«Магазинам у дома» в Новосибирске рекомендовали объединяться

  • 13/08/2024, 09:09
Кроме того, этому формату посоветовали подумать о специализации.

В рамках обучающей программы «Магазин у дома: наука выживания» эксперты рынка обозначили ключевые тренды развития этого вида ритейла и дали прогнозы по его дальнейшей трансформации.

Курс на специализацию и объединение

Илья Сухарев, владелец бренда «Фермерцентр», CEO «Фермер-центр франчайзинг», отметил, что позиции формата «магазина у дома» на рынке укрепляются.

— Еще 7 лет назад сложно было поверить, что гипермаркеты «свернутся», хотя тренд уже начинал формироваться. Сегодня открывать супермаркет площадью более 1000 кв. м — самоубийство, вне зависимости от региона, — говорит Сухарев. — Сейчас на торговлю с одной стороны давят дискаунтеры, с другой — специалитеты. На мой взгляд, «магазину у дома» без специализации будет сложно.

Михаил Матюхин, собственник магазина «Фасоль», «Свой», директор компании «ДатаКрат-С», считает, что всем ИП, занимающимся ритейлом, нужно объединяться, переходить на системообразующие принципы работы, которые позволяют не выживать, а развиваться. Франчайзи-партнер фирменной розничной сети «Калина-Малина» Кристина Каримова пояснила, что объединение позволяет партнерам внутри сообщества делиться находками и факапами, оценивать запуск товара, элементов сервиса и т.д.

Франчайзи-партнер фирменной розничной сети «Калина-Малина» Светлана Лихова добавляет, что в «магазине у дома» проще и удобнее следить за качеством и сервисом.

— У таких магазинов немного клиентов, но они постоянные и приходят каждый день. Не нужно открывать большие площади, бизнес будет процветать со стабильным персоналом, который встречает гостей с улыбкой, — уверена Лихова.

«Магазины мелкой розницы не конкуренты, а союзники»

Кстати, новичкам, которые только планируют открывать «магазины у дома» в Новосибирске, автор программы «Магазин у дома», модератор экспертной сессии, вице-президент Ассоциации малоформатной торговли, исполнительный директор Новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Наталия Кошелева рекомендовала детально изучить площадку, где предприниматель планирует разместить точку ритейла.

— Изучите все нюансы, в том числе внешний облик объекта, расстояние до социальных учреждений, если вы планируете торговать подакцизной продукцией. Это один из трендов, которые нужно учитывать при развитии ритейла, — пояснила Кошелева.

Диджитализация плюс самообслуживание

Александр Саблин, представитель компании METRO, менеджер по развитию франчайзинга «Фасоль», к трендам относит ускорение продаж и покупки. По его словам, этот тренд наблюдается на рынке последние 3-5 лет и только усиливается.

— Покупатель выбирает магазин, куда можно прийти, быстро взять все, что необходимо, и уйти. Именно поэтому мы переводим свои магазины на самообслуживание, так как касса дает максимальное ускорение, и рекомендуем партнерам переходить на эту систему, — отметил Саблин.

Михаил Матюхин напомнил, что первая в России касса самообслуживания упрощенного типа появилась в «магазине у дома», и эта система очень хорошо себя проявила во время пандемии, когда были ограничения в социальной дистанции.

— Первыми смелости набрались в сети «Жизнь Март». Сейчас у них работают только кассы самообслуживания. Мы также планируем переводить свои магазины на работу в этом формате. Это не только скорость обслуживания, но и выход при дефиците кадров, — подчеркнул эксперт.

Матюхин считает, что в ритейле для повышения конкурентоспособности сегодня необходимо оцифровывать все рутинные операции, бессмысленную, нетворческую работу людей. Например, в сети в ближайшие месяцы появится такой продукт, как робот-товаровед. Он будет проводить инвентаризацию за несколько часов — без присутствия человека.

— В идеале было бы хорошо, если бы в «магазине у дома» работал один человек — совладелец, так как наемный персонал — это затраты. И для покупателя важно, чтобы его гостеприимно встречал человек, заинтересованный в результатах работы магазины, в том, чтобы клиент возвращался, — добавил Матюхин.

Илья Сухарев также считает, что нельзя экономить на автоматизации системы поддержания запаса ассортимента и управления отчетностью. Кристина Каримова добавляет, что система автозаказа позволяет эффективно работать с потерями и обеспечивать полные полки. «Фуд Майлз» тоже делает ставку на дижитализацию в работе с крафтовыми производителями.

Food to go набирает обороты

К трендам ритейла Михаил Матюхин отнес сохраняющийся рост интереса потребителя к готовой еде.

— У готовой еды есть очень важное качество — она быстро портится, поэтому фуры не могут ее перевозить. За готовой едой люди идут в автолавки, «магазины у дома» и т.д., — пояснил он.

Александр Саблин добавил, что в тренд ускорения обслуживания в ритейле вписывается рост популярности на Food to go («еда с собой»).

— Интерес к «еде с собой» подтверждает ускорение жизненного процесса людей. Они хотят прийти домой, не тратить время на готовку, а просто разогреть еду и съесть, — поясняет он. — Популярна также свежая выпечка ультрафрост. Поэтому для ритейла актуально поставить в точке кофемашины, небольшие печи и сделать минипекарню неполного цикла, чтобы человек могу купить кофе и булочку. Этот тренд сохранится.

Чутье на ассортимент

Илья Сухарев уверен, что сегодня у предпринимателей, работающих в ритейле, должно быть продуктовое чутье на ассортимент.

— Если вы спрашиваете, где продается какая-то продукция, то вы выступаете в роли догоняющего. Это одна из ключевых ошибок, из-за которых ассортиментный ряд сетей в РФ практически сливается, — рассуждает эксперт. — Продуктовое чутье дает возможность чувствовать рынок и быть основателем тренда. Хорошо, когда есть команда франчайзи-партнеров, которые обладают такими компетенциями.

Александр Саблин напоминает, что полка не резиновая, и если на нее заводится новый товар, то какой-то должен убираться.

— Конечно, ассортимент можно расширить и до 5000 SKU и раскидать его на 100 метров, но это будет хаос, и никто ничего покупать не станет, — подчеркнул он.

Эксперты заявили, что «магазин у дома» должен искать свою уникальность и не тратить силы на сражение с ветряными мельницами.

— Заводить бренды, которыми наполняются федеральные сети, бессмысленно. Вы не сможете с ними конкурировать по цене, так как они продавливают у производителей в опте цены минимум на 10-15% ниже, чем у вас в рознице. Ищите свою нишу, — рекомендовал Илья Сухарев.

Участники программы подтвердили, что нишевые находки действительно позволяют получить конкурентные преимущества. Например, одна новосибирская компания сделала ставку на производство высококачественного сливочного и шоколадного масла, еще один ритейл специально ищет ноунейм-товары, которым предлагает место на своих полках.

— Мы выходим на малоизвестных российских производителей, делаем ставку на качество, получаем хорошую цену — и ни с кем воевать не нужно, — поделилась опытом предпринимательница.

Андрей Гидревич, основатель и генеральный директор ООО «Фуд Майлз», также сообщил, что на Дальнем Востоке есть форматы, основанные на продаже продукции местных и крафтовых производителей.

— Мы специализируемся на формате «магазин в магазине» — стоим внутри больших супермаркетов и реализуем продукцию в режиме кооперативов. Мы сотрудничаем примерно с 200 компаниями, помогаем им попасть на полки. Пока работаем на Дальнем Востоке, в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Надеемся, что придем и в Сибирь, — рассказал Гидревич. — Второй наш розничный проект дает дорогу в жизнь маленьким локальным производителям. Это фреш и ультра-фреш полки, где они традиционно сильны. В регионах, где это развито, такие производители могут серьезно конкурировать с федеральными сетями.

Светлана Лихова добавила, что сейчас покупатель все больше внимания обращает на качество.

— У нас много клиентов предпочитают правильное питание. Ни один баннер и наружная реклама не приведут столько клиентов, сколько качественный продукт и сервис, — пояснила она.

А вот к СТМ участники программы относятся настороженно. В частности, Андрей Гидревич считает, что ритейл заигрался с концептом, загоняя качество и цену в нереальный баланс.

— Недавно читал о результатах одного исследования: 16 образцов СТМ — все были признаны фальсификатом. Сама по себе KPI СТМ порождает такой результат. Практика показывает, что иногда у локальных производителей товар лучше, чем у СТМ, — подчеркнул Гидревич.

Не перегнуть палку

Илья Сухарев предупредил участников рынка ритейла, что покупатель крайне быстро привыкает к разного рода удобствам, и этот нюанс нужно учитывать, когда компания предоставляет их потребителю. Отменить их будет невозможно.

— Если вы запустили скидки для бабушек при покупках до обеда или уценку на кулинарию после 21:00, то уйти от этого без потери клиентов вы не сможете, — говорит эксперт. — Раскрученная сегодня история с доставкой для всех компаний убыточна, но никто не знает, как ее отменить. Никакой экономики в последней миле доставки нет. Я это точно знаю, так как три месяца тестировал подобный проект, проанализировал итоги и все свернул.

При этом, по его словам, в Новосибирске вполне работает принцип, когда предприниматели приезжают с автолавкой, собирают заказ на свою продукцию и через неделю привозят заказы.

— Покупатель приходит, забирает их, и никто не ноет, что им не привезли до двери. Поэтому, думая об удобстве покупателя, вы должны четко все оценивать, чтобы не уйти в минус, — комментирует Сухарев.

Ранее редакция рассказывала о секретах выживания «магазинов у дома» в Новосибирске.

Фото freepik, автор: prostooleh.

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять