчет. Так мы сможем вести учет реального пассажиропотока и свести к нулю теневой оборот наличности в общественном транспорте.

Система безналичного расчета: почему новая?

— Новосибирск был пионером в этом вопросе, система безналичного расчета в нашем транспорте появилась одной из первых в России и работает около 10 лет. Но за это время оборудование технически устарело. В 2016 году мы обновили систему, заменили 550 терминалов в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях. Новое оборудование позволяет фиксировать пассажиропоток, способ оплаты проезда, контролировать доходы от перевозок — невозможно утаить выручку «в сумке». По итогам прошлого года у нас впервые доля безналичных расчетов превысила долю оплаты наличными. Более чем на 20% выросло число операций через терминалы. Новые терминалы также собирают информацию о перевозках, которая в режиме онлайн передается в единый центр. В перспективе это позволит отслеживать наполняемость транспорта, дальность поездки пассажиров, соблюдение перевозчиком расписания, а главное – поможет внедрить сетевые тарифы на маршрутах. Первый подобный эксперимент проведем в этом году.

Еще одна важная задача на текущий год — подключить к обновленной системе безналичных расчетов коммерческих перевозчиков. Наличный расчёт на транспорте порождает «серые» схемы — это ни для кого не секрет. Поэтому перевод на безналичные системы оплаты для нас это еще и способ вывода из тени денежного оборота на транспорте.

Метрополитен: нужна поддержка федерального центра

— Строительство новосибирского метро прекращено несколько лет назад из-за отсутствия финансирования. В начале марта в рамках Конгресса городов я предложил обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой возобновить софинансирование строительства новых станций в крупнейших городах России. Речь идет о завершении проектов, которые уже начаты. В Екатеринбурге построена одна линия, вторая недостроена. В Омске начато строительство, прорыта станция, построен мост через Иртыш, остановлено строительство. В Красноярске есть защищенный проект, который находится в замороженном состоянии. У нас в Новосибирске метро не достроено, проект не реализован до конца. Неоконченные проекты наносят серьезный экономический ущерб городам, потому что содержать и консервировать «недострои» дороже. Это важная государственная задача – закончить эти проекты. Без поддержки федерального центра мы этого сделать не сможем.

Развитие трамвая – способ сделать отдаленные районы более доступными

— В 2016 году на левом берегу Новосибирска на улице Титова мы построили новую ветку трамвайных путей. Эта ветка первая за последние 30 лет! Благодаря ей жители достаточно отдаленного жилмассива смогут добираться до центра города с пересадкой на метро за 30-40 минут.

В целом сегодня мы уделяем большое внимание экологически чистым видам транспорта, предусмотрено сохранение и расширение троллейбусной и трамвайной сети. Сейчас муниципальный трамвайный парк серьезно изношен, на протяжении долгих лет средства в обновление практически не вкладывались. И вот — качественно новый этап: в конце прошлого года в Новосибирске создано совместное российско-белорусское предприятие по ремонту и изготовлению трамваев. Мы договорились с белорусскими партнерами. Это позволит нам экономить на каждом трамвае около 7 млн. рублей, ведь закупка новых обходилась бы значительно дороже, и их сложнее доставить в Сибирь. В конце мая будет готов первый новосибирско-белорусский трамвай. Надеемся, что уже в этом году на созданном предприятии будет модернизировано 10 трамваев.

 

Развитие дорожно-транспортной сферы — приоритетное направление работы городской власти. План действий есть, и мы постепенно претворяем его в жизнь. Есть много сложностей, но невозможного нет.

Фото: пресс-служба мэрии города Новосибирска, Юлия Данилова

Рубрики : Транспорт

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru


Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoi9ЖК

ЖК "Новые Матрешки"

Пл.Маркса
25 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoiBЖК «Матрешкин двор»

ЖК «Матрешкин двор»

Студенческая
30 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoiDЖК «Grando»

ЖК «Grando»

Березовая роща
5 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAondЖК «Luna»

ЖК «Luna»

Заельцовская
9 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAonZЖК «GORIZONT»

ЖК «GORIZONT»

Золотая Нива
12 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAUv3ЖК Сподвижники

ЖК Сподвижники

Пл.Маркса
20 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"
Михаил Космынин: За каждым бизнесом стоит уникальная история

Михаил Космынин: За каждым бизнесом стоит уникальная история

Но есть такие истории, которые поражают масштабами и скоростью развития

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска