В 2022 году ритейл остро почувствовал сокращение потребления

Дата:

При этом на рынке стали появляться новые продукты в рамках импортозамещения. Продажи некоторых брендов показали рекордные результаты.

Вызовы-2022

Мария Гаранина, руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока компании NielsenIQ — На мировой арене в 2022 году сформировался глобальный тренд на инфляцию, и российский рынок не стал исключением. Причем в начале года инфляция была более существенна, а сейчас по некоторым сегментам мы наблюдаем даже дефляционную составляющую, — комментирует руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока компании NielsenIQ Мария Гаранина.

Тем не менее для покупателя инфляционные скачки оказались ощутимы, так как в 2022 году у него продолжали сокращаться реальные располагаемые доходы, и он был вынужден сокращать потребление в натуральном выражении. На сокращении потребления также сказалась миграция населения.

— В 2022 году ритейл остро почувствовал сокращение количества покупателей и потребления, — говорит Мария Гаранина.

Впрочем, в сфере продовольственных товаров расходы потребителей упали в меньшей степени, а в натуральном выражении продажи выросли на 10-20%. Значительное падение по продажам в натуральном выражении в минувшем году демонстрирует авторынок, а также рынок одежды и обуви.

— Если говорить про стоимостной оборот, то здесь растут почти все товарные группы: продовольствие, бытовая химия, личная гигиена, табак, алкогольные напитки, бытовая техники и электроника и т.д., — перечисляет эксперт.

Тренды-2022

На фоне выбора стратегии экономии, по данным NielsenIQ, в России снова начал расти сегмент hard-дискаунтеров и сток-дискаунтеров. Кроме того, потребитель стал чаще выбирать магазины «у дома» и минимаркеты, искать товары по сниженным ценам и промо.

Мария Гаранина считает, что по итогам 2022 года на рынке ритейла можно выделить пять ключевых трендов:

  1. Потребитель переключается на более доступные магазины.
  2. Потребитель ищет товары, которые продаются под собственной торговой маркой (СТМ), чтобы сэкономить.

— В отличие от Европы, в России СТМ по-прежнему в большей степени развивается именно в экономсегменте, — констатирует эксперт.

  1. Покупатель ищет более дешевые бренды.

— Здесь мы наблюдаем разницу между Россией в целом и Сибирью. По России мы видим, что рост стоимости в большей степени спровоцирован отказом ритейлеров от инвестиций в промо. На сибирском рынке меняются регулярные цены, и это в большей степени связано с ротацией ассортимента, — говорит Гаранина. — На полках регионов округа сейчас нет того ассортимента, к которому мы привыкли, а это влечет за собой удорожание категорий и влияет на инфляционную составляющую.

Региональные производители продуктов питания активно замещают иностранные бренды

К примеру, по данным NielsenIQ, в низком ценовом сегменте доля круп, представленных на полках, выросла на 17,8%, в среднем сегменте — на 20%, премиальный сегмент падает. В категории стиральных порошков низкий сегмент занимает уже почти 60%, включая промо. По растворимому кофе рост — на 15% на низком ценовом сегменте, средний — падает.

— Что касается потребления в базовых категориях (сахар, молоко, яйца, макароны, сметана и т.д.), то за исключением сахара мы везде наблюдаем рост. Сахаром потребители основательно закупились весной, — комментирует Мария Гаранина. — В продовольствии на низком ценовом сегменте также фиксируется рост: по молоку 3,2% — на 8%, по сметане — на 15%. В непродовольственной категории (гели для душа, средства для мытья посуда, шампуни) рост также наблюдается в наиболее низкой ценовой категории товаров.

  1. Наблюдается рост определенных новых сегментов. Речь идет о спортивных напитках, энергетиках, шоколадных батончиках, снеках, нешоколадных развесных конфетах, сушеных морепродуктах и т.д.

— На рост категорий «Энергетики и спортивные напитки» большое влияет оказывает расширение ассортимента. На остальные категории — рост спроса, — поясняет Мария Гаранина. — Причем прирост по некоторым категориям, например шоколадные батончики, энергетики, мы видим уже достаточно долго.

  1. Наблюдается отказ от дополнительных категорий.

К ним, в частности, относятся творожные сыры, фруктовые соки, питьевые йогурты, кондиционеры для белья. При этом аналитики NielsenIQ констатируют, что список категорий, от которых потребитель готов отказаться, расширяется.

Что касается промодавления, то к концу 2022 года оно восстановилось на рынке в доле, но не в интенсивности. Ключевыми факторами выбора магазина по-прежнему остаются низкие цены, соотношение цены/качества, привлекательность промо.

— Сегодня есть формула идеального магазина, когда у тебя низкие цены на большинство базовых товаров и выгодные цены на те категории, которые сегодня показывают рост, — поясняет Мария Гаранина. —  Ритейлеры не всегда улавливают эти нюансы и производят эффективную замену ассортимента. Нередки случаи, когда по некоторым категориям полка даже расширяется, но покупателю эти товары малоинтересны.

Импортозамещение

В 2022 году ритейл очень серьезно почувствовал на себе еще один тренд — на импортозамещение. На рынке стали появляться много новинок. В частности, речь идет об алкогольной продукции.

— В алкогольной категории мы видим положительную динамику в натуральном выражении. Расширяется ассортимент в таких категориях, как джины, аперитивы, водки. Рост стимулируется спросом, — комментирует Мария Гаранина. — В данной категории также появились новые бренды. Например, в категории «Джин» в 2022 году мы увидели около 20 новых брендов. 11 из них обладают продажами более 1 млн рублей, один уже достиг 100 млн рублей. Это очень высокий показатель. Большое количество новых брендов джина — российского производства. Это пример импортозамещения.

«Карачинский источник» готов увеличивать производство колы

Эксперты NielsenIQ также говорят о существенном импортозамещении в газированных напитках. В 2022 году на российском рынке в этой категории появились 138 брендов. 47 из них с продажами более 1 млн рублей, 7 — с продажами более 100 млн рублей. По итогам 2021 года не было ни одного российского бренда газированных напитков с такими результатами.

— В топ-3 новых напитков можно отнести «Cool Cola Очаково», «Street Очаково», Frustyle от PepsiCo. Они действительно похожи на оригиналы — Coca Cola, Sprite и Fanta, — поясняет Мария Гаранина.

Сибирь держит курс на экономию

Что касается специфики Сибири, то по итогам 2022 года динамика рынка в округе стабилизируется и стремится к докризисным показателям. Продолжается смещение в пользу наиболее экономных вариантов магазинов. Дискаунтеры занимают 65% в ускорении динамики натуральных продаж, 35% приходятся на формат минимаркетов.

При этом инфляция в Сибири выше, чем по стране в целом, и большая часть продовольственных и непродовольственных товаров с начала года подорожала в диапазоне от 20 до 30%.

 

Ранее редакция рассказывала о том, что даст рокировка «пивоваров-иностранцев» новосибирским предпринимателям.  

Фото базовое pixabay — NoName_13, эксперта — предоставлено Марией Гараниной

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

0
0

Новосибирские музыканты предложили название для четвертого моста через Обь

Новосибирская государственная филармония выступила с инициативой назвать четвертый мост через Обь «Струны Сибири».

— Еще накануне запуска моста мы обратили внимание на то, как «музыкально» выглядит арка и канаты. А сейчас хотим закрепить мысль о том, что культура прочитывается в очень разных аспектах развития города, в том числе — в его архитектуре, — отметила глава филармонии Анна Терешкова.

Читать полностью

Определен девелопер для застройки Октябрьского района Новосибирска

Мэрия Новосибирска подвела итоги аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории (КРТ) в границах улиц Грибоедова, Кирова, Автогенной, Коммунстроевской, III Интернационала в Октябрьском районе.

На старте за площадку 21 га просили 283.8 млрд рублей. В торгах приняли участие две компании: ООО «Жилой район Ново-Николаевск. Новосибирск. СЗ» (входит в ГК «Брусника») и ООО СЗ «Страна М 12» (входит в ГК «Страна Девелопмент»). Участники торгов сделали всего один шаг. В итоге участок получила «Страна Девелопмент», которая заплатит по договору 297,8 млн рублей.

Читать полностью

Девять новых платных парковок откроются в Новосибирске

С 26 декабря в Новосибирске появятся девять новых платных парковочных пространств. Об этом на совещании мэра рассказал глава дорожно-благоустроительного департамента городской администрации Александр Стефанов.

— Это улица Мичурина в районе Центрального рынка. Улица Спартака — это городская детская клиническая больница. Большевистская — Сквер юности, там будет 67 парковочных мест, это в районе набережной. Кирова — супермаркет «Бахетле». Фрунзе — ЖК «Созвездие». Добролюбова — это гостиница «Ривер Парк», это 112 парковочных мест. И на Немировича-Данченко, у ледовой арены, — отметил Стефанов.

Читать полностью

Запрет на публикацию данных с беспилотников ввели в Новосибирской области

Антитеррористическая комиссия Новосибирской области запретила публиковать и распространять в СМИ и интернете информацию о применении и последствиях террористических атак с использованием беспилотников.

Запрет распространяется на фото- и видеоматериалы, а также на публикацию географических координат в СМИ. В сообщении говорится, что запрет введен для снижения рисков утечки информации о террористических атаках.

Читать полностью

«Тайный Санта» стал новой схемой мошенников в Новосибирске

Перед новогодними праздниками фиксируется увеличение числа мошеннических схем, нацеленных на жителей российских регионов, включая Новосибирскую область. Одной из распространенных уловок стал обман под видом участия в популярной игре «Тайный Санта».

Злоумышленники рассылают в мессенджерах предложения сыграть и получить подарок от незнакомца. Для участия требуется подписаться на несколько Telegram-каналов. После этого жертве направляют ссылку, якобы содержащую инструкции для получения подарка. На практике она является фишинговой и может привести к автоматической загрузке вредоносного программного обеспечения. Установленное ПО предоставляет преступникам удаленный доступ к устройству пользователя.

Читать полностью

Эстакада четвертого моста проходит рядом с окнами новосибирцев

Жители Новосибирска, проживающие на улице Станционная, недовольны тем, что окна их квартир оказались в нескольких метрах от нового съезда с четвертого моста. Люди пишу в СМИ, интересуются кто так проектировал объект и не понимают, как будут жить летом, когда придет жара и окна невозможно будет закрывать.

На данный момент съезд упирается в окна домов № 8, 10, 12, перекрывая свет и открывая обзор в квартиры.

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)
    [recaptcha]

    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:

      [recaptcha]
      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности