Накопительный эффект

  • 09/09/2020, 11:51
Открытие музеев после долгой карантинной паузы дало горожанам нежданно-приятную плотность зрительских впечатлений.

Механика образования этой сочной плотности проста: на музейных площадях скопились выставки нескольких периодов — весенние, недосмотренные из-за карантина, те, что планировались на лето, и, собственно, осенние, открывающие собой сезон.

Это как раз тот случай, когда «столпотворение» — явление приятное и интригующее. По крайней мере, Новосибирский художественный музей точно обратил его себе на пользу: первые недели сентября тут царит буквально калейдоскопическая универсальность. С одной стороны, тут «достаивают» выставки ранней весенней поры — выставка русского натюрморта из коллекции Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева, выставка «Театр Победы», посвященная 75-летию НОВАТа и тандемная выставка московских художников Ивана Коршунова и Анастасии Кузнецовой-Руф. С другой — влекут абсолютной новизной выставки, открывшиеся буквально на днях.

У некоторых выставок COVID чуть было не отнял календарную актуальность. Но за них заступилась… Большая История. Такова, например, экспозиционная судьба проекта #НАСЛЕДИЕ. По исходному замыслу его стартовой датой должен был стать День Победы, да вот вмешалось сами знаете что. Но есть ведь еще 2 сентября — день ПОЛНОГО окончания Второй Мировой войны. Так что органику исторического контекста даже пандемия не смазала.

Коли тут нет!

Примечательна эта выставка тем, что ее структурирующей силой стало поколение и профессиональное сословие, традиционно упрекаемое в исторической глухоте. Помните, к 9 мая регулярно всплывает обобщенный человек-мем «девочка-дизайнер» — бестолковый неуч, лепящий на праздничный плакат то танк «Тигр», то мальчонку из гитлерюгенда. В мае коллекции «эпикфейлов» таких девочек (да и мальчиков тоже) даже становятся отдельным жанром Рунета. Жанру этому лет десять уже, типаж даже старше горемычного Коли из Уренгоя.

Так вот, создателям этой выставки — молодым мастерам из Новосибирского отделения Союза дизайнеров России — удалось отстоять и честь профессии, и реноме поколения. Не все в Z-поколении бестолочи. #Наследие — это арт-рефлексия Великой Отечественной, исполненная на художественном языке 20-летних — рефлексия и тактичная, и патриотичная, и юношески изобретательная.

Шесть залов экспозиции — это шесть разных историй о войне: #ЕЩЕНЕТВОЙНЫ, #МУЗЕИВОЙНЫ, #ЛАГЕРЯВОЙНЫ, #ХУДОЖНИКИВОЙНЫ, #ИСКУССТВОВОЙНЫ, #ПОСЛЕВОЙНЫ. К слову, сам арт-материал шести залов — никакого заумного пост-модерна. Это полевые, практически репортерские зарисовки художников-фронтовиков, это современные картины и скульптуры на военную тематику, это видео-арт и инсталляции, призванные одушевить исторический контекст.

Одушевление это удается отлично. Например, основой видео-арта стали детские рисунки военной поры. Дизайнеры придали им трехмерный объем и динамику. Но назвать их ребячливым словом «мультики» как-то язык не поворачивается: в такой интерпретации наивные солдатики-огуречики и смешные пузатые самолеты с пропеллерами-ромашками обретают буквально эпическую пронзительность. Дожил ли до конца войны малыш, нарисовавший битву рыбообразных линкоров? Чей треугольный домик пылает под крыльями корявых бомбовозов? — зритель не отделается легковесным «ми-ми-ми», эти мысли просочатся в душу свербящим пороховым дымом.

Не менее эмоциональное зрелище — зал с условным названием «Еще нет войны». В нем — работы, датированные тридцатыми годами. Интересны они не только эмоционально, но и эстетически. Есть ведь клише, что искусство «сталианса» — это сплошной пафосный академизм. Блики на атласе знамен, скрупулезно прорисованные колосья, реющие складки сатиновых трусов, орденоносные чубатые летчики в фетровых валенках и всякие там «девушки с веслами».

