Проезд в общественном транспорте подорожает. Кому выгодно?

  • 06/02/2015, 11:10

Неизбежность повышения тарифов в городском пассажирском транспорте понимают и автомобилисты, и пассажиры, и чиновники. Правда, причины и следствия все называют разные.

Объявление в маршрутке, в которой я езжу на работу и с работы, — пожелтело и поиздержалось за два года.

«Стоимость проезда с 1 февраля 2013 года…» в сегодняшнем феврале 2015 читается скорее как недоразумение. Но недоразумение приятное и почти сентиментальное — «есть ещё нормальные руководители, понимают, как всем тяжело, держат цену!».

Держать цену получается не у всех — из работавших раньше в Новосибирске восьми муниципальных транспортных предприятий осталось два. Оба — в долгах и убытках.

Руководитель одного из них, ПАТП-4, — Геннадий Палков директорствует почти 30 лет. Ему есть с чем и с кем сравнить, и что предложить — тоже есть.

— Муниципальные перевозки всегда и во всех странах убыточны, — горячится директор. У нас себестоимость одной перевозки — 34 рубля, а возим по 17. Вот и считайте.

Считаем вместе, вооружившись сметами и отчётами. Структура затрат предприятия — следует из этих отчётов — складывается из расходов на фонд заработной платы со всеми положенными отчислениями, горюче-смазочные материалы, запчасти и авторезину и… И всё.

— У нас средний пробег по предприятию — больше миллиона километров, — вздыхает Палков. — Есть экземпляры с трёхмиллионным пробегом.

— Это не тот ЛАЗ, что на постаменте на территории стоит? — спрашиваю директора. Но оказывается, что памятник ЛАЗу-697 установили давно, в 1978 году, за то, что он героически без капитального ремонта миллион  километров откатал. А сейчас миллион — в порядке вещей, и полтора, и три миллиона километров.

Новой-то техники почти нет, и купить не на что. Ещё 10 лет назад на предприятии «трудилось» 340 автобусов. Сейчас — 104. Маршрутки в ПАТП-4 тоже не держат. Нельзя.

— Последние наши обновки — 21 автобус — мы брали под финансирование муниципалитета в лизинг, — говорит директор. — Но и они уже по 700 тысяч прошли.

Осторожно, чтобы не напугаться самой и не посеять панику в городе, спрашиваю про «справедливую» с точки зрения директора цену за билет. Такую, чтобы и технику можно было покупать, и народ не сокращать, и предприятию не в убыток.

— Да нам бы лучше всего бесплатно возить, — вдруг говорит Геннадий Палков. — Выполнил рейс, получил из бюджета деньги. Ни кондукторов не надо содержать, ни дебет с кредитом сводить. Каждый бы свою работу выполнял: мы — перевозки, бюджет — деньги.

Бюджет, к слову, муниципальному предприятию компенсирует расходы на проезд льготных категорий пассажиров. В 2014 году рассчитался почти полностью, а годом раньше из требуемых восьмидесяти миллионов перечислили только пять. Тогда же у ПАТП-4 забрали ещё один доходный источник — автовокзал. Его передали в частное, и вполне возможно, более эффективное управление. Финансовая дыра 2013 года аукается автотранспортникам до сих пор. Чтобы как-то её залатать — сокращают и служащих, и слесарей. Не трогают только водителей — понимают, что город встанет.

«Справедливую» цену за билет на муниципальном транспорте сейчас ищут в департаменте по транспорту мэрии города и в департаменте по тарифам правительства области. Пока обсуждается рост на 12,8 %.

Двухрублёвая, в денежном выражении, прибавка проблем транспортников не решит, но и население не сильно огорчит, — считают чиновники.

— Оптимальным решением, — говорит заместитель мэра Новосибирска, руководитель департамента транспорта Валерий Жарков, — мог бы стать ежегодный узаконенный рост тарифа, как это делают коммунальщики, энергетики, «РЖД».

Предсказуемость в вопросах ценообразования или, чего уж там, ежегодного, последовательного роста тарифов на проезд в общественном транспорте, наверное, действительно сможет снять симптом неожиданного и неприятного сюрприза. Транспортникам такая «плановость» тоже на руку — можно под будущие гарантированные доходы перспективы развития рассматривать, а не выживать, как сегодня. Но законы, по которым работают сейчас естественные монополии, — и РЖД, и энергетики — не распространяются на деятельность других хозяйствующих субъектов, — говорят эксперты. Для них главный закон — рынок. Спрос и предложение.

Баланс на этом рынке вроде бы удаётся поддерживать маршрутчикам. А что же всё-таки делать муниципальному пассажирскому транспорту? Как выживать?

Своё видение решения проблемы, при обсуждении на сессии Законодательного Собрания в конце января предложили депутаты «Справедливой России». Свою позицию — «не повышать тарифы» — они аргументировали конкретными цифрами и примерами: в доходах муниципальных транспортных предприятий не отражены сборы от рекламы, составляющие по мнению депутатов, порядка 200 миллионов рублей в год. Кроме того, депутаты-эсэры считают, что недостаточно изучен опыт других территорий. В частности, в Петрозаводске в прошлом году цену за проезд не повысили, а понизили на треть и «спровоцировали всплеск пассажиропотока».

Предложение это, на первый взгляд здравое и наверняка популярное, увы, оказалось всего лишь популистским. Беглый просмотр прошлогодних петрозаводских газет свидетельствует о том, что решение о снижении стоимости тарифов продержалось в столице Карелии только четыре месяца и уже в мае было отменено «ввиду экономической нецелесообразности». А миллионные прибыли от рекламы в расчёте на единицу транспорта приносят, к примеру, ПАТП-4 около 400 тысяч рублей. Это (спасибо, Анна Егоровна, за знания по математике), — одна тысячная доходов предприятия.

Конечно, копейка рубль бережёт — кто спорит. И Палков не спорит. Бережливость эта и 50-летний юбилей предприятия мимо пропустила, и приближающуюся 1 марта очередную юбилейную дату заставит проигнорировать.

— Неправильно это, конечно, — вздыхает директор. — Ни премию к празднику, ни ценного подарка мы не можем водителю к юбилею вручить.

В сухом остатке этой грустной истории о неизбежности и обоснованности подорожания проезда в городском общественном транспорте есть и обнадеживающие новости. В ПАТП-4 ждут ещё девять новых автобусов. Их приобретает мэрия и передаёт предприятию в лизинг. Это раз. Ещё большие надежды на предприятии связывают с переводом для начала нескольких единиц транспорта на газ. Экономия существенная. И главное — коллектив в ПАТП-4 стабильный, больше половины работающих отдали предприятию по 20 и более лет. Я уж не говорю о рекордных километражах, с которыми водителям АТП только в книгу рекордов Гиннесса заявляться.

Это, как ни крути — основа, без которой все разговоры о тарифах становятся просто бессмысленными. Ну а раз есть основа — тариф найдётся.

 

Рубрики : Транспорт

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять