Пока потребитель делает выбор в пользу фермерской, а не органической продукции

  • 22/07/2016, 08:34

С января 2016 года на территории Российской Федерации стал действовать ГОСТ, регулирующий порядок производства, регистрации, упаковки и т.д. продуктов органического производства. Марина Емельянова (на фото), создатель интернет-магазина деревенских продуктов «Дереда» в Новосибирске (сейчас бизнес сменил владельца) и разработчик проекта эко-фермы рассказала о рынке органической продукции в Сибири и Новосибирской области, а также о культурах, которые могут стать локомотивами его развития.

«Фермерские» не значит «органического производства»

— Марина Сергеевна, расскажите, пожалуйста, чем отличаются продукты органического производства от эко- био- и других натуральных продуктов?

— Сейчас на рынке существует большая путаница в терминах. Некоторые маркетологи используют словосочетания «экологически чистые продукты». «био-продукты», «фермерские продукты» и другие названия, обозначающие натуральность товара. Термин «экологически чистые продукты» ничем не подкреплен на законодательном уровне, это просто позиционирование. Термин «фермерские/деревенские продукты» означает, что продукция выращена в небольшом хозяйстве, технологии выращивания овощей и разведения животных отличаются от стандартов промышленного производства. Отличаются объемы выпускаемой продукции, поскольку фермерское хозяйство — это, прежде всего, небольшие площади для посева и выгула скота. Фермерские хозяйства менее стандартизированы, чем промышленные производства. Различия кроются и в подходах. В промышленном производстве курицы, к примеру, ограничивают подвижность птицы, чтобы она быстрее набирала вес, быстрее росла и была готова на продажу. Фермеры же выпускают птицу на волю, она ест больше травы, зерен, ей дают тыкву, кабачки и много другого дифференцированного корма, и, соответственно, такая курица набирает вес медленнее, качество продукции здесь выше. Если ориентироваться на свойства мяса птицы, то бройлерные цыплята, например, намного нежнее, чем деревенская курица, мясо «разваливается» после термической обработки. И таких различий между фермерской и промышленной продукцией много.

Есть еще один термин — «продукция органического производства», и его значение определено строго. С 1 января 2016 года на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 56508-2015, который регулирует порядок производства, регистрации, испытаний, упаковки и маркировки пищевой продукции органического производства. В основу ГОСТа вошли европейские стандарты сертификации продуктов органического происхождения, к которым предъявлен список конкретных требований. К примеру, животных запрещено держать в изоляции, использовать гормоны при их выращивании; не менее 50% кормов для животных должно поставляться самим фермером или быть закуплено у поставщиков. Разумеется, корма должны соответствовать органическим методам производства. При выращивании растений не используются пестициды, гербициды, минеральные удобрения и искусственные стимуляторы роста. Особые требования предъявлены к земле: если раньше участок обрабатывали традиционным способом, то, для того, чтобы продукция на этой земле могла называться органической, должно пройти не менее 2-3 лет. Земля может пустовать все это время, либо засеваться. Есть так называемый «конверсионный период», когда первый год на этой земле вся продукция не будет считаться органической, даже если во время выращивания или обработки от сорняков не использовались никакие средства. На второй год 50% выращенной на земле продукции могут продаваться как органические, а на третий год сертификаторы могут признать 100% продукции органической.

— В чем главное отличие, к примеру, растений, выращенных согласно стандартам органической продукции, от промышленного и фермерского производства?

— Как известно, сейчас все аграрное производство химизировано. Еще в 19 веке Юстус фон Либих установил, что питание растений большими дозами азота, фосфора и калия существенно повышает урожайность и рост растений. Плоды могут вырасти даже в песке, если в нем будут хотя бы эти вещества. После этого открытия многие компания, поставляющие семена, саженцы, удобрения и т.д. сельскохозяйственным производствам, сосредоточились на удобрениях, содержащих эти три элемента, в то время как плодородная земля содержит гораздо больше микроэлементов. В итоге в промышленном производстве выращиваются растения с плодами, очень бедными на микроэлементы. Кроме того, в течение всего периода роста растения его усиленно подкармливают удобрениями, которые увеличивают скорость роста, что сказывается на его иммунной системе. Культуры со слабым иммунитетом кажутся «рыхлыми», тянутся вверх как спички. Соответственно, без хорошего иммунитета растение подвержено усиленному влиянию вредителей и болезней. Чтобы справиться с этой проблемой, посадки начинают усиленно обрабатывать пестицидами и гербицидами. Потом эти сторонние вещества накапливаются в плодах растений. Получается замкнутый круг. Органическое земледелие предполагает полный отказ от привычных удобрений и искусственных стимуляторов роста, сохранение нормального темпа развития растения и его естественного иммунитета. У культур, выращенных с помощью органического производства, развитая корневая система, которая стремится впитать как можно больше веществ из почвы.

— Как обстоят дела с рентабельностью органических культур? Не убыточное ли это хозяйство?

— В Санкт-Петербурге Аграрный университет проводил интересный эксперимент. У них есть опытное хозяйство. Они выделили несколько участков, где на одном поле выращивали овощи по стандартам органического производства, на другом — по обычным сельхозтехнологиям. В эксперименте участвовали растения-корнеплоды: картошка, морковка и свекла, а также немного зерновых, кажется, пшеница и овес. Сравнив урожаи, ученые выяснили, что поля с органически выращенными растениями дают значительно меньше продукции, чем поля, где использовались удобрения, которые сильно влияют на скорость роста и плодоносность растений. В связи с этим потенциальному производителю органик-продукции придется увеличить ее стоимость на 30%, чтобы производство просто окупалось, чтобы прибыль соответствовала продажам обычной сельхозпродукции. Однако при обычном методе производства, как я говорила выше, растения более уязвимы, у них слабый иммунитет, в то время как органик-растения зачастую имеют крепкий иммунитет и способны выживать во враждебно среде. Также датчанка Бодиль Сегор проводила интересный эксперимент. В ходе опыта высаживались обычные и органические культуры (салат и ячмень), которые потом были заражены плесневым грибом, возбудителем серой гнили, после чего посажены в землю, обрабатываемую по правила промышленного и органического сельского хозяйства соответственно. Обе группы растений получали одинаковое питание и количество света. Через 40 дней проверили состояние растений. На поле с промышленными семенами и методами их обработки 100% растений погибло. На поле с органическими семенами и органическими методами их обработки 20% растений оказалось здоровыми.

— Каковы современные методы выращивания органик-продукции?

— Этот вопрос настолько объемный, что можно написать не одну книгу, отвечая на него. Попробую ответить на него вкратце, не претендуя на полноту. В первую очередь, хозяйство, желающее сертифицироваться как органическое, составляет совместно с консультантами план севооборота с обязательным включением в севооборот сидератов. Сидераты — это растения, которые улучшают естественным образом почву. Например, если засадить землю бобовыми, то они будут обогащать почву азотом, захватывая его из воздуха благодаря клубеньковым бактериям. Кроме того, для удобрения почвы первично поле засевается клевером, чтобы обогатить его азотом. Когда распахивается целина, то она засевается растениями с очень мощными корнями, например, кукурузой. Это растение имеет не только сложную корневую систему, но и очень много зеленой массы, которую можно переработать в компост и удобрить почву естественным образом.

Также используются смешанные посадки. Проблема традиционного земледелия в том, что засеваются огромные площади монокультурой, например, картошкой. Это неестественно для растений, живущих в дикой природе и имеющих крепкий иммунитет. Любому вредителю необходимы особые условия для успешного роста популяции, и при естественном многообразии культур, которые растут на одной площади, вредители не могут съесть все растения – только некоторые виды. В итоге, мы получаем малый процент поврежденных вредителем растений, а также слабо растущую популяцию вредителей, поскольку их размножение зависит от количества потенциальной еды. В случаях с выращиванием монокультур на одном поле получается, что вредителю предоставляют огромный ареал, максимально привлекательный для его потенциального потомства и его популяции в принципе. Получается, что традиционное аграрное производство создает скорее идеальные условия для определенных сорняков и вредителей, концентрируясь на монокультурах. И снова производителям приходится применять огромное количество пестицидов и гербицидов, чьи вещества рано или поздно попадают в готовый продукт.

Смешанные посадки позволяют сократить число вредителей. При этой технологии высаживают капусту вместе с бархатцами, помидоры с базиликом. Часто плодовые культуры засевают вместе с сильно пахнущими растениями, которые отпугивают насекомых. Некоторые растения просто хорошо растут вместе, например, огурец и укроп. Если разделить посевной участок на разные секторы и соблюдать определенные сочетания овощей и трав, то можно получить хороший урожай, не занимаясь химической обработкой растений.

Известный фермер и международный консультант методов экологического сельского хозяйства Зепп Хольцер с 60-х годов прошлого века практикует метод пермакультуры, который назван в честь него «пермакультура Хольцера». Его концепция близка к технологии производства органической продукции, хотя все же отличается. В частности, Хольцер предлагает смешать все семена различных культур и равномерно засеять ими поле. Конечно, при такой методике резко усложняется сбор урожая, поскольку трудно выискивать нужную культуру, но в таком виде посадки максимально приближены к природным условиям, максимально защищены от вредных воздействий насекомых, грызунов, сорняков и т.д.

Отдельно хочу добавить, что существуют целые научные институты, занимающиеся разработкой методов ведения органического сельского хозяйства, методами биологической защиты растений, и нельзя сказать, что в органическом производстве запрещены абсолютно все добавки и удобрения. Существуют различные био-препараты, разрешенные для применения в органик-производстве, например, препараты улучшающие почву за счет роста полезных микроорганизмов в почве.

Производителей органик-продукции в Новосибирской области пока нет

— Как сегодня обстоят дела с рынком органической продукции в РФ? Какие обороты, какая география? Как он развивается в Новосибирской области?

— В основном, производители натуральных и органических продуктов держат свои агропредприятия в Центральной и Южной части России. В Центральном федеральном округе находится более 200 производителей натуральных продуктов (не органическое производство, нет сертификации), здесь же расположено более 100 магазинов натуральных и органик-продуктов. Сертификаты органик-производителей в России имеют около 40 компаний, 4 из них занимаются производством овощей.

В Сибири рынок органической продукции практически не развит. Я не знаю ни одной сертифицированной компании. Правда, в Алтайском крае есть фермер Алексей Гришин, который занимается выращиванием зерновых культур, главным образом, гречихи, пшеницы, амаранта, льна, ржи и овса, но его продукция пока формально не сертифицирована.

В округе в целом, и в Новосибирской области в частности больше развито фермерское хозяйство. Здесь активно продают деревенские мясо, молоко, яйца и мед, и продукция фермеров сильно отличается от магазинной и промышленной.

Именно сертифицированную органическую продукцию в Новосибирской области никто не производит, она присутствует на рынке только в качестве импортного товара. Долгое время на рынке производителей была такая ситуация: государство никак не регулировало сегмент органической продукции, и производители были вынуждены обращаться к европейским регистраторам, чтобы получить документы, знаки качества и т.д. Затем появились российские регистраторы, которые сами разработали свои стандарты для регистрации, свои знаки качества, и предложили свои услуги производителям. Естественно, уровень доверия к такой сертификации зависел от имиджа регистратора. Сейчас ГОСТ и готовящийся закон об органической продукции упорядочат процедуру регистрации, сделав все требования к органической продукции едиными. Возможно, уже некоторые аграрии обратились к регистрирующим органам для сертификации продукции, однако процедура проверки проходит очень долго и дорого, и первые результаты введения ГОСТа появятся через несколько лет.

— Почему «долго» и «дорого»?

— Для регистрации потребуется нанимать специалистов, готовить документы, проводить тесты, осматривать землю, плоды и т.д. Кроме того, не стоит забывать, что если аграрий выращивал на земле долгое время культуры традиционным способом, то ему потребуется 3 года, чтобы подготовить почву для органических растений. Проверяющим органом будет назначен конверсионный период, в ходе которого предприниматель должен пройти путь от традиционных способов производства к органическим. Производителю также придется перестраивать все бизнес-процессы, переобучаться и т.д. Пока в России есть всего лишь 250 тыс га сертифицированной для органического производства земли. По данным 2013 года, объем рынка натуральных продуктов в России —100 млн евро в год. Сюда входят не только органик-продукты, но и любые другие, декларируемые как произведенные «природным способом» и имеющие «натуральное» качество.

— Сколько потребуется денег, чтобы запустить проект органик-фермы?

— У меня нет точной цифры, но, к примеру, получение органик-сертификата ICEA (Евро лист) для нового фермера в России стоит 4 тыс. евро

— Как вы думаете, по какому пути могут пойти фермеры, которые могут заняться формированием рынка органической продукции. Какими культурами проще заняться? Какая органическая продукция станет «локомотивом» в Сибири?

— Я могу провести аналогии с историей развития рынка органической продукции в Дании. Самая высокая доля органик-продуктов на рынке именно в этой стране — 8% от общего объема. Если смотреть по категориям, то 39% произведенного в стране овса является органическим, 30% молока, 27% яиц и 13% овощей. Конечно, основа датского рынка органической продукции — это овес, Эксперт по органической продукции из Дании Хелена Боллесен, которая около 10 лет живет в России и проводит исследования, думает, что ведущей культурой на рынке органических продуктов в России может стать гречиха. Алексей Гришин, фермер из Алтайского края, о котором я упоминала, как раз занимается выращиванием гречихи. Я тоже думаю, что на сибирском рынке органических продуктов, в первую очередь, появятся зерновые, потому что в Новосибирской области в принципе аграрные производства ориентированы на зерно и молоко, а не на выращивание овощей.

Проблемы с семенами и севооборотом

— Что нужно сделать фермеру, чтобы его продукцию признали «органической» по ГОСТу?

— Если фермер хочет заняться производством органической продукции, он должен, в первую очередь, пригласить к себе на поля экспертов, составить с ними план севооборота органических культур, и на основе этого плана приглашенные специалисты дают ему указания, какие сорта семян и где он может купить. Поскольку эти же эксперты будут сертифицировать его урожай, проверять его на соответствие правилам производства органической продукции. После запуска производства и проверки всех этапов сертификатором, продукции выдается знак, присваивается индивидуальный регистрационный номер, и последующие урожаи регулярно проверяются. У каждого такого производителя органик-продукции есть журнал, где ведется запись о выращивании, скажем, огурцов и помидоров, и это документ, где указаны все действия, проводимые в теплицах или на грядках. Если технологии нарушаются, то статус органической продукции снимается со всей партии. Огромное значение здесь имеет не только соблюдение технологий, но и контроль над качеством семян.

Сергей Воданюк, владелец предприятия «Биоферма Кубани», чья деятельность сертифицирована в соответствии со стандартом Европейского союза, занимается выращиванием овощей, арбузов и дынь. И не так давно у них была история: они купили голландские семена дыни, которые были чем-то обработаны, а это запрещено по стандартам производства, так же, как и генномодифицированные семена. В итоге проверяющий орган запретил «Биоферме Кубани» не только продавать эти дыни как органические, но и вывел в конверсию весь участок земли, т.е. все, что выросло на этом участке запрещено продавать как органическое в этот год и частично в следующем.

— Есть ли в России организации или институты, готовые поставить для агробизнеса собственные семена по старым «рецептам»?

— У нас довольно-таки много институтов и частных хозяйств, где занимаются селекцией семян для органического производства. Самый крупный «банк» сортов — это Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР), главный семенной фонд страны, в котором собраны все старые и новые, экспериментальные сорта со всей территории бывшего Советского Союза и не только. Но получить в личных целях семена из этого фонда очень сложно. Семена обычно предоставляются только организациям, которые целенаправленно занимаются выращиванием культур.

Есть компания ООО «Наука плюс», которая занимается выращиванием органических семян сои, люцерны, озимой пшеницы, озимого рапса, а также продают экологически чистый рис и сою, сертифицированные по всем правилам производства органической продукции. Я знаю предпринимателя из Тюмени — Сергея Скоробогатова, который заказал себе семена из института Вавилова, и теперь производит семена старых сортов растений на продажу. Он целенаправленно собирал «старые» сорта овощей и на этом построил свой бизнес. Кроме этого, у нас есть Российский Центр пермакультуры Хольцера, который тоже занимается селекцией и продажей семян. Однако, когда дело касается промышленного производства, все участники рынка понимают, что сегодняшних объемов семян просто не хватит для больших площадей. Насколько я знаю, сейчас в стране нет такого института или поставщика органических семян, которые могли бы покрыть потребность крупных агрохолдингов.

Потребитель пока любит фермерские продукты

— Как вы оцениваете готовность потребителей покупать органическую продукцию? Вы сказали, что она будет процентов на 30% дороже, чем стандартная….

— Сейчас у обычного потребителя есть проблема: из-за использования многочисленных добавок, консервантов, усилителей вкуса и запаха у покупателя обычной пищевой продукции сформировалась привычка к усиленно вкусной еде. Даже фермерские продукты зачастую кажутся потребителю безвкусными, они более пресные из-за отсутствия всех этих добавок, мясо более плотное, чем обычное, т.к. до момента забоя животное росло дольше, чем на фабриках. Большинство, конечно, будет выбирать привычные марки, однако для органической продукции всегда найдется аудитория, сформированная из тех людей, которых интересует забота о собственном здоровье, экологическая безопасность и т.д. Согласно исследованиям моделей потребительского поведения, целевая аудитория органических продуктов — это 18% населения. Это так называемые «идеалисты», люди с высшим образованием, женщины и мужчины, которые верят, что натуральные продукты полезнее для здоровья и готовы платить за них больше. Примерно 15% аудитории — это всегда скептики, которые будут относиться к появлению органической продукции настороженно. Еще 19% придется на тех людей, которые не интересуются темой еды вообще, поскольку покупают и едят то, что удобно и соответствует их стилю жизни. Еще 19% выбирают «удобную еду» (convinient food), их интересуют магазины шаговой доступности, и не важно, что там продают. Примерно 17% аудитории приходится на индивидуалистов и 12% — на традиционалистов, которые покупают то, что привыкли. Так что органик-продукция имеет потенциальную аудиторию в 18% на рынке пищевой продукции. Этот процент увеличивается, если в качестве потребителей органик-продукции мы учитываем молодых мам, поскольку с рождением ребенка каждая мать задумывается об изменении пищевых привычек, начинает интересоваться фермерскими и органическими продуктами питания. То есть, органическое производство молока, овощей, круп и других продуктов может стать основой рынка детского питания в России.

— А если государство начнет размещать заказы на закупку органических продуктов для организации школьного и дошкольного питания, увеличится ли спрос?

— Хотя я не сторонник патернализма, но соглашусь с вами, что если государство разместит заказы на закупку органической продукции для школьных и дошкольных учреждений, то органическая продукция займет значительную долю на рынке пищевых продуктов.

Пока потребитель больше доверяет продукции с ярлыком «фермерская» и «деревенская», а термин «продукция органического производства» — еще неизвестен и не вызывает доверия, плюс вызывает неприятные ассоциации с органической химией. Сейчас ситуация начинает немного меняться, поскольку принятый недавно ГОСТ создал для аграрных предприятий какой-то ориентир, и теперь производители всех уровней могут по закону сертифицировать свою продукцию и назвать ее «органической». До этого никакого регулятора не было — был чистый маркетинговый ход, когда на упаковках продуктов просто писали о номинальных свойствах товаров, которые никак не регулировались законом. Конечно, еще ситуация с органической продукцией не разрешена окончательно, власти будут обсуждать закон об органической продукции, и еще многое предстоит сделать.

Фото: из личных архивов

Анна Калинина

Рубрики :

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru


Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoi9ЖК

ЖК "Новые Матрешки"

Пл.Маркса
25 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoiBЖК «Матрешкин двор»

ЖК «Матрешкин двор»

Студенческая
30 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoiDЖК «Grando»

ЖК «Grando»

Березовая роща
5 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAondЖК «Luna»

ЖК «Luna»

Заельцовская
9 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAonZЖК «GORIZONT»

ЖК «GORIZONT»

Золотая Нива
12 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAUv3ЖК Сподвижники

ЖК Сподвижники

Пл.Маркса
20 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"
Михаил Космынин: За каждым бизнесом стоит уникальная история

Михаил Космынин: За каждым бизнесом стоит уникальная история

Но есть такие истории, которые поражают масштабами и скоростью развития

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска