Офлайн-ритейл ищет продавцов, кладовщиков, управляющих

  • 22/10/2021, 17:00
А они уходят в онлайн. В том числе из-за требований по обязательной вакцинации.

Где провал?

По наблюдению регионального представителя «Авито Работы» в Сибири Екатерины Салостий, последние 2 года во всех сибирских регионах растет число вакансий в сфере продаж. В Новосибирске, Кемерове, Омске их количество увеличилось 2,5 раза и более.

— При этом активность соискателей, которую мы измеряем количеством запросов контактов компаний, растет медленнее. Например, в Новосибирске в III квартале этого года работодатели разместили на «Авито» на 162% больше вакансий, чем в аналогичном периоде 2019 года. А интерес к ним со стороны ищущих работу сибиряков вырос только на 85%. В Томске востребованность в персонале увеличилась на 116%, активность соискателей подросла всего на 37%, — поясняет Салостий. — Сибиряки довольно активно интересуются работой в сфере продаж. Однако тут тоже есть исключения. Так, у жителей Барнаула, Иркутска и Кемерова за последний год заметно снизился интерес к должности торгового представителя, хотя работодатели этих городов ежегодно увеличивают число вакансий. В Новосибирске при росте востребованности менеджеров в 2 раза (на 107%) активность соискателей снизилась на 23%.

Эксперты исследовательского центра SuperJob добавляют, что вакансий в розничных продажах за год (октябрь 2021 к октябрю 2020 года) в Новосибирской области увеличилось на 104%. При этом резюме стало больше лишь на 11%. Конкурс (соотношение активных резюме и вакансий) снизился в 2 раза.

— Наибольшее число вакансий в Новосибирской области — в следующих сегментах ритейла (в порядке убывания количества вакансий): продажа ТНП, продажа продуктов питания, продажа косметики, бытовой химии, — перечисляют в SuperJob.

По данным «Авито Работы», большинство вакансий сегодня адресовано продавцам — на их долю в разных городах Сибири приходится от 55% до 75% объявлений о найме в сфере продаж. Далее с заметным отрывом следуют кассиры, менеджеры, грузчики и администраторы с 3-5% вакансий.

— Эти категории различны в зависимости от региона. Так, в 5 раз чаще стали искать кассиров в Барнауле и администраторов в Томске. В Абакане наибольший рост за 2 года показали вакансии для кладовщиков — в 3,4 раза, — говорит Екатерина Салостий.

Руководитель департамента аналитики «Зарплаты.ру» Юрий Михеев соглашается, что настоящее время дефицит кадров в ритейле наблюдается везде – в том числе и в Новосибирской области, хотя и в меньшей степени, чем в целом по России. Так, в Новосибирской области и Алтайском крае прирост количества вакансий в ритейле в сентябре 2021 года относительно допандемийного уровня составил 40%, в Омской области — 116%, в Томской — 92%, по России количество вакансий увеличилось почти в 2,5 раза.

— Больше всего сегодня дефицит ощущается в продуктовом ритейле — прирост количества вакансий — 67% при снижении числа новых резюме на 20%. Кроме того, больше среднего прирост числа вакансий наблюдается у магазинов одежды, обуви, алкогольной продукции, компьютерной техники, — говорит Михеев.

Руководитель направления обучения и развития персонала OR GROUP Кристина Саламатова подтверждает информацию рекрутеров, отмечая, что внутри компаний наблюдается дефицит сотрудников. Прежде всего, это касается розничного персонала — директоров магазинов, продавцов, кассиров. Кроме того, существует нехватка специалистов IT-сферы.

Владелец сети магазинов «Радиотехника» Дмитрий Педенков, напротив, говорит, что у него в компании дефицита кадров нет.

— Я думаю, что дефицита у нас и не будет, так как подрастают новые ребята, которые приходят к нам работать. Скорее, я бы даже сказал, что сегодня существует профицит кадров, так как сейчас в нашем сегменте активно развиваются интернет-магазины, перетягивающие на себя часть покупателей, то есть потребность в розничных продавцах становится меньше, — пояснил он.

Где провал?

По наблюдению Юрия Михеева, особенно вырос спрос на кассиров, администраторов магазинов, мерчендайзеров и разнорабочих. Первый пик спроса пришелся на октябрь-декабрь 2020 года, с апреля 2021 года в «Зарплата.ру» наблюдают постоянное увеличение количества вакансий в этой сфере. Екатерины Салостий считает, что больше всего дефицит в ритейле заметен там, где работает основной линейный персонал, — торговые залы, склады, кассовые зоны. Причем неважно, относится ли это к крупному сетевому супермаркету или магазину «шаговой доступности».

— На дефиците кадров сказываются общие причины, такие как демографическая «яма» 90-х годов и старение трудоспособного населения, и причины, вызванные противоэпидемическими ограничениями: отток мигрантов, снижение числа работников возраста 60+ из-за опасений за свое здоровье, взрывное развитие онлайн-торговли и уход в нее кадров из розницы (грузчики переквалифицируются в курьеров, чей труд легче в физическом плане и можно больше заработать), — перечисляет эксперт.

В исследовательском центре SuperJob к основным причинам нехватки линейного персонала в ритейле относят отток трудовых мигрантов и переток сотрудников в другие сферы.

— Сотрудники из других городов во время или после карантина вернулись на родину и закрепились на рабочих местах там. Кроме того, сотрудники торговых точек, закрывшихся в карантин, трудоустроились в относительно стабильных сферах деятельности, не прекращающих работу даже во время жестких эпидемиологических ограничений, — пояснили редакции.

Кристина Саламатова считает, что у кадрового дефицита, сложившегося сегодня на рынке ритейла, есть две основные причины. Первая — в существующих реалиях рынок труда больше разворачивается в сторону соискателей.

— В последние несколько лет компании приходится активно конкурировать за сотрудников не только с классическими ритейлерами, в том числе и в сегменте fashion, но и с онлайн-торговлей и логистическими операторами, службами доставки. Мы вынуждены констатировать тот факт, что сейчас сотрудники выбирают компанию, а не наоборот, — говорит она. — Вторая причина заключается в усугублении ситуации, связанной с обязательными требованиями вакцинации для сотрудников розничной торговли. В результате существует реальный дополнительный отток потенциальных кандидатов.

Директор розничной сети SPAR ГК «Лама» Владимир Емельяненко считает, что дефицит кадров в ритейле начал формироваться с середины 2020 года, после обострения ситуации с пандемией.

— Ритейл — сфера услуг, и многие соискатели стали опасаться этой работы, так как через ритейл ежедневно проходит большое количество людей. Естественный трафик притока соискателей сократился, — констатирует он. — Плюс постоянное открытие новых магазинов выбирает персонал с рынка, который не прирастает кадрами.

Кстати, по его словам, обязательная вакцинация уже не является отпугивающим фактором для соискателей, которые выбирают работу в ритейле.

— На мой взгляд, наличие прививки от COVID-19 — это уже определенная норма, как наличие медкнижки. Требование о прохождении давно ни у кого не вызывает вопросов, так что и с вакцинацией ситуация, связанная со слухами и манипуляциями, скоро успокоится, — уверен Емельяненко.

Юрий Михеев также полагает, что кадровый голод в ритейле является следствием структурных изменений на рынке труда, произошедших за последние 1,5 года. Во-первых, остаются сложности с въездом в страну мигрантов, которые закрывали значительную потребность в рабочем персонале в ритейле, строительстве, общепите, сельском хозяйстве и частично на рынке услуг. Во-вторых, немаловажную роль сыграл активный рост в пандемию онлайн-ритейла и сферы доставки.

— В результате в первые месяцы локдауна «синие воротнички» начали активно перетекать в эти сферы — на тот момент в онлайне и доставке все было стабильно, в отличие от «задыхающегося» общепита или ритейла, где предлагались более низкие зарплаты и не было требований к квалификации и опыту. При этом спрос на специалистов этой сферы только рос, — поясняет Михеев.

При этом рекрутеры констатируют, что рост спроса на специалистов, связанных с онлайн-продажами, в регионах Сибири еще более высокий, чем в офлайн-ритейле.

— Для всех регионов характерен значительный рост востребованности курьеров — от 200 до 400%, в Красноярске — на 500% и в Новосибирске — на 750%. И большая степень прироста приходится на 2021 год, — говорит Екатерина Салостий.

В SuperJob добавляют, что ритейлу приходится конкурировать за линейный персонал с растущими сервисами доставок. Часть работников в ритейле перешла в курьеры: здесь работодатели предлагают хороший заработок и удобный график. В частности, job-сайт предлагает сравнить рыночную заработную плату в продуктовом ритейле и сервисах доставок Новосибирска (на руки, после уплаты налогов, за полный рабочий день, рублей в месяц).

Позиция 2021 2020
средняя (медиана) максимальная средняя (медиана) максимальная
Кассир 28000 45000 25000 37000
Мерчандайзер 30000 45000 27000 37000
Администратор магазина 37000 65000 33000 60000
Курьер пеший/на самокате/велосипеде 35000 55000 24000 40000
Водитель-курьер 53000 95000 40000 60000

Как привлечь?

По мнению Екатерины Салостий, в списке наиболее эффективных инструментов для привлечения соискателей в сферу продаж находится повышение оплаты труда, расширение бонусных программ, например оформление полиса ДМС, выдача абонементов в фитнес-зал и бассейн, корпоративные скидки, льготные путевки и подарки для детей.

— Кроме того, ритейлеры уже не смотрят на стаж соискателей и готовы брать на работу людей без опыта и специальности, обучать их прямо на рабочем месте, предоставлять гибкий график, чтобы его можно было совмещать с учебой или другим местом работы, — констатирует она. — Крупные торговые сети, главным образом в столичных городах, охотно принимают на работу жителей из других регионов, компенсируя им затраты на переезд, предоставляя места в общежитии и бесплатное питание. И, кто может себе позволить в финансовом отношении, обращаются за помощью по найму линейного персонала к аутсорсинговым агентствам.

Юрий Михеев отмечает, что одним из способов решения кадровой проблемы может быть замена части сотрудников автоматизацией (например через увеличение числа касс самообслуживания).

— Также на рынке уже есть успешные примеры использования аутстаффинга линейного персонала (грузчиков, сборщиков тележек). Кроме того, есть запрос на более комфортные условия для привлекаемого part-time персонала: мы наблюдаем, что большинство поисковых запросов по таким вакансиям содержат пожелания ежедневных выплат, кандидатов привлекает страхование жизни и здоровья, наличие мотивационных программ, — перечисляет Михеев.

В OR GROUP работают во всех направлениях, включая традиционные и новые методы подбора персонала.

— Для привлечения потенциальных кандидатов мы активно используем технологии интернет-маркетинга, и это дает хороший результат. Кроме того, важным фактором остается деятельность на удержание кадров и создание лучших условий для работы действующих сотрудников, — рассказывает Кристина Саламатова.

По словам Дмитрия Педенкова, дефицит с кадрами наиболее эффективно решается вовлечением сотрудников в процесс интересными задачами, а также соответствующей мотивацией на производство на достижение каких-то показателей.

— Чтобы привлечь новых или сохранить старых сотрудников, нужно предоставлять хороший социальный пакет, какие-то дополнительные бонусы. Любой человек, приходя на любую позицию, даже в торговый зал, должен понимать потенциал своего роста и развития в компании. Прозрачная кадровая лестница — это сегодня один из важных факторов для кадровой политики в ритейле, — говорит Владимир Емельяненко. — В целом же хочу сказать, что сотрудники работодателю-ритейлеру сегодня обходятся все дороже и дороже.

Лучше не будет

В ближайшей перспективе ситуация в ритейле вряд ли будет улучшаться, уверена Екатерина Салостий. И это связано не только с пандемией и ее последствиями.

— Сами соискатели стали более требовательны к работодателям и условиям, которые им предлагают: например близость магазина к дому. И если раньше при выборе работодателя могла сыграть роль даже минимальная разница в заработной плате, то теперь это не всегда главное. Люди критичнее относятся к репутации компании, ценят стабильность и надежность, — рассуждает эксперт. — Так, на «Авито Работе» больше откликов теперь получают объявления о найме со значком «Компания проверена». Сервис отмечает так тех работодателей, которые не нарушали правила сайта, не имеют жалоб от пользователей и могут документально подтвердить, что организация действует больше полугода, платит налоги, не находится в стадии банкротства.

Эксперты SuperJob считают, что развитие ситуации на рынке труда в ритейле во многом будет зависеть от жесткости противоэпидемических мер, в частности от того, будут ли в Новосибирской области закрыты торговые центры.

— Сейчас очевидно, что продолжится рост сегмента e-commerce. Так или иначе вырастут продажи в предновогодний период, и если не появится жестких ограничений, мы будем наблюдать сезонный прирост вакансий, — пояснили редакции.

Кристина Саламатова также считает, что дефицит кадров во всех сегментах ритейла будет расти. Частично решить эту проблему, по ее словам, помогают современные технологии (кассы самообслуживании и т. д.). Особенно это актуально для продуктового ритейла, однако на их внедрение потребуется время.

— Это точно произойдет не быстро, поскольку привычка покупать в рознице и непосредственно контактировать с продавцами-консультантами сохранится у потребителя еще некоторое время, — поясняет она. — Однако дистанционные сервисы и онлайн-продажи становятся все более популярными и демонстрируют рост. Так, по итогам первого полугодия доля онлайн-продаж в выручке нашей торговой платформы westfalika.ru достигла 24,5%.

Юрий Михеев добавляет, что в предновогодние месяцы в онлайн- и оффлайн-ритейле наступает «высокий сезон», а проблемы со въездом мигрантов так и остались нерешенными. Так что, по его мнению, вряд ли ситуация с дефицитом кадров изменится в ближайшие месяцы.

Владимир Емельяненко настроен более позитивно. По его словам, даже несмотря на то, что рынок ритейла высококонкурентен, а количество магазинов постоянно увеличивается, для молодежи он остается привлекательным. Прежде всего потому, что здесь можно быстро сделать карьеру.

Фото: pixabay.com автор: MichaelGaida

0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять