В Сибири предлагают строить больше дорог из цементобетона

Дата:

Эксперты заявляют, что они более долговечны, безопасны и выгодны с экономической точки зрения.

Есть куда стремиться

Эффективные технологии обсудили в Новосибирске в ходе круглого стола «Новые возможности и перспективы строительства в условиях Сибири дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих». В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти, профильных общественных, научно-образовательных, подрядных и проектных организаций.

— На сегодняшний день из 7 млн км дорог в США на трассы с цементобетонным покрытием приходятся 120 тысяч км. В России из 1,5 млн км — только 1 тысяча, — сообщила эксперт комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Татьяна Гончарова.

Помощник руководителя по производству АО «Китайская железнодорожная строительная корпорация» Ли Сюебин, в свою очередь, рассказал, что в КНР к концу 2022 года протяженность цементобетонных дорог достигла 4,6 млн км. Такое покрытие имеют 40% трасс средней и высокой категории и более 80% — низкой.

— Распространению цементобетона в дорожном строительстве способствует простая конструкция объектов, небольшое воздействие на окружающую среду, возможность быстро адаптировать технологию под различные климатические условия Китая. Расчетный срок службы цементобетонных дорог составляет от 10 до 30 лет, при правильном уходе его можно продлить, — пояснил Ли Сюебин.

Его коллега — заместитель генерального директора по развитию проектов корпорации Цун Цзячжун добавил, что в России компания сейчас также строит магистраль с цементобетонным покрытием — в таком исполнении возводится трасса «Москва–Казань».

дороги из цементобетона

Но в целом в нашей стране, по данным Минтранса, протяженность трасс с жесткими дорожными одеждами с 2017 по 2021 годы выросла лишь на 57 км. Сейчас Федеральным дорожным агентством ведется строительство участков автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями общей протяженностью 83,5 км.

Сибирский федеральный округ — в числе первых по протяженности дорог с цементобетонными покрытиями. С 2023 по 2027 годы в Сибири предусмотрена реализация 9 проектов строительства и реконструкции дорог федерального значения. Устройство цементобетонного покрытия общей протяженностью 41 км в соответствии с подготовленной проектной документацией предполагается на трех объектах: первый этап обхода Новосибирска, обход Канска, реконструкция участка автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» («Челябинск–Курган–Омск–Новосибирск»). Третий этап Восточного обхода Новосибирска протяженностью 15,9 км, проект которого пока разрабатывается, также планируется выполнить в цементобетоне. У сибирских компаний есть большой опыт, технологии и наработки по возведению таких магистралей.

Плюсы технологии

— По поручению президента РФ сегодня идет активная реализация пятилетнего плана дорожного строительства. За 2023-2027 годы предстоит построить более 4 тысяч км дорог, модернизировать 3 тысячи км, отремонтировать 110 тысяч. На реализацию этих проектов выделены значительные финансовые и материальные ресурсы, очень важно их эффективно использовать, — подчеркнул президент Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Виктор Ушаков.

По его словам, одним из инструментов решения поставленных задач должно стать более широкое внедрение технологий строительства дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями, применение минеральных и комплексных вяжущих.

Данные, полученные в ходе научных исследований и по результатам анализа состояния действующих трасс, подтверждают: при расчетном сроке службы цементобетонных покрытий в России, составляющем 30 лет, фактические показатели могут быть больше. С асфальтобетоном ситуация обратная: дороги, проектируемые на 12 лет, обычно выходят из строя уже через 5-8. Кроме того, цементобетонные трассы отличаются высокой несущей способностью, а значит, не требуют ограничений по нагрузкам на оси и массу транспортных средств. Строить их выгодно с экономической точки зрения: по укрупненным нормативам цен, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в марте текущего года, стоимость 1 км дорог с цементобетонными покрытиями на 10-15% ниже стоимости аналогичного по техническим характеристикам участка дороги с асфальтобетонными покрытиями. Также они более экологичны и безопасны для участников дорожного движения.

дороги из цементобетона

Почему же при всех плюсах соответствующие технологии пока не получили распространения? По мнению Татьяны Гончаровой, в первую очередь потому, что при формировании технического задания и подготовке проекта для строительства конкретных объектов не соблюдается принцип добросовестной конкуренции. Процедура выбора типа дорожной одежды остается закрытой. Если сделать ее публичной и прозрачной, обязать заказчика и проектировщика проводить сравнительный анализ проектов в асфальтобетонном и цементобетонном исполнении, ситуация изменится достаточно быстро.

 Опыт регионов

Опыт применения цементобетона имеют не только сибирские специалисты, но и дорожники Дальнего Востока. Так, главный инженер ФКУ УПРДОР «Забайкалье» Андрей Романов сообщил, что за 10 лет эксплуатации выполненного в цементобетоне участка федеральной трассы А-350 «Чита–Забайкальск–граница с КНР» критических дефектов не выявлено. На дороге появлялись трещины, выкрашивание, вышелушивание, но эти проблемы быстро и просто «лечились».

— По нашим данным, на начальном этапе затраты на обустройство цементобетонной дороги на 10-20% превышали стоимость аналогичных работ с применением асфальтобетона, но уже в 2018-2019 годах показатели сравнялись. Сегодня мы рассматриваем возможность строительства обходов населенных пунктов именно в цементобетонном исполнении. Главное — строго соблюдать технологи строительства таких дорог и правила ухода за ними, — прокомментировал эксперт.

Его дополнили коллеги из Сибири. Генеральный директор Кузбасского центра дорожных исследований Олег Афиногенов отметил, что в Кемеровской области нет трасс с цементобетонными покрытиями, но успешно эксплуатируются объекты с основаниями из этого материала. На таких дорогах меньше трещин, они почти не подвержены пучионообразованию, свойственному грунтам Кузнецкой котловины. За счет этого на трассах не вводят сезонные ограничения движения для большегрузов. Для промышленного Кузбасса это важно, так как по дорогам региона перевозят много угля и металлопроката, масса автомобилей может превышать 70 тонн.

В Новосибирской области новые дороги строятся в основном из цементобетона. Вопросы к ним бывают, но, как правило, лишь в случае нарушения технологии выполнения работ или требований эксплуатации, — подчеркнул министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. — На мой взгляд, дороги из цементобетона строить необходимо, как и использовать его при ремонте. Особенно это актуально для нашего региона и соседнего Кузбасса, где работают мощные цементные заводы.

         Управляющий директор АО «Искитимцемент» Владимир Скакун подтвердил, что предприятие сможет обеспечить дорожников необходимой продукцией.

         — В ассортименте завода есть специальные дорожные цементы и цементы для аэродромных покрытий, так что мы готовы поставлять материалы стабильно высокого качества для возведения различных объектов транспортной инфраструктуры, — сказал он.

Проблемы прошлого не помешают в настоящем

Кстати, в советское время именно дефицит качественных цементов был одной из преград для широкого распространения технологии строительства цементобетонных дорог. Однако сегодня такой проблемы не существует. Как пояснил член Совета директоров Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков, цементные заводы страны, загруженные в среднем на 50-60%, способны обеспечить заказчиков дорожными цементами в нужном объеме. Решается и другая проблема, мешавшая на должном уровне возводить трассы из цементобетона в СССР: автоматизация технологических процессов сводит к минимуму негативное влияние человеческого фактора. А значит, нарушений в проведении работ при использовании цементобетона, требующего тщательного соблюдения технологии, теперь значительно меньше.

дороги из железобетона

Подводя итоги круглого стола, начальник департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию аппарата полномочного представителя президента РФ в СФО Иван Гончаров отметил, что опыт компаний по строительству цементобетонных дорог необходимо детально проанализировать.

— Судя по выступлениям, прозвучавшим сегодня, цементобетонные дороги дешевле, надежнее и долговечнее асфальтобетонных. Необходимо разобраться, почему их так мало строят: понять, кто и как принимает решения, изучить правовую базу, — подчеркнул Иван Гончаров. — Мы ждем рекомендаций и выводов от участников круглого стола. Проанализировав их, сможем совместно с представителями региональных органов власти и федеральных структур вести работу по более широкому внедрению технологий с использованием цементобетона для строительства дорог в Сибири.

Фото предоставлено пресс-службой АО Искитимцемент

Автор фото 1 Анна Ярощук

 

Евгений Лобов: «Виват! Девелопмент» превратил вызовы 2025 года в прорыв

Исполнительный директор ГК «Виват! Девелопмент» Евгений Лобов — о том, как смена названия с ГК «СССР» помогла не только адаптироваться к рынку, но и заложить фундамент для масштабирования бизнеса

0
0

Новосибирск получит право ужесточать правила ночной продажи алкоголя

Депутаты Государственной Думы Олег Михайлов и Михаил Матвеев внесли законодательную инициативу, которая может существенно изменить подход к регулированию ночной жизни в городах, включая Новосибирск. Законопроект предполагает поправки в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Его ключевая цель — расширить полномочия субъектов Российской Федерации в сфере ограничения розничной продажи алкоголя в заведениях общественного питания.

В настоящее время, согласно статье 16 указанного закона, регионы имеют право вводить запрет на розничную продажу алкоголя в точках общепита только в случае их расположения в многоквартирных домах или на прилегающих территориях. Новая норма предлагает снять ограничение.

Читать полностью

Новую игорную зону предложили создать в Республике Алтай

Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, предусматривающий создание специальной игорной зоны на территории Республики Алтай. Документ уже опубликован в электронной базе законодательной деятельности. Инициатива, разработана Минфином по поручению президента.

В пояснительной записке к документу отмечается, что появление игорной зоны поможет увеличить турпоток и будет способствовать комплексному развитию субъекта, созданию новых рабочих мест и обеспечению дополнительных налоговых поступлений.

Читать полностью

«Их воспитали сети»: меньше половины жителей Новосибирска покупает продукты местного производства

В российских городах-миллионниках, в том числе в Новосибирске, провели исследование, посвящённое географическим предпочтениям потребителей. Один из итоговых показателей – 62% опрошенных рассказали, что предпочитают приобретать именно отечественные товары – выглядит вполне достойно и патриотично. Но есть важные детали, которые показывают, что доля тех, кто на постоянной основе поддерживает местных производителей, значительно меньше.

Infopro54 изучил результаты исследования компании «Нильсен» и поговорил с экспертом, который работает с местными продуктами.

Читать полностью

За 2025 год новосибирские застройщики уже заработали более 80 млрд рублей

За январь – ноябрь 2025 года выручка новосибирских застройщиков составила 80,6 млрд рублей. Такие данные приводит аналитический центр «Движение.ру» со ссылкой на Единую информационную систему жилищного строительства (ЕИСЖС). По сравнению с аналогичным периодом 2024 года, выручка девелоперов в регионе сократилась на 2,08%. В этом Новосибирская область идет против общероссийского тренда.

Существенное сокращение выручки застройщиков зафиксировано в Красноярске — на 17,66% до 33,7%. Для сравнения, в Омске от продажи квартир в 2025 году застройщики выручили на 19,59% больше, чем в 2024 — 15,9 млрд рублей.

Читать полностью

«Затягиваем пояса»: за год в Новосибирске выданы 67 разрешений на строительство многоквартирных домов

В 2025 году в Новосибирске выданы 172 разрешения на строительство 918 тысяч кв. м недвижимости. Из них 67 — на жилые дома. По общему количеству разрешений в уходящем году наблюдается довольно существенное сокращение. Для сравнения, в 2019–2024 годах выдачи этих документов колебались от 219 до 253. Общая площадь заявленных объектов варьировалась от 753 тысяч до 1,26 млн кв. м. Однако разброс по разрешениям на жилые дома — от 46 до 74. Об этом на заседании регионального делового клуба строителей (РДКС) сообщил заместитель мэра – начальник департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска Евгений Улитко.

— 67 разрешений, выданных в этом году, — меньше, чем пиковые показатели 2021–2022 годов. Но в разрезе десяти лет уровень остается примерно стабильным, — констатировал Улитко.

Читать полностью

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

В Новосибирске на маршруты ежедневно выходит порядка 196 троллейбусов из более чем 230 единиц, имеющихся в парке. Сокращение выпуска на линию связано с нехваткой водителей, возникшей после увольнения части персонала и в период сезонной заболеваемости. Об этом «Новосибирским новостям» рассказал начальник департамента транспорта мэрии Павел Ивахненко.

Он добавил, что для быстрого восполнения штата департамент транспорта развернул масштабную кампанию по поиску водителей. Специалисты объезжают центры занятости в районах Новосибирской области, а также взаимодействуют с профильным министерством. По его словам, в штат уже приняты 30 новых сотрудников, 19 из которых уже работают на линии, а 11 проходят обязательную стажировку.

Читать полностью

Евгений Лобов: «Виват! Девелопмент» превратил вызовы 2025 года в прорыв

Исполнительный директор ГК «Виват! Девелопмент» Евгений Лобов — о том, как смена названия с ГК «СССР» помогла не только адаптироваться к рынку, но и заложить фундамент для масштабирования бизнеса

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)


    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:


      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности