Фамилия и Familia

  • 23/04/2019, 10:00
В галерее «Частная коллекция» представлена книга о навыках превращения конкретной семьи в субъект Большой Истории.

Частные арт-галереи и антикварные салоны — это, в принципе, заведения для людей, состоящих в особых отношениях со временем. Они его видят как бы в режиме стерео-панорамы — далеко за рамками собственной биографии. Их покупки в таких салонах всегда обусловлены стремлением вписать себя в Большую Историю, сделать свою жизнь чем-то большим, нежели дефис между двумя датами. Потому галерея «Частная коллекция» стала очень органичным местом для представления очередной, третьей по счету книги Виталия Трофимова-Трофимова — книги, посвященной тонкостям строительства династий.

Книга, собственно говоря, так и называется — просто, функционально, почти во вкусе знаменитых желтых книжек с очкариком на обложке — тех, «для чайников». «Familia. Руководство по учреждению собственной династии» — таково имя книги, написанной вкусным академичным языком и столь же вкусно и академично сверстанной — с теми же шрифтами и композиционными решениями, в которых в начитанную эпоху 1960-70-х издавали серии «Литературные памятники» и «Библиотека Всемирной Литературы». В шрифтах «Century» и «Academy» таится, согласитесь, тонкое кофейно-ламповое обаяние — шарм, до которого тексту еще дослужиться надо.

Впрочем, тексты Трофимова-Трофимова именно таковы — им эта типографская эстетика к лицу. Ибо автор — это, пожалуй, ведущий в нынешний России специалист по династическому конструированию — ремеслу тонкому, как готическое строительство. Виталий Трофимов-Трофимов — социолог, историк и яркий представитель петербургской историографической школы. Ленинградец по рождению, иркутянин по детству, петербуржец по научной идентичности. В общем, олицетворение города, в который Новосибирск давно и упоительно влюблен — влюблен как начитанная школьница в зрелую звезду симфо-рока. А еще у Новосибирска явный зуд историзма. Завидки к Иркутску и Томску (Омску Новосибирск завидовать как-то стесняется, видимо, в силу неоднозначности омской репутации в Рунете). И стремление стать постариннее, поблагороднее. В этом смысле Виталий Трофимов-Трофимов — гость не просто долгожданный, а драгоценный. Ибо учит вырываться из провинциальных бомондов на просторы глобальной истории.

Впрочем, «вырываться» — глагол в данном случае уж слишком динамичный. Ибо построение династии дело кропотливое, под стать готическому зодчеству — итоговый результат изначальный инициатор все равно не увидит. К тому же, пробандом (исходным лицом генеалогии, стартовым «желудем» ветвистого родового древа) способен быть не каждый обладатель успешной личной биографии. Потому в книге довольно много сказано о различии индивидуальной пассионарности (той, что застывает потом между двумя датами на памятнике) и пассионарности долгосрочной, родовой. В книге этой вообще множество истин, которые нам, живущим в ритме будней, не видны в мельтешении. Например, объясняется разница между обиходным словом «семья» и словом familia. Да, не фамилия из паспорта, а именно familia — составная часть понятия familiaromana, пришедшего в европейскую практику жизнеустройства из Рима. Это объясняет и «надменную латынь» на обложке и вообще всю суть династического строительства.

— Римская имперская цивилизация — это именно цивилизация с отточенной культурой рода, — поясняет Виталий Трофимов-Трофимов.  — Причем римская культура родостроения шире собственно Европы как таковой. И не всегда с европейскими границами совпадает. Например, в японских и китайских династических практиках очень много от familiaromana, а вот Скандинавия, будучи вполне себе Европой, от этого концепта куда дальше, чем Япония.

Тут, кстати, Трофимов-Трофимов огласил аспект, возвращающий читателей книги и слушателей презентации к бытовому толкованию слова «фамилия». Дело в том, что у скандинавов фамилий в нашем понимании (родового самоназвания, идущего через поколения) попросту нет. У них вместо фамилии — отчества (атрибуции с окончанием на «-сон» для мужчин и «-доттир» или «-даттир» для женщин). Действует такой атрибутор только на связке «отец-сын (дочь)» и уже на связке «дед-внук (внучка)» он иссякает.

 — Потому в ряде скандинавских стран структурирование династии предельно сложно — сама структура языка этому противится, — поясняет Трофимов-Трофимов. — И, напротив, культуры, далекие от Европы, вносят в концепт familiaromana  свои самобытные решения. Например, усыновление зятя или усыновление внука — самоспасательную практику династий при отсутствии прямых наследников мужского рода.

Объясняет Виталий Трофимов-Трофимов и забавный глагол «выдочериться», принятый у профессионалов. И понятие «Синдром Будденброков» — губительное для многих родов спотыкание об сверхбогатство. Реальные, не книжные Вандербильды, чью представительницу неуклюже косплеила Эллочка-Людоедка, — они только в книжке про стулья и остались. Все вышли. Иссякли.

Содержатся в книге и советы на деликатные темы — например, как осмыслить в истории рода роль членов с социальными пороками, самоубийц и других персонажей, чье присутствие в familia некомплиментарно. А также без кокетства проговорена роль мифотворчества в построении династии. В общем, если говорить о семье и социуме в категориях зодчества, то династия — это, бесспорно, имперский монументализм, самая величественная форма персонификации. А тот факт, что наше бурное время для закладки династий не очень подходит — не бесспорно. Многие великие династии как раз в бурные эпохи и зарождались.

Фото автора

Рубрики : Бизнес

Регионы: Регион не задан

Теги : семья пробизнес искусство


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru


Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoi9ЖК

ЖК "Новые Матрешки"

Пл.Маркса
25 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoiBЖК «Матрешкин двор»

ЖК «Матрешкин двор»

Студенческая
30 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoiDЖК «Grando»

ЖК «Grando»

Березовая роща
5 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAondЖК «Luna»

ЖК «Luna»

Заельцовская
9 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAonZЖК «GORIZONT»

ЖК «GORIZONT»

Золотая Нива
12 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAUv3ЖК Сподвижники

ЖК Сподвижники

Пл.Маркса
20 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"
Михаил Космынин: За каждым бизнесом стоит уникальная история

Михаил Космынин: За каждым бизнесом стоит уникальная история

Но есть такие истории, которые поражают масштабами и скоростью развития

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска