В прошедшие новогодние праздники на широкие российские экраны вышло сразу три фильма, рассчитанных на детскую аудиторию и явно апеллирующих к советскому кинематографическому и мультипликационному наследию — «Буратино», «Простоквашино» и «Чебурашка 2». Все они уже за первую неделю проката собрали огромные суммы, а сиквел «Чебурашки» и вовсе побил все мыслимые рекорды. Конечно, свою роль в этом сыграли и не самые дешёвые, если говорить деликатно, цены на билеты, но трудно отрицать, все три киноновинки вызвали среди россиян весьма бурный, хоть и ожидаемый на фоне длительных праздников, ажиотаж. Впрочем, при всех своих внушительных сборах вышедшие в начале января фильмы встретили достаточно неоднозначные отзывы как кинокритиков, так и обычных зрителей.
Наверное, не буду здесь детально останавливаться на сюжетах всех трёх фильмов, так как, подозреваю, большинство новосибирцев либо их уже посмотрело, либо как минимум посмотрели трейлеры, почитали отзывы и рецензии.
Если же коротко пройтись по этим картинам, то про «Буратино», в общем-то, особо сказать нечего. Во-первых, сам по себе этот персонаж почему-то никогда не вызывал у меня особого интереса. Конечно, я читал в детстве произведение Алексея Толстого, смотрел знаменитый советский фильм, но как-то меня эта история особенно не трогала, как, кстати, и её оригинальная первооснова — не секрет ведь, что за основу при написании «Буратино» самый младший из триады писателей Толстых, или, как его прозвали, «красный граф», взял итальянскую сказку Карло Коллоди «Пиннокио». Мне в детстве нравились итальянские сказки, но в большей степени другого автора — Джанни Родари. Что касается данного фильма, то в целом он неплох — и по актёрскому составу, и по костюмам, и по графике. Довольно атмосферно воспроизведена Италия XIX века, куда перенесено действие, и вообще фильм выполнен в стилистике итальянской commedia dell’arte — здесь, к слову, невольно возникают ассоциации с пьесой Александра Блока «Балаганчик». Кроме того, в «Буратино» затрагиваются острые и актуальные социально-философские вопросы. Скажем, проблема инаковости, или, говоря современным языком, толерантного отношения к особенным людям, к тем, кто отличается от большинства или общепризнанной нормы. И также в фильме поднимается вопрос о родительской любви вообще и к таким особенным детям в частности, сквозит идея о том, что этой самой любви достойны все дети по факту своего появления на свет. Резюмируя, я бы сказал, что по меркам современного отечественного кинематографа «Буратино» очень достойный проект, на который можно сходить, особенно при наличии лишних времени и денег на билеты. Мне лично, опять же, вся эта история не сильно близка, если не считать наличествующих в нём педагогических мотивов. Как известно, педагогика — наука о воспитании, и в том числе о воспитании и проблеме взаимоотношений родителей с необычными детьми. И в этом смысле «Буратино», как произведение, несущее в себе конструктивные и добрые идеи, может сыграть большую воспитательную роль как для детей, так и для взрослых.
Про «Простоквашино» Сарика Андреасяна, к сожалению, никаких добрых слов сказать не получится. Я неспроста в данном случае акцентирую внимание на фигуре режиссёра, известного своей скандальной репутацией и кинопродукцией весьма сомнительного качества. Андреасян снимает очень много фильмов, и некоторые из них достаточно популярны, но негативных отзывов о его творчестве на просторах Сети попадается куда больше, чем положительных. В случае же с «Простоквашино» положительных отзывов, насколько можно судить, в принципе нет — во всяком случае, мне они особо не попадались. И не мудрено, так как в этом фильме плохо абсолютно всё, начиная с актёрского каста, продолжая сюжетом и заканчивая графикой. Прежде всего, как по мне, a priori неудачным был замысел просто скопировать советские мультфильмы, а не попытаться их как-то переосмыслить, как сделали создатели «Буратино». Нет, справедливости ради, в творении Андреасяна наличествуют сцены, которых нет в советской классике, вот только эти сцены, как например, со стереотипными до нелепости сочинскими милиционерами, не делают фильм лучше и интереснее, а просто растягивают хронометраж, нагружая его лишними словами и действиями, не имеющими большого смысла и значения. Не буду пересказывать все и без того известные претензии к «Простоквашино» — об этом можно написать отдельную большую статью. Единственным светлым пятном выглядит почтальон Печкин в исполнении Ивана Охлобыстина, но в одиночку он не способен закрыть все дыры этой киноподелки.
На мой взгляд, однозначно лучшим новогодним фильмом стало продолжение «Чебурашки». Собственно, суммы сборов говорят сами за себя, но дело, естественно, не только в деньгах. При всех минусах, начиная со сценарных, «Чебурашка» получился очень достойным по качеству проектом. Конечно, огромную роль в этом играет сам по себе главный персонаж, невероятно милый и обаятельный. Кроме того, «Чебурашка» получился достаточно сложным чисто с технической точки зрения — это самый настоящий визуальный аттракцион, сотканный из множества элементов. К слову, по графике к данному фильму лично у меня претензий вообще никаких нет, в отличие от того же «Простоквашино». Ну и педагогический элемент здесь тоже имеет место — мы наблюдаем процесс взросления маленького существа, «плохо поддающегося педагогическому влиянию». И, в конце концов, не стоит забывать, что главная задача любого произведения искусства — вызвать у человека эмоциональную реакцию. Т.е., иначе говоря, оно должно его как-то затронуть, вызвать определённые эмоции. И с этой задачей «Чебурашка» точно справляется, пускай, возможно, где-то и искусственными методами.
Если честно, мне в большей степени хотелось бы не разбирать эти отдельные фильмы, а сказать пару слов об общей тенденции последних лет, связанной с большим числом выходящих на российских экранах ремейков советской киноклассики, а также различных сказок. В последние годы и того, и другого действительно стало очень много. Причин у этого явления, думается, несколько.
Прежде всего можно говорить о кризисе идей у деятелей отечественной киноиндустрии. Вспомним нулевые годы, когда на телевидении в массовом порядке появлялись новые сериалы и телешоу. Да, отчасти их концепции заимствовались у США и Европы, но по воплощению они получались нетривиальными и очень качественными. В последние же лет 10-15 мы видим в основном повторение старого — неспроста ведь выходят, скажем, продолжения «Папиных дочек», «Счастливы вместе» и других популярных проектов нулевых. В эту же строку ложатся и ежегодные пародии на комедии Леонида Гайдая, и три вышедших в этом январе фильма.
Во-вторых, очевидно, что имеет место стремление режиссёров играть на ностальгии по советскому прошлому, которая в значительной степени присутствует в российском обществе. И речь не о политической составляющей, а о каких-то социально-бытовых атрибутах той эпохи, в том числе кино и мультфильмах. Тот же Чебурашка это ведь на самом деле архитипический персонаж, часть нашего культурного кода, и понятно, что фильмы с ним, тем более снятые на хорошем уровне, будут пользоваться популярностью.
Кроме того, играет свою роль декларативный возврат к традиционным ценностям, наблюдаемый в последние несколько лет.
Всё вместе это приводит к появлению огромного числа повторных экранизаций сказочных сюжетов и новых прочтений старой киноклассики. Само по себе это не плохо, но при условии, что новые фильмы представляют собой высококачественный продукт хотя бы на уровне «Буратино» и «Чебурашки», а не «Простоквашино». Впрочем, как мы видим, и киноподелки Андреасяна находят своего благодарного зрителя. Как говаривал один из героев культовых «Двенадцати стульев»: «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Если люди готовы платить деньги за сомнительный продукт просто потому, что он навевает приятные воспоминания из детства, ну и чтобы хоть как-то провести длинные праздники, то это их право. И тогда не стоит удивляться тому, что наши киношники продолжат с завидной регулярностью штамповать подобные фильмы, приносящие изрядные прибыли.
Ранее новосибирский кинокритик рассказал, какие фильмы зумеры считают новогодними.
Пенсия увеличится автоматически
Аномальные морозы продлятся как минимум до 20 января
Поезда на станции двигались без задержек
Теперь документы отправляются в ГАИ в электронном формате
Эти изменения зафиксируют обязанности авиакомпаний и защитят пассажиров
Возможны новые перебои