Насчет послевоенных сороковых и ранних пятидесятых это, быть может, и справедливо. Но тридцатые — это очень яркий, радостный и многозвучный арт-мир. С букетным разнообразием художественных техник и манер. С нотками импрессионизма, с рассыпчатыми искрами пуантилизма, с ощущением радостного, целующего солнца.

«Яростное солнце тридцатых» — это, к слову, глобальный арт-феномен — в визуальных культурах других наций он тоже замечен. Под большинством картин этого зала — таблички, где вторая дата возле имени художника — в диапазоне между 1941-м и 1945-м. Кто-то из них погиб на фронте, кто-то — в мясорубке Холокоста, кто-то — в блокаду. И «до войны» — якорное понятие их арт-карьер. А в сумме это все цветное многообразие — резюме несбывшегося, карта исчезнувших вселенных.

Особая «выставка в выставке» — проект Елены Третьяковой «Непионерские лагеря», посвященный концентрационным лагерям и реалиям оккупации — жесткий и точный ответ страдальцам по невыпитому баварскому, исповедникам идеи «Немцы были люди культурные». Графические листы Елены Третьяковой похожи на книжные иллюстрации — подобная выразительность и повествовательность была свойственна графике советских детских книг (нынешние «книжкины картинки» этот дар, увы, почти утратили, променяв на формальную коммерческую нарядность). Впрочем, книжность манеры Третьяковой не случайна. Это ведь и есть иллюстрации. Но не к сказке, не к узорчатому придуманному нарративу, а к жутким былям военного детства. Они — тексты рядом с листами, воспоминания детей с оккупированных территорий — белорусских, смоленских, псковских. И безыскусный ужас этих текстов обжигает как сухой лед.

Вот такая выставка к двум победным дням большой войны. Сделанная молодыми. Сделанная смело и ново. И призрака «девочки-дизайнера» тут даже вдали не видать. И не все «зумеры» — уренгойские коли.

Краски мирного мира

После столь непростого зрелища у многих возникает потребность смягчить впечатления. Желание это отнюдь не предосудительно. И музей дает для его утоления хороший веер выбора. Например, выставка работ студентов Максима Соколова — будущих художников по металлу с кафедры декоративно-прикладного искусства Новосибирского института искусств. Кафедра Максима Соколова — удачный пример пересадки на нашу почву южно-уральской традиции художественной ковки, металлографии и ювелирного дела.

А гурманов урбанистической романтики точно «зацепит» выставка фотографа Игоря Шадрина «Мобильные заметки». По жанру это экспрессионистские городские зарисовки. А по технологии — так называемое «смартфото». Фото с мобильных телефонов еще совсем недавно стояли «за оградой» жанров — их рассматривали лишь как забаву дилетантов. Тем ошеломительнее эволюция: «телефонное» отражение города представил не абы кто, а один из самых значимых жанровых фотографов. Игорь Шадрин известен, прежде всего, как фотограф-анималист: его работы — одна из самых узнаваемых персонификаций нашего зоопарка. Причем в анималистике, портретном жанре и натюрморте он старательно соблюдал «олдскульность» — верность пленке, обычной оптике и химической фотопечати. Так что перемещение из контекста «проявитель+закрепитель» в мир пикселей — для него еще и личный эксперимент. Результат из 50 листов получился весьма обаятельным. А зрителя-технократа впечатлит эволюционный темп смартфонного фото и потенциал нынешних мобильников. Как говорится, «боже мой, по нему еще и разговаривают!».

Словом, экспозиционная плотность в нашем художественном музее этой осенью такова, что поговорку «Не было бы счастья, да несчастье помогло», осмысляешь во всей красе. Ведь и правда — помогло. Но реалии пандемии тоже никуда не делись — экскурсионные группы для всех выставок не должны быть больше пяти человек. Да, COVID по-прежнему где-то рядом. Но он уже не главный в этом разноцветном мире.

Фото Натальи Дюндик, Елены Третьяковой

Рубрики : Общество Культура

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять