Маленький гигант медиаграфики

Дата:

Новосибирский художественный музей открыл выставку литографий Анри Тулуз-Лотрека подчеркнуто медийной акцией — пресс-показом.

Контенту выставки такой старт очень к лицу: ведь Тулуз-Лотрек — это, пожалуй, первый «медийный» художник. Обывательское восприятие Тулуз-Лотрека несколько размыто связкой с импрессионизмом. Упоминанием в общей череде — «Матисс, Моне, Мане и лотреки всякие». И именно такая атрибуция к Тулуз-Лотреку максимально несправедлива. Во-первых, он гигантам импрессионизма, скорее, младший товарищ.

И мир его — в большей степени из 20 века, а не из позапрошлого столетия. Все эти завтраки на траве, пролетки на мокром асфальте и поля Прованса — они в 19-м. А мир Лотрека — это странная, выморочная эпоха, где сладкий сигарный дым безмятежных кофеен уже готов обернуться смертным маревом Ипра.

Что-то грозное уже маячит за горизонтом. И главный город тогдашней Европы веселится одержимо, упоенно — как всегда бывает в смутном предвкушении бед.

Формально в новеньком 20 веке Анри Тулуз-Лотрек и пожил-то всего чуток. Просто век начался раньше календарной отмашки. Еще в 1890-х. И уж эту демоверсию столетия, его терпкий пробник Тулуз-Лотрек изобразил во всю мощь своего жестокого таланта.

Да, манеру Тулуз-Лотрека современники звали жестокой и циничной — герои его нарисованы нервными, но выверенными линиями — будто наотмашь. Их телесные несовершенства подчеркнуты, а телесные изящества  гротескны. Эта странная, короткая эпоха обожала смешивать красоту и безобразие в единый коктейль, и уж Тулуз-Лотрек-то в оном деле был просто бариста экстра-класса — у него сей коктейль получался самым забористым.

Словно мстя большому миру за причудливую жестокость своей судьбы (безмятежное детство наследника древнего рода — банальная, казалось бы, мальчишечья травма — пожизненное увечье, сотворившее карлика на коротеньких детских ножках — отчаянный самовыброс из родного дворянского гнезда), Тулуз-Лотрек воспел личный мини-космос — шоу-индустрию Парижа, чьим сердцем был Монмартр.

Тогдашний парижский шоубиз совсем не походил на нынешний пугливо-чопорный мирок, одержимый политкорректностью, фитнесом и безглютеновыми диетами. Ему была присуща лютая, пылающая, безоглядная жизнерадостность, готовая в любой миг надломиться, опрокинуться и превратиться в столь же порочную меланхолию.

На Монмартре 1890-х цирки, мюзик-холлы, кабаре и бордели стояли стенка к стенке. Актрисы, танцоры, клоуны, шансонье и «девушки широкого потребления» образовывали фактически единое фрик-сообщество — любопытное благородным господам издали, но предосудительное вблизи.

Тулуз-Лотрек влился в этот круг с азартом веселого самоубийцы — наплевав на честь рода и весь прочий «ноблес оближ». Этакий Тирион Ланнистер парижского арт-мира, он словно сам был персонажем своих литографий.

Гротескный этот космос огромен (ну, ведь космос же!). Массовой публике известны лишь самые раскрученные, самые тиражные работы. А в новосибирский музей из Петербурга, вместе с хитами из арт-центра Ирины Рядых как раз привезли «незасмотренные» лотрековские вещи — книжные и журнальные обложки, товарно-рекламную и театральную полиграфию. То, что, к слову, считалось «низким жанром». И что Тулуз-Лотрека ни на миг не смущало. Дескать, ну да ладно, я ж и сам весьма росточком невысок.

Впрочем, роль, которую Тулуз-Лотрек сыграл в своей короткой 36-летней жизни, не сводится лишь к амплуа арт-хулигана. Он не только анфан террибль, он еще и вундеркинд. Тулуз-Лотрек практически первым принес в плакатное искусство стилизацию. До того плакатные изображения были сугубо натуралистичны: циркача, певицу, танцора или рекламируемый продукт было принято изображать «как в жизни». А поскольку и художники в плакатном деле были не бог весть какие, и возможности цветопередачи  у полиграфистов был довольно скромными, реализм плакатных картинок был весьма наивным и неуклюжим. Тулуз-Лотрек первым понял: образ для плаката — совершенно особое изображение. Не как в салонной графике или живописи. Его генерация должна учитывать и возможности печатной отрасли, и нюансы уличного восприятия. На смену наивной скрупулезности и мелкотравчатости пришли размашистые, ударные приемы — страстное цветовое пятно, динамичный силуэт, выразительная линия. Стилистика Тулуз-Лотрека изначально была обусловлена нюансами технологии тиражирования: литография — это послоевая печать с резных каменных плит, потому от художника требуется снайперская лихость в раскладке контуров и цветовых заливок. Но даже когда на смену литографии и от руки раскрашенным гравюрам пришел красавец офсет, абсентовое послевкусие лотрековского стиля Европу не отпустило. Вот что удивительно: современником, коллегой по жанру и удачливым соперником Тулуз-Лотрека был мастеровитый парижский чех Альфонс Муха (он же —  МушА на французский манер). В работах Муша полагающаяся для стиля ар-нуво ломкость линий сочеталась с коммерчески понятным, уютным, хоть и несколько манекенным изяществом. А ломкость Тулуз-Лотрека была не узорчатой, а тревожной, ранящей. Как крик скрипки в кабаре Аристида Брюана — нежно-яростного гиганта в алом шарфе, умевшего и спеть на разрыв души, и лихо обматерить гостя, жующего под песню. Кстати, за этим странным удовольствием — быть обруганным в пять этажей — к Брюану тоже ходили отдельные ценители. Ну, французы же, причудники…

С тех пор расклад в соперничестве Мухи и Тулуз-Лотрека весьма переменился. Узорчатые русалки Мухи — это по большей части арт-памятник и цитатная база для оформителей косметических салонов, ювелирных магазинов и флаконов с шампунем от периферийных фабрик. Зато Тулуз-Лотрек — долгое и переливчатое эхо полиграфического мира. Пасхалочки к Тулуз-Лотреку мир искусства и товарного дизайна продуцировал весь 20 век и сейчас продолжает — его нервно-точная волнистая линия узнаваема и в «Желтой подводной лодке», и в графике fashion-журналов, и в анимации, и в книжной иллюстрации. Да, шоу-звезд, которых он воспел на своих будоражащих плакатах, забыли очень скоро — 1914 год скосил богемный парадиз старой Европы под самые пеньки. А странный парень на коротеньких ножках остался. Не в росте же дело…

Фото Игоря Шадрина

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

Сегодня никто не хочет сидеть на скамье запасных — ни спортсмены, ни бизнесмены, ни обычные люди

0
0

Мобильные бомбоубежища могут появиться в Новосибирской области

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления правительства РФ о создании мобильных бомбоубежищ. В частности, в порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны вносится следующее дополнение: «создание объектов гражданской обороны осуществляется путем … возведения объектов с применением полносборных сооружений и конструкций, в том числе блок-модульного типа или других материалов».

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «имеющихся защитных сооружений гражданской обороны недостаточно для обеспечения укрытия всего населения, а многие заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства технически невозможно приспособить под защитные сооружения гражданской обороны».

Читать полностью

В Госдуме назвали размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2026 году

Сегодня пенсия по старости в России состоит из двух частей. Страховую рассчитывают по накопленным индивидуальным пенсионным коэффициентам. Ранее в Госдуме анонсировали увеличение пенсионных выплат в 2026 году. С 1 января страховая часть пенсии будет проиндексирована на 7,6%. Эта мера затронет даже работающих пенсионеров.

Также есть фиксированная выплата, которую индексируют каждый год. В 2026 году она составит 9584 рубля 69 копеек, сообщил депутат Госдумы Алексей Говырин изданию РИА Новости. В 2025 году размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляет 8 907 рублей 70 копеек в месяц.

Читать полностью

Дети мигрантов пошли на подготовительные курсы в школы Новосибирска

В соцсетях появились сообщения новосибирцев, которые пишут об увеличении количества детей иностранных граждан на подготовительных курсах в нулевых классах школ. Как рассказала Infopro54 мама одного из будущих первоклассников, у них в подготовительном классе из 22 детей 15 — представители выходцев из стран СНГ.

— Честно говоря, напрягает такая пропорция, но пока между детьми конфликтов нет. Их родители тоже довольно доброжелательны. Мы с родителями поговорили и наблюдаем, решили пока не поднимать волну. Хотя ранее говорилось о том, что в классе не должны быть более 10% детей иностранных граждан, — отметила собеседница редакции.

Читать полностью

«Иначе их бы уже никто не покупал»: в Новосибирске неожиданно подешевели мандарины

В новосибирские магазины и на рынки перед новогодними праздниками завезли мандарины. И цена на них оказалась ниже, чем в прошлом году.  Продавцы это объясняют хорошим урожаем в странах-поставщиках и нежеланием отпугнуть покупателей.

Росстат и его региональные подразделения  не отслеживают изменение цен на мандарины: в регулярно публикуемых ценовых сводках главного новогоднего фрукта нет.  Но потребители ведут свои наблюдения. Именно они отметили неожиданное снижение цен.

Читать полностью

Рекордно короткая рабочая неделя ждет россиян в конце декабря

В конце года у россиян появится больше времени для подготовки к праздникам. Последняя рабочая неделя 2025 года будет самой короткой в году — всего два рабочих дня.

Трудиться предстоит в понедельник и вторник, 29 и 30 декабря. Со среды, 31 декабря, страна уйдет на длинные новогодние каникулы.

Читать полностью

Депутат Госдумы предложил возвращать ранее проданные квартиры вместе с ипотекой

Депутат Госдумы Денис Парфёнов (КПРФ) направил обращение министру юстиции России Константину Чуйченко с просьбой проработать поправки в закон «Об ипотеке». Об этом он сообщил на своей странице в соцсетях.

Парфёнов предлагает изменить порядок разрешения споров по ипотечным сделкам: если купленная в ипотеку квартира по решению суда возвращается прежнему владельцу (например, из-за признания сделки недействительной), то вместе с недвижимостью к нему должны переходить и обязательства по ипотечному кредиту. Таким образом, «пострадавший продавец» стал бы новым залогодателем.

Читать полностью

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

Сегодня никто не хочет сидеть на скамье запасных — ни спортсмены, ни бизнесмены, ни обычные люди

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)
    [recaptcha]

    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:

      [recaptcha]
      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности