Юлия Буренкова: Регистрация товарного знака поможет обезопасить бизнес

Дата:

Защитить свой бренд и избежать неприятных ситуаций с претензиями третьих лиц поможет товарный знак.

О том, какие преимущества дает регистрация товарного знака, как защитить свой знак и куда обращаться, редакции Infopro54 рассказала патентный поверенный, руководитель офиса Semenov&Pevzner в Новосибирске Юлия Буренкова.

— Какие аспекты, связанные с интеллектуальной собственностью, сейчас наиболее актуальны для бизнеса? Зачем бизнесу регистрировать товарный знак?

— Наиболее актуальной по-прежнему остается защита прав на бренд или, как регламентирует закон, на товарный знак. Товарный знак помогает потребителям идентифицировать товары и услуги разных производителей, продавцов, консультантов. «Ярче», «Карачинская», «Ройял Парк», «Омский бекон» — все это примеры зарегистрированных товарных знаков.

На этапе, когда только зарождается идея бизнеса и начинается ее воплощение, включая брендинг и маркетинг, уже стоит задуматься не только об анализе рынка и конкурентов, но и о подаче заявки на товарный знак. Поскольку нередко случается так, что бизнес работает на протяжении нескольких лет — и внезапно получает претензию о нарушении прав с требованием заплатить компенсацию до 5 млн рублей.

— Какие преимущества дает регистрация товарного знака?

— Получив регистрацию товарного знака, предприниматель может:

  • защитить свой бренд,
  • отграничиться от конкурентов,
  • поставить его на баланс компании как нематериальный актив, повысив привлекательность компании на рынке,
  • создать франшизную сеть, заключив договоры коммерческой концессии с партнерами,
  • масштабировать бизнес путем выхода на маркетплейс и пресечь контрафакт на этом маркетплейсе.

— Можно ли защитить права без товарного знака?

— Да, можно, если у вас более раннее использование бренда. При этом нужно будет предоставить более внушительный пакет доказательств правомерного использования, чем при наличии свидетельства на товарный знак.

В нашей практике был кейс, когда один из конкурентов зарегистрировал на себя товарный знак клиента и заблокировал его во всем онлайн-пространстве, начиная от социальных сетей и заканчивая справочником «2ГИС». Поскольку у клиента было более раннее использование бренда, несмотря на отсутствие регистрации товарного знака, мы собрали достаточный пул доказательств и оспорили регистрацию конкурента в Роспатенте и в Федеральной антимонопольной службе.

Но чтобы собрать такой внушительный объем документов, необходимо потратить достаточно временных ресурсов. Поэтому мы рекомендуем регистрировать товарный знак своевременно.

— Что в спорных ситуациях является доказательством использования бренда?

— Доказательствами использования бренда в совокупности могут быть, например:

  • договор с агентством о разработке бренда и фирменного стиля,
  • арендные договоры,
  • договоры поставки,
  • созданные группы в социальных сетях с фиксацией количества подписчиков и статистики посещений,
  • договор на разработку сайта и скриншоты веб-страниц этого сайта,
  • договор на изготовление и установку вывески,
  • чеки, ценники и иная информация о произведенных продажах.

Важно, чтобы в вышеперечисленных документах фигурировал используемый бренд.

— Кто может быть собственником товарного знака?

— Собственником товарного знака может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и, с 2023 года, физическое лицо. Последняя тенденция — подача заявки от физических лиц: люди думают, что так проще и потом можно товарный знак переоформить. Такой вариант имеет место быть, но если планируется использовать товарный знак как нематериальный актив, ставить его на баланс, масштабировать бизнес с помощью франшизы, то стоит задуматься об экономической целесообразности при выборе будущего правообладателя.

— Что можно зарегистрировать в качестве товарного знака и сколько времени отводится на регистрацию?

— На регистрацию может быть подано слово, логотип, слоган или комбинация из указанных элементов. Заявка подается в отношении тех товаров и услуг, для которых предполагается использование товарного знака. Список товаров и услуг установлен Международной классификацией (МКТУ). Заявка подается в Роспатент в бумажном или в электронном виде. Поскольку на сегодняшний день еще действует скидка 30% на государственную пошлину в случае электронной подачи, большинство заявок подается именно таким способом. Срок рассмотрения заявки — от 4 до 8 месяцев. В нашей практике был случай регистрации товарного знака за 3 месяца 12 дней. Пока это самый рекордный срок.

Перед подачей заявки необходимо провести предварительный поиск с целью выявления ранее зарегистрированных товарных знаков и поданых заявок, сходных с вашим обозначением. Такой поиск желательно провести не только по известным поисковикам, но и по базам Роспатента, ФНС, Whois (поиск доменов). Поскольку нередко бывает, что планируемое к использованию обозначение уже используется кем-то как фирменное наименование компании или как зарегистрированный домен. Если такое использование имеет место быть, то потенциально оно может являться препятствием к регистрации, если владелец заявит возражение об этом в Роспатент. В отсутствие препятствий подавайте заявку и регистрируйте свой товарный знак.

— Необходима ли регистрация бренда при торговле на маркетплейсах?

— Популярные маркетплейсы, такие как WB и OZON, допускают выход на площадку без регистрации товарного знака. Вместе с тем при предъявлении претензий третьих лиц – владельцев товарных знаков маркетплейс оставляет за собой право запросить у вас удостоверяющие документы. В случае их отсутствия — заблокировать карточку, тем самым остановив ваши продажи и доход.  Если использование вами бренда началось ранее, как в приведенном выше кейсе, то маркетплейс разблокирует карточку, но только после предоставления судебного решения или решения административного органа. То есть после разбирательств между вами и владельцем товарного знака за пределами маркетплейса.

— Что же делать, если компания все-таки получила претензию о нарушении чужих прав?

— Если вы начали использование обозначения без регистрации в качестве товарного знака и предварительно не проверили, есть ли подобные обозначения на рынке, существует риск того, что вы получите претензию от правообладателя о нарушении его прав.

Такая претензия может прийти от того, кто использует товарный знак с вами в одной сфере, то есть от непосредственного конкурента. Компенсация за незаконное использование товарного знака — от 10 тысяч до 5 млн рублей, ее размер назначает суд с учетом представленных в дело доказательств.

В таком случае необходимо, во-первых, проверить полномочия подписанта претензии. Запросить доверенность, проверить срок ее действия и уточнить по ИНН на сайте налоговой — уполномоченным ли лицом выдана доверенность. Если с доверенностью что-то не так, нужно подробно уточнить, кто направил претензию и действительны ли ее требования. На том же сайте налоговой нужно удостовериться, что лицо, которое направило претензию, не находится в стадии ликвидации. Если компания в стадии ликвидации, то, вероятно, она не собирается использовать товарный знак, а лишь намерена взыскать компенсацию, действуя недобросовестно. В силу положений гражданского законодательства добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Недобросовестность стороны можно заявить и доказать в суде, поэтому такой аргумент будет не лишним в ответе на претензию.

Во-вторых, проверить срок действия и дату приоритета товарного знака. Может оказаться так, что вы, используя похожее на товарный знак обозначение, зарегистрировали его в ЕГРЮЛ как название компании раньше приоритета товарного знака. В таком случае вы будете иметь преимущество перед товарным знаком, так как ваше фирменное наименование компании имеет более ранний приоритет.

В-третьих, проверить, зарегистрирован ли товарный знак для тех товаров и услуг, в отношении которых вам предъявлена претензия. Бывают ситуации, когда товарный знак зарегистрирован для одних товаров и услуг, а претензию предъявляют в отношении других товаров и услуг. Например, в одном из наших кейсов товарный знак правообладателя был зарегистрирован для услуг магазинов (35 класс). При этом правообладатель предъявил претензию нашему клиенту, оказывающему услуги пекарен (43 класс), полагая, что если товар можно реализовать, значит, услуги магазина имеют место быть. В рамках судебного процесса нам удалось доказать, что клиент не нарушает прав на товарный знак, поскольку услуг магазинов не оказывает.

В случае, если по всем из этих пунктов претензия направлена правомерно, стоит подготовить ответ и предложить урегулировать спор мирно, возможно, снизив размер компенсации. А также предложить заключить лицензионное соглашение на использование товарного знака.

Чтобы защитить свой бренд и избежать неприятных ситуаций с претензиями третьих лиц, мы рекомендуем регистрировать товарный знак и использовать его преимущества для благополучия бизнеса.

Фото предоставлено спикером. Автор фото: Роман Барников.

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

1
0

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

В редакцию Infopro54 обратился Владимир Владимиров, который в октябре 2024 года создал и возглавил юридическую компанию «Воин Вправе», оказывающую услуги военнослужащим СВО. За деятельностью компании сейчас наблюдает общественность нашего города. А Следственное управление СК РФ по Новосибирской области начало проверку по обращению депутата регионального Заксобрания.

— Владимир Юрьевич, в последнее время на сайтах новосибирских СМИ появились статьи ваших бывших клиентов, которые критикуют качество и стоимость услуг, предоставленных вашей компанией участникам СВО и членам их семей. С чем связано их появление? Почему клиенты компании пошли к журналистам?

Читать полностью

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

В России несколько лет набирает обороты рынок ветеринарных профессий. Об этом свидетельствуют данные сайтов по поиску работы. Количество резюме по отдельным профессиям растет. По данным НГАУ, «Ветеринария» стала одной из самых востребованных специальностей в приемную кампанию 2025 года. На нее поступили 211 человек, а средний балл поступающих по ЕГЭ вырос с 65,2% до 67,1%. 

О том, как на предприятии решают кадровые вопросы и привлекают молодых специалистов, рассказали редакции Infopro54 главный ветеринар Мария Москаленко, заместитель директора по управлению персоналом Евгения Курочкина и молодой специалист Анастасия Кренц.

Читать полностью

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

— Иван Николаевич, насколько актуальна сегодня проблема восстановительной медицины в Новосибирске?

— Восстановительная медицина — относительно новое направление для нашей страны. На протяжении многих лет восстановлением пациентов после операций, травм или других патологических состояний занимались в основном государственные санатории и профилактории при крупных предприятиях. Со временем эти учреждения советского образца безнадежно устарели, и многие были вынуждены закрыться.

Читать полностью

Валерий Кубасов: На падающем рынке растут только те, кто готов меняться

Предприниматель, управленец федерального уровня с более чем двадцатилетним опытом в финансах и управлении Валерий Кубасов рассказал о том, как правильно собранная финмодель помогает управлять бизнесом и становится инструментом его роста.

— Валерий, с чем, на ваш взгляд, связан рост интереса к теме разработки финмоделей управления?

Читать полностью

Дмитрий Куницын: Выбирая аренду вместо собственности, зумеры создают риски для будущих поколений

Проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ, кандидат экономических наук, доцент Дмитрий Куницын проанализировал, как привычка арендовать машины, квартиры сказывается на экономике и какие риски это может принести в перспективе, когда поколение зумеров соберется на пенсию.

— Дмитрий Валерьевич, сейчас в обществе, особенно среди молодежи, активно продвигается идея, что не нужно покупать дом, машины, дорогие предметы быта... Достаточно взять их в аренду при необходимости. Такой тренд эксперты называют шеринговой или арендной экономикой? Как вы его оцениваете?

Читать полностью

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко рассказал о специфике работы с гуманитарными грузами для СВО, о том, готов ли бизнес принимать участие в их формировании, и о том, почему необходимо усиливать просветительскую работу среди населения по поводу поддержки спецоперации.

— Евгений, сегодня довольно много организаций занимаются поставками гуманитарной помощи для нужд СВО. Насколько я помню, новосибирское реготделение «Опоры России» было одним из первых кто начал эту работу?

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)


    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:


      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности