Как трансформируется банковская розница

  • 20/09/2021, 11:05
Усиление диджитал-форматов, новые продукты, смена предпочтений клиентов. Заместитель председателя правления банка «Уралсиб» Станислав Тывес рассказал о процессах в банковском розничном бизнесе.

Цифровое ускорение

— Ключевым трендом развития банковского рынка как в 2020-м, так и в 2021 году является цифровизация. Конечно, банки и раньше много внимания уделяли диджитализации своих процессов и продуктов, мы, к примеру, с 2016 года предлагаем дистанционное оформление потребкредитов. В результате сегодня в нашем банке около 30% потребительских кредитов выдаются через дистанционные каналы, — рассказал на пресс-конференции заместитель председателя правления, руководитель розничного бизнеса банка «Уралсиб» Станислав Тывес.

Но пандемия дала огромный толчок к развитию «цифры». Столкнувшись со снижением клиентопотока, банки стали искать новые решения. Так, в мае прошлого года, в разгар карантина, «Уралсиб» запустил дистанционное оформление карты «Прибыль» и ее доставку курьером клиенту — сегодня онлайн заказываются уже более 50% таких карт.

— По большинству дистанционных продуктов и сервисов мы идем в ногу с потребностями клиентов, а в цифровизации ипотеки — даже опережаем. Сейчас все этапы покупки квартиры и оформления кредита можно пройти дистанционно: подписание договоров, регистрация квартиры. Не все клиенты готовы к такому формату, история пока не массовая, но я уверен, что это вопрос времени, — подчеркивает Тывес.

Отложенный спрос

Неоспоримым трендом 2021 года, по словам топ-менеджера банка «Уралсиб», стал отложенный спрос, который стимулировал рост кредитных портфелей по всему розничному направлению.

— В 2021 году мы регистрируем рекордный объем выдач. Клиенты понимают, что ситуация с пандемией не закончится завтра или послезавтра, какие-то ограничения сохранятся надолго, поэтому жить нужно здесь и сейчас. Люди пошли за кредитами на ремонты, на покупку автомобилей, недвижимости. Только наш банк выдал в рамках льготной ипотеки кредиты примерно 10 тысячам семей более чем на 35 млрд рублей, — рассказывает банкир. — Сейчас, после изменения ключевой ставки ЦБ и условий по госпрограмме, мы видим сокращение количества сделок примерно на 20%. Рост цен на недвижимость плюс повышение средней ставки до 8% годовых охладили спрос. Тем не менее в целом по году, даже несмотря на изменение условий льготной ипотеки, рынок продолжит рост. Далее все будет зависеть от госпрограмм по льготной ипотеке и ставки ЦБ. Если ставка продолжит расти, то, скорее всего, можно ожидать очередную программу льготной ипотеки для поддержки рынка. Если ставка не будет расти, то рост выдачи ипотеки в 2022 году к 2021-му составит 15-20%.

На сегменте потребительского кредитования восходящий тренд пока продолжается, и здесь «Уралсиб» растет со средней скоростью рынка.

— Рост ключевой ставки на этот сегмент портфеля повлиял не так сильно, как на ипотеку, потому что в потребкредитах выше ставка, также мы немного пожертвовали своей маржой в интересах клиентов. Так что здесь в ближайшее время замедления темпов роста не ожидаем, — подчеркнул Станислав Тывес.

По его словам, потребкредиты, как правило, сегодня берут на крупные покупки, в том числе на приобретение авто, а также дач и земельных участков. Этот вид займа предполагает меньшее количество документов, и их проще собрать, чем для той же ипотеки.

По наблюдению банкира, все больше людей начинают грамотно использовать такой финансовый продукт, как кредитная карта.

— Раньше в массе своей клиенты использовали кредитки как деньги до зарплаты, снимали наличные в банкоматах, платили за это комиссии, мы видим, что такого поведения стало значительно меньше, сейчас клиенты используют кредитки для оплаты в торговых сетях, для текущих трат, на подарки. То есть это ежедневные траты, по кредитной карте, как правило, больше бонусов, кешбэка, который предлагают банки, и потому клиенту просто выгодно ею пользоваться. Мы сейчас предлагаем карту с льготным периодом 120 дней, ясно, что ты можешь воспользоваться картой, вернуть деньги в льготный период, и еще за это получить какой-то кешбэк. Понятно, что такие карты пользуются спросом. Для банка это тоже интересно, так как мы получаем возможность изучить потребности клиентов, а значит, сделать им более адресное и интересное предложение, — поясняет Станислав Тывес.

Рост ключевой ставки ЦБ стимулировал переток средств с депозитов клиентов на иные инструменты: накопительные счета, дебетовые карты с начислением процентов на остаток по счету.

— Это логично, так как во время роста ставок люди предпочитают хранить средства на коротких инструментах, — поясняет Тывес. — Считаю, что эта тенденция будет развиваться, в ближайшее время ожидать изменения предпочтений клиентов не стоит.

По его словам, наблюдается переток средств граждан и в инвестиционные инструменты, а также на брокерские счета.

— Мы тренд этот видим, у нас есть в группе брокерская компания «Уралсиб-Брокер», долгое время она была больше рассчитана на клиентов сегмента «премиум» и «прайвет», опытных инвесторов, и их было не так много. Сейчас мы понимаем, что нужно разворачиваться в сторону массового сегмента, делать сервис более понятным.

Интересные изменения происходят и в премиальном сегменте. Для банков эта категория клиентов является очень важной, так как выступает основным источником ликвидности и комиссионных доходов, поскольку такие клиенты зачастую покупают сложные инвестиционные и страховые продукты.

— Мы видим, что идет омоложение прайвет-сегмента, смена поколения. Еще 10-15 лет назад это были люди, которым было важно личное общение. Нередко возникали ситуации, когда за клиентским менеджером уходил и клиент — у него менеджер ассоциировался с самим банком, — поясняет Станислав Тывес. — Сейчас в прайвет-сегменте все больше клиентов в возрасте 30-35 лет, у которых свой бизнес, например в сфере IT. Для них ключевое — это сервис, продукты и консультации. Они требуют совершенно иного подхода, не хотят посещать офисы. И мы трансформируем для этой категории клиентов свои сервисы.

К уходящим с рынка продуктам топ-менеджер банка «Уралсиб» (ПАО) отнес товарные или POS-кредиты. По его мнению, на горизонте 10 лет этот вид займов исчезнет из продуктовых линеек банков — их полностью заменят кредитные карты.

— Основную пользу от товарных кредитов получают торговые сети. Для банка это один из источников пополнения клиентской базы. Но сейчас идет тренд на увеличение числа кредитных карт и потребкредитов, поэтому многие банки выходят из POS-кредитования, — констатировал банкир.

Малый бизнес оправдал ожидания

В 2021 году стабилизировалась ситуация у большинства предпринимателей.

— В марте-апреле 2020 года все банки очень аккуратно вели кредитную политику, пересматривали требования к представителям малого бизнеса, к предпринимателям и работающим у них сотрудникам. Потому что не понимали, как они будут обслуживать свои кредиты, как будет развиваться ситуация на рынке. Это продолжалось до июля-августа. Все хотели оценить, как клиенты начнут платить после окончания программы реструктуризации кредитов. В допандемийный период около 20% компаний, запросивших реструктуризацию, в течение года уходили в дефолт. Реальность оказалась гораздо лучше ожиданий, — констатирует Станислав Тывес. — Только по госпрограммам мы реструктурировали около 2900 кредитов на сумму 2 млрд рублей, и дефолты по ним составили менее 10%. Когда мы проанализировали причины, оказалось, что у многих компаний, уходивших в реструктуризацию, деньги были, но они решали их придержать как подушку безопасности, не понимая, что будет дальше. Когда ясность появилась, 25% кредитов из реструктурированного портфеля клиенты погасили досрочно. В результате уже в конце 2020-го – начале 2021 года банки вернулись к конкуренции на рынке и ослабляли свою кредитную политику с точки зрения требований к клиентам.

На будущее

К ключевым трендам развития банковского рынка на перспективу Станислав Тывес отнес дальнейшую цифровизацию всех процессов, услуг и продуктов.

— К примеру, на прошлой неделе, параллельно с очередным обновлением онлайн-банка, мы выпустили цифровую виртуальную карту и сейчас видим, что интерес к ней растет очень хорошими темпами, — говорит банкир. — Мы видим рост темпов потребкредитования, кредитования без посещения офиса банка. Думаю, что в следующем году это будет уже более 50% от всех выданных потребкредитов.

При этом Тывес отмечает, что цифровизация в банковской сфере требует очень серьезных расходов на технологическую инфраструктуру, а также на IT-специалистов.

— Это не самые дешевые профессионалы, и конкуренция за них высока. Содержать их для банка дороже, чем тот же офис, но если весь рынок движется в сторону диджитализации, ты не можешь стоять в стороне, — уверен он. — Банк должен вкладываться в развитие  инфраструктуры, людей, маркетинг, оптимизировать базу операционных расходов, в том числе сокращая офисы. В этом году мы закроем около 30 точек продаж.

При это мы уверены, что офлайн-формат на банковском рынке останется. Просто он изменит свой функционал. Люди будут приходить в офисы не для того, чтобы взять кредит, что-то оплатить, а чтобы получить консультацию по тем же инвестиционным продуктам, по депозитам — у каждого свой аппетит к риску.

Поэтому «Уралсиб» делает ставку на диджитализацию всех услуг и сервисов, но намерен сохранить и сеть офлайн-офисов.

Сегодня интегрированная региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг банка представлена в 7 федеральных округах и 45 регионах и на 1 сентября 2021 года насчитывает 6 филиалов, 252 точки продаж, 1477 банкоматов, 421 платежный терминал.

Основные территории присутствия «Уралсиба» — Башкортостан, Кемерово, Краснодарский край, Челябинск. В планах — расширение присутствия в Москве и Санкт-Петербурге, для этого в банке намерены еще больше внимания уделять цифровым сервисам.

— Уровень конкуренции в столичных регионах гораздо выше, чем в регионах, поэтому наши предложения должны соответствовать потребностям этого сегмента клиентов, —  подчеркнул Станислав Тывес.

В целом, по прогнозам Тывеса, в перспективе ключевыми факторами в конкурентной борьбе банков будут не цена продукта или сервиса, как ранее, а его качество и удобство. И рецепт успеха для банков будет следующим: кастомизация, удобство цифровых сервисов и качество консультаций, которые клиент получает от банка по удаленным каналам.

Фото предоставлены пресс-службой банка

1
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять