Тренды на рынке торгового ритейла в Новосибирске

Дата:

Количество арендаторов сокращается, но интерес инвесторов к торговой недвижимости растет.

По наблюдению президента Клуба управляющих бизнес-центрами, кандидата экономических наук, доцента НГУЭУ Татьяны Гениберг, одним из ключевых трендов, сформировавшимся в торговом ритейле Новосибирской области, является смещение в сторону удешевления.

— Тот товар, который сейчас предлагается даже в солидных торговых центрах (ТЦ «Галерея Новосибирск», ТЦ «МЕГА», ТЦ «Аура» и т.д.), заменяется на более экономичный, дешевый вариант. Люди жалуются, что стало сложно выбрать приличную обувь и одежду, — поясняет эксперт.

Еще один тренд — рост количества вакантных торговых площадей. Самых крупных торговых центров это практически не коснулось — они по-прежнему заполнены почти на 100%, за исключением смены брендов на более дешевые.

— Количество арендных площадей в Новосибирске очень большое. Арендаторы «не вывозят» ставки, так как платежеспособный спрос резко снизился, людей в магазинах очень мало — бизнес съезжает, — констатирует эксперт.

При этом из ТЦ исчезли услуги, которые пользовались спросом на волне моды или новизны, например аттракционы виртуальной реальности.

— В торговых центрах сейчас наиболее востребованы небольшие помещения — до 60 «квадратов». Кроме того, арендодатели делают ставку на сетевых арендаторов, хотя, судя по нашему опыту, далеко не каждой крупной «сетке» нужно радоваться, — комментирует Татьяна Гениберг. — На наш взгляд, сегодня лучше найти арендатора, у которого могут быть всего несколько точек, но он сам занимается бизнесом, заинтересован в его развитии и тщательно контролирует процесс. У «сеток» руководители далеко, они не следят за бизнесом и объектами, и если процесс пошел плохо, то они легко закрываются и уходят.

В районных торговых центрах доля вакантных площадей в среднем составляет 10-20%. В основном среди ушедших арендаторов небольшие торговые компании.

Коммерческая недвижимость в спальных районах Новосибирска стала популярнее

Рост вакансий очень заметен в стрит-ритейле. Татьяна Гениберг отмечает, что только в двух кварталах по Красному проспекту в направлении от площади Калинина она насчитала 6 помещений, предлагаемых в аренду. Много вакантных площадок в таких трафиковых местах, как проспект Маркса, площадь Станиславского и т.д. В «Радужном каскаде» сдаются 6 коммерческих площадей…

— Из стрит-ритейла чаще всего уходят небрендовые и несетевые компании, сетевые, как правило, продолжают работать. Но и здесь есть исключения. К примеру, на площади Станиславского недавно закрылось кафе «Вилка-Ложка». Собственник разбил помещение на несколько более мелких и сдал его в аренду по более высокой ставке нескольким компаниям. Этой стратегии сейчас придерживаются многие арендодатели, хотя работать с большим количеством арендаторов сложнее, чем с одним крупным — это усложняет процесс управления недвижимостью, но обеспечивает более высокий арендный доход, — рассуждает Татьяна Гениберг.

В среднем в торговой высоколиквидной недвижимости Новосибирска ставки сегодня находятся на уровне 2,5-3,5 тысячи рублей за квадратный метр. При этом за пандемию ставки в дорогих объектах снизились на 500-1200 рублей за «квадрат», по более экономичным вариантам — на 100-200 рублей.

В стрит-ритейле наблюдается еще один более локальный, но интересный тренд — точки размещения маркетплейсов (Ozon, Wildberries) смещаются с первых на вторые линии.

— Для собственников коммерческой недвижимости такие арендаторы, как Ozon, Wildberries и т.д., неинтересны. Ozon генерирует слабый денежный поток, Wildberries заключает договоры на своих — очень жестких — условиях, поэтому трафиковые объекты на первой линии арендодатели им сдавать перестали. Такой арендатор — это, скорее, обременение, чем благо, поэтому они переходят на вторую линию и, как правило, в такие объекты, которые владельцы долго не могут сдать в аренду, — поясняет собеседник Infopro54.

Среди всех форматов торговой недвижимости, по ее словам, особенно плохо сегодня чувствуют себя гипермаркеты — «Гигант», «Ашан» и т.д., так как количество людей, совершающих массовые покупки, резко снизилось. Форматы супермаркетов и магазинов «у дома» более устойчивы. Тем не менее и на этом сегменте наметился новый тренд — рационализация и оптимизация сети.

— Еще два года назад многие продуктовые сети придерживались стратегии агрессивного расширения. В одном доме, на одной площадке могли открываться несколько таких точек. Сейчас очевиден тренд на рационализацию и оптимизацию: на рынке остаются самые рентабельные точки, а остальные постепенно закрываются, — поясняет Татьяна Гениберг. — Особенно сильно эта динамика заметна в сегменте пивных сетей. Количество их точек сокращается, уменьшаются площади тех, кто продолжает работать. Это объясняется не только пандемией, но и высокой конкуренцией — на этом рынке в регионе очевидный переизбыток игроков.

Сбер открыл точку притяжения экосистемы и банка в Новосибирске

При этом помещения бывших супермаркетов и магазинов «у дома» активно занимают dark-store сетей доставки, а также маркетплейсы. К примеру, в этом сегменте в Новосибирске сейчас очень агрессивно развивается сеть «Самокат».

В сложившейся ситуации собственники торговых центров активно ищут новые форматы для привлечения трафика, формируют различные коллаборации. Но такими локациями, как «Место есть», могут похвастаться единицы, например ТЦ «МЕГА». Идея коворкинга, который в декабре 2020 года запустил ТЦ «Аура», по мнению эксперта, в торговом центре достаточно странная.

— Я пока не понимаю, как население воспримет бренд ТЦ совмещенный с коворкингом. Хотя количество коворкингов в Новосибирске растет. Причем этот формат начинает садиться в стрит-ритейле не только в центре города, но и в спальных районах Новосибирска — на первых этажах зданий, — рассуждает Гениберг. — Если посмотреть на Москву и Санкт-Петербург, то в сегменте коворкингов довольно много разновидностей. Бизнес, работающий на дистанте, использует их для проведения очных совещаний, мозговых штурмов. На своем опыте могу сказать, что это удобно и практично для проведения личных встреч в процессе работы рассредоточенных компаний, так что этот сегмент рынка точно продолжит расти.

Несмотря на все проблемы, на рынке торговой недвижимости наблюдается рост количества сделок купли/продажи. Татьяна Гениберг связывает это с падением доходности вкладов и ростом инфляции.

— Мы видим, что пошел большой поток инвестиций не только в жилую, но и в коммерческую недвижимость. Люди приобретают ее с целью сдачи в аренду, поэтому на рынке уже сформировался жесткий дефицит хороших помещений. Все, где не было никаких проблем и выставлялись на продажу, уже сменили собственника, — говорит Татьяна Гениберг. — При этом инвесторы часто не обращают внимания на ситуацию на рынке аренды, на то, как недвижимость будет генерировать денежный поток и как они будут управлять этой собственностью. Однако немало тех, кто просто вкладывает деньги в недвижимость как в актив, чтобы сохранить деньги.

Эксперт отмечает, что рынок коммерческой недвижимости, как правило, повторяет ценовые тренды, актуальные для рынка жилой недвижимости, с лагом около года, то есть в ближайшее время начнется рост цен на такие объекты. Начало этого процесса мы уже наблюдаем. Что касается арендаторов, то их количество будет расти не ранее чем через 1,5-2 года, когда бизнес начнет восстанавливаться после нынешнего кризиса.

Точка зрения

Тимур Зайцев, руководитель направления коммерческой недвижимости Авито Недвижимости:

— По данным Авито Недвижимости, спрос на аренду торговых площадей в Новосибирске растет — так, по итогам апреля показатели увеличились в 1,8 раза год к году (апр. 2021 г. к апр. 2020 г.). Столь высокий интерес к коммерческим объектам связан главным образом с постепенной стабилизацией эпидемиологической обстановки, ослаблением ограничительных мер после продолжительного локдауна и сопутствующим восстановлением деловой активности в регионе. При этом, по данным Авито Недвижимости, объем предложения торговых площадей в сегменте аренды в апреле также увеличился — на 42% относительно аналогичного периода в прошлом году, однако в целом рост числа вакантных объектов на рынке постепенно замедляется, причем данная тенденция наиболее вероятно сохранится на протяжении года. В свою очередь, оживление на рынке коммерческой недвижимости и повышение интереса к торговым площадям со стороны арендаторов провоцируют рост ставок — по итогам апреля средняя цена аренды торгового помещения в месяц составила 75 000 рублей, что на 23% выше отметок апреля 2020 года. Таким образом, средняя стоимость одного квадратного метра в аренду в апреле стала выше на 16% год к году и достигла 1 396 рублей.

В текущих условиях арендаторы стремятся к максимальной оптимизации затрат, поэтому одними из самых выгодных вариантов для сферы розничной торговли все чаще становятся небольшие форматы коммерческих площадей, такие как киоски, островки в ТЦ или компактные магазины с ограниченным ассортиментом. Учитывая отсутствие роста уровня доходов населения на протяжении всего прошлого года, финансовые возможности потенциальных покупателей пока остаются довольно невысокими и будут восстанавливаться достаточно продолжительное время. На этом фоне изменяются привычные потребительские паттерны, в связи с чем продавцы расширяют функциональную составляющую торговых площадей, чтобы привлекать дополнительный трафик. Так, если ранее торговые центры предоставляли возможности развлечений и разнообразный клиентский опыт в основном за счет фудкортов, то сейчас данную роль могут также выполнять шоурумы или фитнес-клубы. Помимо этого, с распространением электронной коммерции генерация трафика осуществляется в том числе благодаря сервисным арендаторам, куда относят пункты самовывоза онлайн-магазинов, провайдеров разнообразных бытовых услуг и др. Еще одним важным трендом на рынке коммерческой недвижимости, безусловно, становится обеспечение безопасности шопинга, что подразумевает под собой и развитие системы click-and-collect (возможность предварительно забронировать товар и потом забрать его в точке продаж), и внедрение разнообразных опций для самообслуживания.

Фото автора

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

0
0

Определен девелопер для застройки Октябрьского района Новосибирска

Мэрия Новосибирска подвела итоги аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории (КРТ) в границах улиц Грибоедова, Кирова, Автогенной, Коммунстроевской, III Интернационала в Октябрьском районе.

На старте за площадку 21 га просили 283.8 млрд рублей. В торгах приняли участие две компании: ООО «Жилой район Ново-Николаевск. Новосибирск. СЗ» (входит в ГК «Брусника») и ООО СЗ «Страна М 12» (входит в ГК «Страна Девелопмент»). Участники торгов сделали всего один шаг. В итоге участок получила «Страна Девелопмент», которая заплатит по договору 297,8 млн рублей.

Читать полностью

Новосибирские компании делают ставку на удержание сотрудников

Новосибирская область вошла в топ-10 регионов России по числу вакансий, однако по уровню медианных зарплат остаётся в середине рейтинга. Эксперты hh.ru отмечают структурные изменения на рынке труда и рост ценности прикладных навыков.

По итогам 2025 года в Новосибирской области было размещено 227 тысяч вакансий, что позволило региону занять восьмое место в России по объёму спроса на персонал. Средняя предлагаемая зарплата составила 77,6 тыс. рублей, увеличившись за год на 13%, следует из данных hh.ru.

Читать полностью

Команда новосибирских ученых написала учебное пособие для агроклассов

Новосибирские ученые написали учебное пособие «Генетика, селекция и биотехнология животных», рассчитанное на агроклассы. Это первое подобное издание в стране. В нем есть темы, которые в школьных учебниках ранее не рассматривались: племенное дело, технология разведения рыб и многие другие.

В российских школах по поручению президента страны создаются агроклассы. Так, только в Новосибирской области к 2027 году планируют открыть 41 класс агротехнологического профиля. Это часть масштабного проекта «Кадры для АПК». В агроклассах будут углубленно изучать ряд предметов, в том числе биологию. Для них сейчас пишутся специализированные учебные пособия. Первое пособие по животноводству написала команда новосибирских ученых.

Читать полностью

Из Новосибирска запустят прямой рейс в Сиань

С марта 2026 года авиакомпания S7, базирующаяся в Новосибирске, начнет выполнять регулярные рейсы в Сиань (Китай). Аэропорт Сианя — один из крупнейших транспортных узлов в центральном Китае. Он служит пересадкой для путешествий в Японию и Южную Корею.  Сиань — значимый культурный центр Китая, где сосредоточено множество исторических памятников, включая знаменитую Терракотовую армию.

Напомним, с сентября для въезда в Китай россиянам не нужна виза. По данным Сибирского таможенного управления, с 15 сентября по 10 ноября из Сибири в КНР вылетело более 200 авиарейсов. Это на 16% больше, чем годом ранее. Из Новосибирска было организовано 66 рейсов. Сибирские туристы ездили в такие города Китая как Санья, Харбин, Пекин, Манчжурия и Шанхай.

Читать полностью

Новосибирского застройщика обвинили в мошенничестве на 558 млн рублей

В Новосибирске возбудили уголовное дело о мошенничестве на сумму свыше 558 миллионов рублей при строительстве частных домов. Пресс-служба областной прокуратуры сообщила, что с января 2023 года по июнь 2025 года заместитель директора строительной компании обманом присвоил более полумиллиарда рублей. Он имитировал выполнение обязательств по строительству, однако дома так и не были построены. По уголовному делу потерпевшими признаны более 40 человек.

По данным источника редакции в правоохранительных органах, речь идет о компании ООО «Дизайн, строительство, архитектура» и заместителе директора по строительству Борисе Угроватове. Организация обещала возвести поселок ДНТ «Селенга» в новосибирском Академгородке.

Читать полностью

СГК вложила в энергосистему Новосибирска более 21 млрд за 2025 год

Сибирская генерирующая компания завершила очередной этап масштабной инвестиционной программы в Новосибирске. В 2025 году общий объем вложений в городской энергокомплекс – тепловые сети и ТЭЦ – составил 21,1 млрд рублей, что на 40% превышает инвестиции 2024 года. План по замене теплосетей удалось перевыполнить: переложили 65 км вместо анонсированных 55-ти.

В этом году основной объем средств — 9,5 млрд рублей — был направлен в теплосетевой комплекс. Эти инвестиции, как и планировалось год назад, пошли на замену изношенных трубопроводов, строительство новых сетей для объектов застройщиков.

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)
    [recaptcha]

    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:

      [recaptcha]
      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности