Ларец с двумя эклерами: Финальный аккорд года в новосибирском театре кукол вышел «многозвучным»

  • 29/12/2024, 16:00
Самое яркое «внешнее» событие — гастроли в Иране, самое яркое «внутреннее» — большие подвижки в контакте со взрослой аудиторией

Событийная ценность иранских гастролей театра достаточно очевидна: Персия — одна из родин кукольного театра в его нынешнем понимании (наряду с Италией и Францией). Однако Новосибирский областной театр кукол (НОТЕК) «зафиналил» 2024-й и в своих стенах: в его сценическое пространство вовлекли даже театральный буфет. Теперь там тоже спектакли. Уже два. Парой.

Да, о спектаклях, которые сделали своей сценой и буфет, имеет смысл говорить в парном контексте. Во-первых, они друг другу изначально как брат и сестра – у них общая «мама», режиссер Анастасия Неупокоева. Во-вторых, они друг другу как инь и ян. Как мужское и женское. Да, они не просто «мальчик» и «девочка», они зрелые гендерные сущности. Она и Он — спектакль по прозе Тэффи «Былое и дамы» и спектакль по прозе Михаила Зощенко «Нарочно не придумаешь». Точнее, ординарное слово «спектакль» в обоих случаях получило вариацию-неологизм — «читакль». Потому что «строго по тексту».

Точное следование букве и строке — достоинство, часто переходящее в грех, когда речь заходит об инсценировках литературы — сюжетов, что не для сцены писались, а для обычного чтения. Напечатанное на бумаге в инсценировках зачастую не показывают, а зачитывают — получается этакая аудиокнига, только в театральном зале, с костюмами и декорациями. Зрители от этого часто мучаются — им «многабукаф». Они пришли на действо посмотреть, а им страницами шуршат…

Читакли по Тэффи и Зощенко этого привкуса не дают — вот ведь парадокс-то какой. Это не «чтение со сцены». Это театр в чистом виде.

Ларец с двумя эклерами: Финальный аккорд года в новосибирском театре кукол вышел «многозвучным»

Впрочем, сцены в ее обычном понимании тут нет, есть пунктирный намек на нее — условная и проницаемая граница между полем действия актеров и залом буфета, где по-свойски рассажены зрители. Да, актеры в таком пространстве на виду: обычных (и ожидаемых в таком театре) пряток за куклу здесь нет.

В традиционном кукольном спектакле актер-кукловод либо не виден вовсе, либо служит зримым компаньоном куклы, но как бы на правах ее помощника — этакого приятеля для вечеринки, которому кукла разрешила побыть с собой рядом.

А в обоих читаклях люди и куклы — в паритете. Во-первых, актеры-кукловоды не прячутся. Во-вторых, бо’льшая часть труппы — это актеры в классическом театральном функционале: без кукол вовсе, самоценно.

Для театра, зовущегося кукольным, такое решение может выглядеть «мозгоразрывным», но именно в Новосибирске публика к нему начинает привыкать. Обкатывается такая эстетика именно на взрослых спектаклях («Ханума», например) или на спектаклях двойной адресации (вроде «Ежика и медвежонка», в равной мере интересного и детям старше десяти, и взрослым, которые старше сорока — да, тем самым, что зависали в смешанных чувствах от «Ежика в тумане»).

В читаклях же актерская эмансипация стала абсолютной. Впрочем, куклы не в обиде: они в этих мирах хозяева и демиурги. В «Былом и дамах» это хрупко-утонченная Надежда Тэффи, будто материализовавшаяся из рекламных постеров Альфонса Мухи, в «Нарочно не придумаешь» — призрачный, будто сотканный из флера сепии и сигаретного дыма Михаил Зощенко. Его куклу оживляет Павел Высоких, практически не прячась. В этом нет нужды — из-за тонкой деталировки и миниатюрности шарнирный Михаил Михайлович выглядит вполне живым и эмпатичным.

Настолько живым, что вовлекшийся зритель постепенно начинает переживать из-за его обильного курения (на эту тему в читакле есть прочувственный дисклеймер). Болтая с тапером (Игорь Цыганков), насвистывая музыкальные хиты тех лет, кукольный Зощенко все «живеет и живеет», превращаясь в демиурга собственного мира — Петрограда-Ленинграда двадцатых, наблюдаемого с саркастической нежностью.

Да, желчный и грустный Зощенко любил свой город и его неидеальных жителей: этим зощенковский юмор зримо отличается от абсурдистской мизантропии его младшего коллеги и земляка Даниила Хармса. Хармс с аэроплана своей фантазии орошал окружающих неприязнью, кристальной как медицинский спирт. А Зощенко хотел их улучшить. Мол, смотрите вы какие! Растите над собой, черт вас порви!

«Бугага! — радостно отвечали современники, не вдумываясь в высоты замысла. — Жжош агнем! Пешы исчо!». «Эх, вы», — сам в себя вздыхал печальный Зощенко. И писал еще…

В демографии этого маленького Ленинграда преобладают гомосапиенсы (за исключением куклы-маппета Муси Веригиной, томной и страстной исполнительницы романсов). Ее биология и вокал — Полина Дмитриева.

С тряпичной дамой с различной степенью куртуазности взаимодействуют живые актеры, олицетворяющие разные социотипы двадцатых: победивший (и офигевший от победы) пролетариат, специалист из сферы тогдашнего хай-тека (целый электрик, а не кот тут вам накашлял!) и пара полуфабрикатов новой — советской — интеллигенции. Довольно диких пока — заготовки же, мы предупреждали!

Ларец с двумя эклерами: Финальный аккорд года в новосибирском театре кукол вышел «многозвучным»

Эта компактная актерская команда (Андрей Меновщиков, Станислав Поздняков, Максим Бобоедов и Андрей Русс) создала в шкатулке театрального буфета удивительно яркий и многолюдный мир — зрителю легко и увлекательно будет «додумать» этот социум, отделенный от нас почти сотней лет. А еще чуть дальше, в парфюмной дымке ар-нуво, в ретроспективной аркаде — мир предыдущего читакля Анастасии Неупокоевой — женский мини-космос от Тэффи. Они другу — как циферблатные метки одних суток на хронометре столетия. Или на барометре: «Былое и дамы» — предгрозовая истома под тяжелыми лиловыми тучами, «Нарочно не придумаешь» — пронзительная синева после бури и терпкий петрикор.

И вот что удивительно: оба зрелища — без музейности. В дамской части диптиха легко разглядеть все актуалитеты 2020-х: и влюбчивость в «мемных» персон, и манию «успешного успеха», и шопинг-лихорадку (до всяких черных пятниц и маркетплейсов, но столь же сокрушительно по сумме последствий). А гротескные петро-ленинградцы из мужского читакля сейчас не менее гротескно самовыражаются в соцсетях.

В общем, юмор столетней выдержки — отнюдь не скоропорт и не просрочка. Сочные такие эклеры с обильной ассоциативной начинкой. Для буфета, который еще и сцена — самое то!

Ранее редакция сообщала о том, что в качестве культурного досуга новосибирцы выбирают походы на концерты и стендап. 

Фото предоставлено Игорем Смольниковым, автор: Виктор Дмитриев.

0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять