Терпеливый оптимизм ритейла

Дата:

Пятый форум сибирских ритейлеров обозначил привыкание розницы к рецессии, а будущность отрасли увидел в конвергенции традиционного и электронного шопинга.

Форум «Ритейл будущего: расширяем границы» (один из организаторов ГК «Обувь России») — это, можно сказать, уже привычная для сибирской розницы форма рефлексии. Рефлексии, где все в едином компактном контексте: и обмен впечатлениями об итогах года, и осмысление трендов. Сама хронология форума — концентрированная биография современной розницы. На нынешнем мероприятии речь шла, разумеется, не о расширении границ внешних (международные аспекты тут выступают просто частью общего контекста), а о концептуальном «росте вширь» — о форматах, чья новизна если не ошеломительная, то уж точно «тектоническая» — меняющая розницу масштабно и глубинно. В чем суть перемен, можно было догадаться даже по марочной «личности» генерального партнера: на пятом ритейл-форуме им стала компания DPD — один из лидеров российского рынка экспресс-доставки и логистики. Словом, розница идет в онлайн, а электронный каталог — потенциальный аналог и витрины, и торгового зала. И в сообществе участников были весьма заметны представители телекоммуникационной отрасли и IT-индустрии.

— Я на этом форуме впервые, но чувствую тут себя весьма органично, все контексты мне близки и понятны, — отметил Александр Толокольников, руководитель департамента цифровых интерфейсов компании Tele2. — ритейл стремительно идет в сторону «оцифровки». Быстрое врастание смартфонов и планшетов в быт россиян вскоре сделает дистанционный шопинг абсолютно рядовым событием.

Как отметила Ирина Шехалай, сооснователь и управляющий партнер RedisCrew, «цифровизация» или «виртуализация» розницы — это долгоиграющая тенденция, к которой свои краски будет добавлять и технический прогресс, и демография, и культурология. По ее мнению, в роли мощной сюжетообразующей силы в ближайшем будущем выступят представители поколения «Z», «миллениалы». Да, пока их потребительскому поведению присущ вынужденный подростковый аскетизм — просто в силу того, что деньги у них либо родительские, либо уже свои, но пока небольшие. Но их контакт с миром, их менталитет, их медийный метаболизм — все это совсем другое, принципиально новое. Поколение, в буквальном смысле с младенчества росшее с гаджетами в руках, и в покупательской психологии будет совсем иным, когда вступит в возраст полновесных, взрослых, сугубо собственных бюджетов. Ждать этого, как подчеркнула Ирина Шехалай, совсем недолго — лет пять-шесть. Фактически срок вузовской учебы одного студенческого потока. Когда миллениалы явят развернутую картину своей потребительской самобытности, будет интересно.

А к тому времени, как дозреют «ягодки» демографического фактора, подтянутся в обиход и инженерные составляющие массовой онлайновой торговли. Речь не столько о смартфонах (они уже вполне себе рутина), сколько о голосовых помощниках. В США эти приборы уже укоренились в быту — над «Алексой», например, вовсю шутит «SouthPark» — ироничный анимационный сериал, где титульные персонажи — даже не студенты-миллениалы, а девятилетние малыши-четвероклассники. Для России же «Алекса» и ей подобные девайсы — не то чтобы футуризм в чистом виде, но технофильская экзотика.

— Пока это сокровище для узкого сообщества одержимых техноманов, так называемых гиков, — констатирует Александр Толокольников. — Потому «Алексы» и ее собратьев в нашем ассортименте еще нет — пока она слишком «гиковая», пока она кунштюк, диковина. Но со временем у этой техники, конечно, появится функциональный контекст и у нас в стране. Кстати, раз уж заговорили об «Алексе», стоит отметить, что ее «родитель» Amazonпродемонстрировал встречный тренд — он пошел в офлайн, занялся обычной — магазинной — торговлей. То есть бренд, который практически целиком отождествлялся с онлайн-ритейлом, был его олицетворением, сейчас пошел в офлайн.

Примечательно, что похожий вектор взял и другой священный монстр web-шопинга — «Алибаба».

— С одной стороны, «Алибаба» позиционирует себя даже не как ритейл-оператора, а как it-компанию, — рассуждает Сергей Беляков, председатель президиума АКОРТ. — С другой стороны, даже при такой самоподаче «Алибаба» уже и в фуд-ритейл проник. Даже в такую деликатную тему, как доставка рыбы и морепродуктов, — туда, где логистическая оперативность принципиально важна.

Отмечая быстрые темпы «цифровизации», большинство спикеров и рядовых гостей форума сошлись на мысли, что обычные, материальные магазины (с деревянными стеллажами, холодильниками из металла и манекенами из пластика) не уподобятся лучине или керосиновой лампе. Тут сразу несколько участников, не сговариваясь меж собой, припомнили тираду из советской мелодрамы про Москву, нечуткую к слезам. Ту самую — про «одно сплошное телевидение», которое поглотит, дескать, и театр, и кино. Не поглотило, как видим. Все на месте. То же и с обычными магазинами…

По солидарному мнению участников форума, цифровой ритейл не вытеснит обычный, а сживется с ним, поделив жизненное пространство. И даже поможет традиционной рознице тонусным импульсом. Ведь помощь ей и впрямь не будет лишней.

— Расширение онлайн-продаж помогает снижать издержки в офлайновой торговле, — убежден Сергей Беляков. — А они там сейчас растут без пауз, потому что пауз, увы, не делает давящее администрирование.

По его словам, растут издержки производителей, поставщиков, да и покупательское поведение становится долгосрочно депрессивным.

«Да, это рецессия», — единодушно утверждают участники форума. Впрочем, как подчеркнула Ирина Шехалай, рецессия — это не кома, не каменная статика.

— Рынок и сейчас растет, хоть и медленно, — говорит и менеджер по развитию регионального ритейлера компании Nielsen Holdings PLC Мария Гаранина. — Это можно назвать регенерацией, восстановительным ростом. К слову, не так уж много товарных групп сегодня являются падающими. Молочная группа демонстрирует падение в денежном выражении примерно на 4%, падает группа соусов и наливных масел, группа интимной гигиены и группа средств для бритья. Все остальные демонстрируют рост в денежном выражении. Наиболее активен он в заморозке, в товарах для животных, в алкогольных напитках.

Так или иначе, одни операторы демонстрируют стоицизм, привыкание к трудностям, а другие — оптимизм и даже удовольствие от итогов 2018 года.

— Мы, впервые за историю Tele2 cмомента объединения мобильных активов, вышли на чистую прибыль, — делится впечатлениями Александр Толокольников. — Год для нас прекрасный. Итоги квартала и год в целом нас очень радуют.

Кроме мобильных операторов позитивно настроены и другие представители хайтек-мира — продавцы бытовой электроники. Они не в обиде на уходящий год и не робеют перед следующим. Полагаются на рост среднего чека. А модная розница и аптеки больше надеются на рост трафика. То есть рецессия — уже не «ужас без конца», а просто ситуативный нюанс.

Фото: предоставлены пресс-службой ГК«Обувь России»

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Рубрики : Бизнес

Регионы : Регион не задан

Теги : Tele2

0
0

Ключевые назначения в бизнес-секторе Новосибирской области в 2025 году

2025 год стал для Новосибирской области периодом масштабной кадровой перетряски. Во всех ключевых сферах — от промышленности и ЖКХ до культуры и спорта — происходила смена элит, иногда вызванная стратегическими перезапусками. Одни игроки усилили свои позиции за счет привлечения «тяжелых» управленцев, другие оказались в глубоком кризисе, требующем смены собственника или руководства.

В конце января прошла ротация топ-менеджеров в топливном дивизионе «Росатома», включая одно из ключевых предприятий атомной отрасли — Новосибирский завод химконцентратов (ПАО «НЗХК»). С 29 января 2025 года Алексей Жиганин, ранее возглавлявший НЗХК, назначен генеральным директором другого предприятия по фабрикации ядерного топлива — Машиностроительного завода в городе Электросталь Московской области (АО «МСЗ»). Его преемником на должности генерального директора новосибирского завода стал Вячеслав Гохвайс. До этого он был руководителем ООО «НЗХК-Инструмент» (дочернее предприятие ПАО «НЗХК»).

Читать полностью

Самые дорогие сделки с жилой недвижимостью в Новосибирске назвали в Росреестре

Самая дорогая сделка с жилой недвижимостью в Новосибирске в 2025 году была заключена в Заельцовском районе. Квартира была продана за 98 миллионов.

В этом же районе зарегистрирована продажа самого крупного объекта площадью 721 кв метр — за 27 млн рублей. Об этом на пресс-конференции сообщила руководитель управления Росреестра по Новосибирской области Светлана Рягузова.

Читать полностью

Дом-памятник академика Лаврентьева в Академгородке отреставрируют за 30 миллионов рублей

Министерство культуры РФ объявило конкурс на реставрацию дома-памятника академика Михаила Лаврентьева в новосибирском Академгородке. Начальная цена контракта на выполнение работ, как следует из документации на сайте госзакупок, составляет 30 миллионов рублей. Аукцион по выбору подрядчика пройдет 20 января 2026 года.

По условиям конкурса, подрядная организация должна будет полностью восстановить кровлю, фасад и чердачное пространство исторического здания. Внутренние работы включают приведение в порядок интерьеров и знаменитой террасы-грота. Также предстоит монтаж нового электрооборудования и архитектурно-художественной подсветки. Срок завершения всех работ — 30 сентября 2027 года.

Читать полностью

Первую канатную дорогу в Новосибирске построят в рамках концессии

Компания АО «Урбантех Канатные дороги» на инвестсовет мэрии Новосибирска представила концепцию пассажирской канатной дороги от станции метро «Спортивная» до жилого комплекса «Европейский берег». Протяжённость трассы составит 2,8 км, пропускная способность — как минимум 1 000 пассажиров в час в одном направлении, время в пути — около 9 минут.

— Канатная дорога может быть интегрирована с метро по принципу «сухой ноги», то есть с возможностью пересадки пассажиров без выхода на улицу, — сообщили в мэрии.

Читать полностью

Роскосмос планирует построить лунную электростанцию к 2036 году

Россия планирует построить лунную электростанцию к 2036 году, сообщил «Роскосмос». Компания заключила контракт с НПО им. Лавочкина для выполнения этих работ.

«Роскосмос» объяснил, что лунная электростанция нужна для долгосрочного энергоснабжения российской лунной программы. Она будет снабжать энергией луноходы, обсерватории и объекты инфраструктуры Международной научной лунной станции.

Читать полностью

«Достигли потолка»: рынок пекарен в городах Сибири прекратил расти

К концу 2025 года рынок пекарен в сибирских городах демонстрирует разные стадии адаптации формата. Например, в Новосибирске он стабилизировался. Сейчас в городе работает 547 пекарен, сообщили эксперты «AVG Недвижимость».

— Показатель практически не изменился по сравнению с октябрем и лишь незначительно ниже августовского уровня. Это указывает на переход рынка к фазе стабилизации после активного роста в предыдущие периоды, — констатировала Анна Гусева, владелица агентства «AVG Недвижимость».

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)


    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:


      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности