Дмитрий Овчинников: Живые мёртвые души «Красного факела»

Дата:

Публицист Дмитрий Овчинников — о первой масштабной премьере новосибирского театра в новом сезоне:

Творческий симбиоз

Дмитрий Овчинников, публицист—  В середине ноября на Большой сцене «Красного факела» прошли дебютные показы первой премьеры 104-го сезона — «Мёртвых душ» в постановке главного режиссёра театра Андрея Прикотенко.

О том, что «Красный факел» планирует инсценировать бессмертную поэму Николая Гоголя, стало известно минувшим летом, когда руководство театра объявило о творческих планах на предстоящий сезон, посвящённый в основном классическим произведениям. Непосредственно работа над спектаклем началась в августе, после выхода труппы из отпуска, и уже по самой первой информации, появлявшейся в СМИ и соцсетях, по анонсам будущего спектакля было понятно, что зрителей ожидает нечто невообразимое, зрелище поистине впечатляющее и масштабное, отличное от всего, к чему они привыкли ранее. Ну и, что ожидаемо, три премьерных дня прошли с полными аншлагами, а восторженная реакция зрителей после спектаклей говорит о том, что в целом увиденным они остались довольны.

Для Андрея Прикотенко «Мёртвые души» стали первым спектаклем, поставленным в «Факеле» в качестве его художественного руководителя — ранее он ставил в нём спектакли лишь как приглашённый режиссёр. По словам Андрея Михайловича, идея поставить «Мёртвые души» родилась у него во время встречи с труппой театра, которая предложение поддержала, а уже в ходе работы артисты активно включились в процесс, соучаствовали в создании спектакля, внося свои ценные замечания и соображения, в частности, по его музыкальному наполнению. Получился отличный творческий симбиоз, что и воплотилось затем на сцене в виде постановки, которая, как к ней ни относись, в любом случае заставляет о себе говорить и уже стала знаковым событием в культурной жизни города.

Живые мёртвые души «Красного факела» - первая масштабная премьера новосибирского театра в новом сезонеПостановки «Красного факела» часто отличаются такими характеристиками, как концептуальность и контекстуальность. Иначе говоря, это не просто спектакли сами по себе, а в сопровождении различных сопутствующих мероприятий, позволяющих погрузиться в предлагаемую эпоху, прочувствовать атмосферу, героев, глубже проникнуть в художественный мир того или иного произведения, понять его суть и внутреннюю логику, а в программках можно встретить целые философские обоснования и теоретические выкладки. Не стали исключением и «Мёртвые души»: так, в рамках уже ставшего традиционным проекта «По классике» юрист Евгений Шумкин прочитал лекцию «Мёртвые души как товарный суррогат для Чичикова», где раскрыл юридическую подоплёку негоций по купле-продаже душ почивших крепостных, а историк моды Ольга Хорошилова рассказала о модных тенденциях и костюмах гоголевской эпохи. Кроме того, в стенах театра прошёл гастровечер «Ужин по-гоголевски», где все желающие смогли приобщиться к гастрономическим вкусам того времени. И это всё не случайно — сам Николай Васильевич, как известно, был изрядным гурманом, в чьих произведениях (тех же «Мёртвых душах», к слову) хватает описаний всевозможных яств и богатых застолий, и светским щёголем, одевавшимся по последним веяниям моды.

Кроме того, перед началом спектакля всем желающим предлагается запечатлеться в особой фотозоне, что, конечно, тоже добавляет исключительно позитивных эмоций перед началом основного действа.

Жанр road story

Живые мёртвые души «Красного факела» - первая масштабная премьера новосибирского театра в новом сезонеВообще, «Мёртвые души» — произведение для русской литературы отнюдь не рядовое, давно, ещё при жизни автора, растасканное на цитаты и обречённое на вечное бытование. Это энциклопедия русской жизни, где нашли своё отражение главные, исконные мотивы нашего бытия — огромная территория России, пресловутая птица-тройка, несущаяся через это пространство неведомо куда, и маленький человек, ничтожный перед этой громадностью и необозримостью. И не случайно такое большое место и в поэме, и в спектакле отводится коню и кучеру Селифану — казалось бы, второстепенным фигурам. Но это — в любом другом произведении, здесь же всё наоборот. Конь — это образ мистический, своеобразная духовная скрепа России, её символ, а Селифан выступает в роли проводника Чичикова по метафизическому и вполне материальному русскому бездорожью.

Вокруг «Мёртвых душ» немало мифов, легенд и устоявшихся стереотипов, начиная с пресловутого сожжённого второго тома и того, действительно ли сюжет поэмы был Гоголю подарен Пушкиным. Правды мы, видимо, никогда не узнаем, но это и не страшно – больше простора для читательской и зрительской фантазии. Взять хотя бы вопрос, который звучит в самом спектакле: who is Mr Чичиков? А действительно, кто такой Павел Иванович Чичиков — ловкий плут, мошенник, пройдоха, спекулянт, инфернальная личность, демон-искуситель, вторгающийся в город N и нарушающий покой его благочинных, добродетельных и степенных обывателей, просто обычный человек, живущий по законам своего времени и не совершающий ничего криминального, а лишь следующий заветам отца «копить копейку», а может, и вовсе бескорыстный благотворитель, скупающий у помещиков бесполезный и даже обременительный для них товар? Каждый может выбрать любой из этих вариантов ad libitum, или предложить какой-то ещё, или что-то среднее, объединяющее все вышеозначенные опции, и каждый по-своему будет прав и не прав одновременно. Один ответ не исключает другого.

Жанр «Мёртвых душ» часто классифицируют как road story — мотив путешествия здесь действительно выражен крайне отчётливо. В принципе, это один из древнейших литературных жанров, уходящий корнями в «Одиссею» Гомера. Характерен он и для европейской, и для отечественной литературы. Самая близкая параллель, наверное, это «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева. И там, и там форма путешествия используется как художественный приём, с помощью которого автор показывает объёмную, фактурную картину российской действительности, изобличает её изъяны и пороки и ставит глобальные, философские вопросы, актуальные и через 100, и через 200 лет.

Фишки спектакля

Живые мёртвые души «Красного факела» - первая масштабная премьера новосибирского театра в новом сезонеПожалуй, главная фишка спектакля — увеличенная на семь зрительских рядов сцена. Как объяснял режиссёр, «захотелось визуализировать маленькую фигуру человека в огромном Космосе», а в анонсе спектакля сообщалось, что «зрителей ждёт кардинальное изменение пространства Большой сцены, в котором будет заложена пронизывающая поэму тема путешествия, «гигантское дыхание» русской земли и маленький человек, вдруг оказавшийся на перекрестье этих объёмов и масштабов». И этот приём себя оправдывает, вызывая у зрителей соответствующий визуальный эффект. Что касается персонажей спектакля, то в этом смысле он получился весьма представительным — на сцене задействована большая часть труппы «Красного факела», 26 человек, при этом среди героев представлены не только Чичиков, посещаемые им помещики и дочка губернатора, которую он якобы вознамерился похитить, но и такие личности, как Мавра, прислуживающая Плюшкину, причём Мавр оказывается даже не одна, а целых три, зять Ноздрёва Мижуев и некоторые купленные Чичиковым крестьяне, как, например, Абакум Фыров, оживающие в его фантазии.

В декоративном оформлении спектакля обращают на себя внимание располагающиеся на сцене фортепиано и другие музыкальные инструменты, а также висящие над сценой люстры, символизирующие, по-видимому, те самые мёртвые души.

Музыкальное и световое оформление — отдельная тема. Почти вся музыка живая, а в её создании, помимо фортепиано, участвуют ещё аккордеон, контрабас и две балалайки. Игра со светом тоже впечатляет, когда он то яркий, то приглушённый, то выхватывающий одного отдельного героя. И здесь, конечно, всё решают те самые люстры, создающие весь этот уютный микрокосм, который завораживает и не отпускает все два с лишним часа.

Живые мёртвые души «Красного факела» - первая масштабная премьера новосибирского театра в новом сезонеСюжет спектакля в общем и целом опирается на сюжетную канву поэмы, хоть и не с полной хронологической точностью. Начинается действие с выхода всех артистов к краю сцены, после чего мы видим, как за столом сидят городские дамы, Анна Григорьевна и Софья Ивановна, пьют чай и обсуждают главную новость последних дней: визит в город таинственного Чичикова. Затем Чичиков последовательно побывает в гостях у Манилова, Коробочки, Собакевича и Плюшкина, встретит Ноздрёва, после вернётся в город для оформления купчей крепости, посетит бал, а затем, узнав, что дела принимают скверный оборот и его начинают всерьёз подозревать Бог знает в чём, решает как можно скорее бежать. В процессе просмотра спектакля на зрителя обрушивается такой большой поток эмоций, чувств и переживаний (тут и смех, и тоска, и меланхолическая задумчивость), что иногда трудно понять, где ты находишься — ещё в этом мире или уже где-то там, в Зазеркалье, в обители мёртвых душ, где действуют совсем другие принципы и законы. Ну а финальным аккордом спектакля становится песня на мотив всё той же тройки, подвешивающая в воздухе всё те же вечные вопросы о прошлом России, её судьбе, о том, куда в конце концов приведут её извилистые и тернистые дороги.

Погружение во Вселенную гоголевской классики

Живые мёртвые души «Красного факела» - первая масштабная премьера новосибирского театра в новом сезонеОтрадно, что театры продолжают ставить отечественную классику, пусть и в современной интерпретации. Нет, на самом деле в этом нет ничего плохого — просто у всех нас есть в голове некий шаблон, усвоенный с юных лет, а подобные спектакли в постмодернистской стилистике работают на его разрыв. При этом важно понимать, что все краеугольные смыслы и идеи, заложенные писателем, остаются неизменными. Классика на то и классика, что задаёт вечные вопросы и транслирует вечные ценности. Меняется со временем лишь форма, обёртка, в которой эти вопросы и ценности подаются, адаптируясь под современные реалии и тем самым оставаясь востребованными новыми поколениями зрителей. В конце концов, иногда полезно отойти от навязших со школы клише и взглянуть на, казалось бы, хорошо знакомые произведения под другим углом. До премьеры нам обещали, что персонажи на сцене будут сильно отличаться от хрестоматийных представлений о них, и, по крайней мере, многие из них действительно ушли весьма далеко от своих литературных оригиналов. Это не значит, опять же, что они лучше или хуже — они просто другие, но можно точно сказать, что они непременно, как сейчас модно говорить, украдут ваши сердца вне зависимости от симпатий или антипатий к книжным героям.

«Мёртвые души» только начинают свою сценическую судьбу, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что она будет долгой и счастливой. В ближайшее время новосибирских театралов ждёт погружение в бесконечную Вселенную гоголевской классики, в которой каждый, без сомнения, найдёт что-то близкое и дорогое лично ему.

Дмитрий Овчинников, публицист, внештатно сотрудничает с новосибирскими СМИ, увлекается театром, публикует рецензии на спектакли на театральных сайтах.

Ранее редакция сообщала о том, что в Новосибирске открылась выставка европейского серебра

Фото и материал предоставлены Дмитрием Овчинниковым

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

1
0

Евгения Яровая: Включение «Логики» в школьное образование споткнется о системные препятствия

На круглом столе в Госдуме, посвящённом воспитанию молодёжи, общественник Марк Давыдов предложил ввести в школьный курс предмет «Логика». По его словам, с помощью этого предмета развивается критическое мышление. Давыдов напомнил, что «Логика» изучалась в школах и в дореволюционной России, и в СССР.  Полтора года назад с аналогичной инициативой выступала замглавы комитета ГД по просвещению Яны Лантратовой. Она отмечала, что изучение логики поможет детям эффективно анализировать информацию, делать правильные выводы и корректно аргументировать собственную точку зрения. Заведующая кафедрой геометрии и методики обучения математике ИФМИТО НГПУ Евгения Яровая прокомментировала эту инициативу:

— Современная система школьного образования находится в состоянии постоянной трансформации, стремясь адаптироваться к быстро меняющимся реалиям мира, новым вызовам и потребностям общества. Эта динамика проявляется в регулярном пересмотре учебных программ и активном внедрении новых курсов и подходов.

Читать полностью

Геннадий Шишебаров: В уголовном судопроизводстве России царицей доказательств стало признание вины

Член адвокатской палаты Новосибирской области, адвокат Геннадий Шишебаров высказался о новациях в уголовном судопроизводстве, которые увеличивают количество судебных ошибок и злоупотреблений со стороны правоохранительных органов:

— Главной задачей уголовного судопроизводства в РСФСР было установление объективной истины. Статьей 20 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 года суд, прокурор, следователь обязывались принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, для выявления как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого обстоятельств. Небольшое количество оправдательных приговоров в то время компенсировалось наличием у судов права возвращать уголовные дела на дополнительное следствие из-за недостаточности доказательств в уголовном деле: в этом случае следователи либо находили дополнительные доказательства в отношении обвиняемого, либо прекращали уголовные дела. Надо сказать, эта уголовно-процессуальная мера держала следователей и прокуроров в тонусе, не позволяла им расслабляться. Сейчас институт дополнительного следствия носит совершенно иной характер и, увы, на качество следствия не влияет.

Читать полностью

Илья Лихов: Мы входим в эпоху непроверенных данных и искажённой аналитики

Уже в ближайшее время искусственный интеллект принесет бизнесу много проблем, считает основатель компании NEOSUN Energy Илья Лихов:

— ИИ жестко косячит и в ближайшее время это убьёт множество бизнесов, а может даже обрушить существующую финансовую и корпоративную систему. Как? Из-за человека.

Читать полностью

От аналитики к действию: роль ИИ в сфере взыскания

Искусственный интеллект уже не «фантастика», а рабочий инструмент взыскания: он помогает быстрее разбирать документы, точнее оценивать портфели и снимать с людей рутинные задачи. При этом рынок учится разводить «нейросети» и классическое машинное обучение: у технологий разные роли и риски. Главный вызов — не скорость, а соответствие закону и сохранение уважительного тона к клиенту-должнику. Подробнее об этом рассказывает Денис Загребельный, генеральный директор ПКО «Защита онлайн».

Как искусственный интеллект интегрируется в рынок взыскания? Можете оценить эффективность этой интеграции на примерах вашей компании?

Читать полностью

Василий Зуев: Страховщики сливают автоюристам информацию о ДТП по аналогии с черными агентами

Председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Василий Зуев высказался о большом количестве страховых мошенничеств в Новосибирской области, о том, почему регион уже много лет не может выйти из «красной зоны», а также о недооценке роли аварийных комиссаров:

— Изначально вся система ОСАГО была не совсем честно и правильно выстроена в части урегулирования убытков. По многим машинам выплаты не вписывались в установленный законом лимит, и интересы потребителя оказывались ущемлены. Да, суд выносил решение: возместить понесенный ущерб, но как это сделать, если не хватает денег?

Читать полностью

Дмитрий Овчинников: Учитель — это профессия от Бога

Публицист Дмитрий Овчинников высказался о дне учителя, готовности школ принимать педагогов, а также о желании молодежи идти работать в образовательные учреждения:

— Наверное, общественную роль и значимость педагогов лишний раз объяснять не требуется. Именно их титанический и самоотверженный труд лежит в основе успешного будущего и процветания любого государства. Этот тезис был актуален всегда, но в ещё большей мере он стал таковым сегодня, в эпоху, когда в разы возросла ценность человеческого капитала, который стал главным фактором, определяющим социально-экономический прогресс той или иной страны.

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)


    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:


      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности