Два театра-соседа в Новосибирске переосмыслили английскую классику

  • 04/04/2025, 09:00

Они наделили героев новой, но весьма живой мотивацией

Уберите вашу овсянку! Англия не старая и не ко всем добрая

Академический театр «Красный факел» и Новосибирский областной театр кукол образуют на улице Ленина если уж не Театральную площадь, то весьма мощный Театральный перекресток. В марте они невольно, но эффектно оказались в повествовательной симметрии — оба показали зрителям английскую классику. Причем с минимальным календарным зазором. Можно сказать, наперегонки. В «Красном факеле» представили «Школу злословия» Ричарда Шеридана, а НОТЕКе — инсценировку «Кентервильского привидения» Оскара Уайльда.

Примечательно, что обе истории рассказаны не дословно, не «как автор написал», а по-своему, по-новому. Ревнители «духа и буквы», возможно, будут ранены в самую сердечную мякоть. Но без модернизации обе истории, скажем так, ограничено съедобны. Пьеса Ричарда Бринсли Шеридана родом из 1772-го. Даже в советской экранизации 1952 года, в совместном проекте МХАТа и «Мосфильма», действие пришлось переносить в викторианскую эпоху. Она зрителям более знакома, симпатична и как-то наряднее.

А в «Кентервильском привидении» хрящом в холодце торчал английский снобизм. Оскар Уайльд, как типичное дитя «старой доброй», всю душу вложил в презрение к американцам и Америке. Чью семью хоть и взял в главные герои, но буквально вывалял во всех снобских клише — словно сельскую ведьму в смоле и перьях. БЕС-ПО-ЩАД-НО! То есть всласть. Англичанин ведь: если он чем увлекся, не уймется до полного изнеможения.

Ад в стиле диско

В «Красном факеле» Роман Кочержевский обошелся с шеридановским материалом еще смелее, чем сталинский «Мосфильм» — он перенес действие из 1770-х в неопределенно пунктирное (но чарующе яркое) время где-то между 1970 и 1990 годами. В мир, где еще нет тотальных соцсетей, но уже есть таблоиды, ток-шоу, есть газета Sun, и даже интернет уже в пеленках кряхтит-ворочается.

В этом обновленном мире изменились не все, но многие. Например, главная злодейка и драйвер-вумен сюжета леди Снируэл (заслуженная артистка РФ Елена Жданова) превратилась в медиа-магната.

В «Красном факеле» представили «Школу злословия» Ричарда Шеридана

У Шеридана она сеяла сплетни и разрушала репутации просто из соображений слепой мести. Когда-то ее, юную светскую дебютантку из провинции, этот самый лондонский свет походя обидел ни за что и смеху ради втоптал в грязь. Провинциалка подросла, отрастила когти и зубы и решила натянуть светскому Лондону Лабрадор на Гибралтар. Без правых и виноватых. Всем. Тотальный «дракарис». Жарьтесь, твари.

Месть за попранную юность — да, резон. Но в череде событий он слишком быстро забудется. И антагонист будет выглядеть сказочным, «бармалейским» злодеем. Который злой, просто потому что злой. Потому что гладиолус!

А вот профессиональная любовь к разрушению репутаций — это уже мотивация посильнее и постабильнее. Потому в функционале медиа-менеджера леди Снируэл убедительна, органична и пугающе прекрасна.

Ее аудиовизуальный мир – феерия диско, брит-попа, газетных принтов, видеопроекций, бегущих строк и стримерских фото. Все это переливается цветами и оттенками, заползает на всем мыслимые плоскости, возникает из воздуха и растворяется в нем же.

Как будто Энди Уорхолл, рисовальщики «Желтой подводной лодки» и редакция Sun замутили оргию с «Окнами РОСТа». И нагрешили в итоге этакую страшно живописную лялю, детище-чудище.

Художник Анвар Гумаров, художник по свету Константин Бинкин и мастер видеоарта Игорь Домашкевич показали удушающую, газовую тотальность трэш-медиа очень наглядно и пугающе, при всей крайней нарядности. Обилие фиолетового* цвета в одежде персонажей-манипуляторов (*колер ревности и зависти в эмблематике сентиментализма и романтизма) в сочетании со всполохами горчично-желтого и кроваво-алого тоже смотрится чертовски эффектно. Ощущение яркого, стильного, но адски неуютного мира тут выкручено до отрыва рукоятки.

Как из этого адочка выберутся положительные герои-любовники, юные и наивные (Александр Поляков и Екатерина Макарова), до поры непонятно даже тем, кто видел прежние варианты шеридановской комедии — так выстреливает эффект обновленной среды.

Кажется, что хищный цветочек-мухоловка успешно дожует всех мотыльков. Потому что злыми силами из свиты леди Снируэл там движет пылкая ненависть к любой житейской нормальности и обычности — к нормальности, которая конкретно перед ними даже ничем провиниться не успела. Кроме собственного наличия.

Культ чудачества, фриковства в сочетании с подозрительным отношением к нормальности — это вообще вековечный компонент национального английского «я». Этнос, породивший Бориса Джонсона, не может позволить себе иного взгляда на население и события этого мира.

Впрочем, спасение невинным душам приходит и в виде «доброго и наивного дядюшки Оливера» (заслуженный артист РФ Владимир Лемешонок), и в виде неумолимой логики событий. Логика ведь действует даже во фрик-цивилизации. Хищный цветок нахватал мотыльков шире пасти. Подавился добычей и запутался в собственных многоходовках. А приезжий дядюшка Оливер оказался не совсем наивным. Да и добрым тоже далеко не ко всем.

Хэппи-энд в итоге получился вовсе не во вкусе шериданова века, а с иронией и сарказмом. Но оно и понятно: со времен резонера Ричарда Шеридана английские ирония и сарказм настоялись не хуже виски. Поэтому как зрелище, рекомендуемое к просмотру, «Школа злословия» весьма убедительна.

С мисс Амни все не так уж просто

Спектакль театра кукол — тоже must see театрального 2025-го. На сегодня это самый технически сложный спектакль НОТЕКа. Дембельский аккорд режиссера Анастасии Неупокоевой. Мощный такой «бды-дыж-ж-ж».

Команда НОТЕКа, как и «краснофакельцы», наделила сумрачную сказку Уайльда новыми смыслами, почтительно обойдясь с сюжетной канвой. Петербургский драматург Гуля Насырова сохранила в полном составе семью Отис, сострадательную девочку Вирджинию, само привидение — сэра Саймона де Кентервиля, но вставила в этот готический аттракцион несколько новых шестеренок.

Во-первых, замок тут не только замок. А еще и иммерсивный театр «Духи Англии». И в нем, помимо призрака, есть мисс Амни (заслуженная артистка РФ Вера Червоткина) — экономка, и она же — арт-менеджер. Сэру Саймону (Андрей Меновщиков) она худрук и продюсер. Да, она его видит без трепета и вообще воспринимает вполне буднично, периодически подтирая горемыке слезы-сопли. Да, призрак их вполне выделяет. Потому что он, во-первых, не патлатый старец, как у Уайльда, а гражданин вполне зумерской внешности (ну да, по паспорту ему 400 лет). Во-вторых, печалит привидение не только то, что приземленные американцы его не боятся, а наличие личного творческого кризиса. Мол, я не вижу себя в этой роли, у меня выгорание.

в НОТЕКе — инсценировку «Кентервильского привидения» Оскара Уайльда

Выгорание, усталость и апатия тут воплощены буквально — преобладанием оттенков серого в интерьерах и одежде персонажей. Даже Отисы, пришельцы из большого, внешнего мира, — преимущественно в немаркой гризали. Костюмчики невыносимых гиперактивных двойняшек — в серую клетку, одежда Вирджинии (Алиса Карандейкина) — черно-белые колготки, серое платьице, а волосы выглядят почти седыми.

Вирджиния, сидя в своей светелке, вяло пытается рисовать. Призрак ворует у нее баночки с акрилом, и рисование не клеится. Сначала красную краску крадет — чтоб подновлять вечное кровавое пятно. А когда красная иссякает — крадет все краски подряд. Дескать, Отисам все равно плевать на цвет пятна, сойдет теперь и так. А смысл стараться?

Когда набор акрила заканчивается, творческий кризис накрывает привидение окончательно, близнецы радостно берутся его домучить, и только участливость Вирджинии и бодрая строгость мисс Амни спасают фантом от горестного растворения в пространстве. Тему с Садом Вечности в пьесе оставили, но аккуратно сдвинули на задний план. Главным фактором спасения для сэра Саймона тут становится актерская рефлексия, диалог со зрителем (Вирджиния — не просто жалостливая девочка, а именно внимательный и размышляющий зритель). Вернув душевную гармонию призраку, Вирджиния обретает краски внешности — ее волосы из пепельных становятся русо-золотистыми, а одежда — цветной, сообразно возрасту. А 400-летний обидчивый инфантилизм призрака превращается в человеческую зрелость.

Да, призрак, обретающий зрелое человеческое эго спустя 400 лет в лимбе — довольно причудливый сюжетный ход. Но и с мисс Амни не все так просто. Во-первых, оказывается, что ее коллегиальные отношения с привидением дольше любой человеческой жизни. Во-вторых, только она тут сразу и изначально цветная. В-третьих, она единственная, у кого, помимо призрака, нет куклы-двойника, а есть только живой актерский образ.

Куклы, к слову, очаровательны в своем гротеске — на уровне мультиков Тима Бертона и Александра Татарского.

В общем, мисс Амни, которой в сказке-оригинале не было вовсе, тут — одна из главных персонажей. И физическая ее сущность весьма загадочна. Впрочем, для английских дам это не такая уж и редкость. Помнится, одна эффективная английская няня тоже была в сложных отношениях с мирозданием. Не совсем человеком она была, пожалуй. Вот и экономки готических особняков — не то, чем кажутся.

В общем, из двух старинных английских сюжетов в театрах-соседях получились весьма яркие зрелища. Возможно, дело и в самой специфике английской повествовательной культуры: дух иронии и абсурда, коим эта культура пропитана, благоволит импровизациям и вариациям. Перешитое порой отменно стильно выглядит!

Ранее редакция сообщала о том, что Новосибирская область вошла в топ-10 регионов с высоким креативным потенциалом. 

Фото 2 предоставлено театром Красный факел, автор: Василий Вагин, базовое и 3 фото — пресс-службой театра НОТЕК.

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять