Сегодня в первом чтении в Госдуме планируется рассмотрение законопроекта, направленного на совершенствование публичной власти в РФ. Он был внесен в нижнюю палату парламента в конце сентября Павлом Крашенинниковым. В Новосибирской области при региональном парламенте создана рабочая группа, где прорабатываются поправки к этому нормативному акту. Свои корректировки намерен внести и горсовет Новосибирска. Однако, судя по обсуждению на заседании комиссии по муниципальному самоуправлению, позиции представителей законодательной и исполнительной власти, а также экспертов в отношении этого закона не совпадают.
В частности, министр юстиции Новосибирской области Наталья Омелехина заявила, что серьезных изменений новый закон не предусматривает, он систематизирует положения 131-ФЗ и Конституции РФ. Заместитель мэра Новосибирска Артем Скатов (КПРФ), напротив, уверен, что законопроект концептуально по-иному определяет полномочия органов госвласти субъектов федерации и местного самоуправления (МСУ).
— В 44 статье законопроекта без конкретизации, путем перечисления изложены полномочия, затрагивающие разные сферы правоотношений по предметам совместного ведения. Например, охраны и использования недр, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе в области производства и потребления и т. д. Эти различия подходов в изложении полномочий могут привести к неоднозначности толкования правоприменителями и контрольно-надзорными органами, — говорит Скатов. — Так, указано, что органы госвласти осуществляют полномочия в сфере территориального планирования и градостроительной деятельности. Но в действующей редакции 184-ФЗ содержится конкретный перечень полномочий органов госвласти в этой сфере. По новому законопроекту дополнительные полномочия у госвласти субъекта федерации появляются в сфере физкультуры и спорта, в сфере ритуальных услуг и содержания мест захоронения и т. д. При этом установлено, что по всем перечисленным сферам органы госвласти субъекта имеют право принимать законы и иные нормативные акты, а также госпрограммы. Ряд проектируемых предметов ведения органов госвласти дублирует вопросы, подведомственные органам местного самоуправления. Это самый принципиальный момент. Например, в соответствии с законопроектом к госвласти субъекта федерации отнесена организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Но в соответствии с ФЗ-131 организация этих услуг в границах поселения муниципального округа отнесена к вопросам местного значения поселения. Аналогичная правовая коллизия может возникнуть в отношении других сфер. Таким образом субъекты РФ могут реализовать свои полномочия по вопросам, входящим в определенную сферу в объеме, установленном федеральным законом. Однако органы МСУ также осуществляют полномочия в указанных сферах, то по факту разграничение полномочий отсутствует. Это будет способствовать не только возникновению сложностей в правоприменении, но и неопределенности в разграничении полномочий и проблемам с их реализации.
Скатов предложил в поправках от Новосибирской области уточнить в 44 статье формулировки полномочий органов госвласти субъектов федерации и их пересечение с вопросами местного значения.
Депутат горсовета Новосибирска, директор МУП «Похоронный дом «ИМИ» Сергей Бондаренко («Единая Россия») парировал, что большая часть полномочий в сфере физкультуры и спорта, ритуальных услуг уже сейчас находится в ведении области.
— Многие объекты спорта находятся в собственности области, по многим из тех, которые принадлежат муниципалитету, мы решаем вопрос об их продаже, так как недостаточно средств на их содержание и развитие. Что касается ритуальной сферы, то регистрация смерти находится в полномочиях ЗАГС, криминалистическая лаборатория, здравоохранение — все в области. У нас в городе сегодня нет резерва на расширение кладбищ — землю мы можем найти только в области. Из двух крематориев один находится в области. И такая ситуация не только в Новосибирске, а по всей стране, — добавил он, также рекомендовав коллегам более внимательно изучить новый законопроект в части полномочий.
По оценке проректора по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ Андрея Макарцева, законопроект дает возможность вывести взаимоотношения местного самоуправления (МСУ) и госвласти субъекта федерации на новый уровень, урегулировать отношения, которые сегодня регулируются двумя законами.
— В законопроекте прописано, что органы госвласти субъектов федерации могут принимать нормативные акты и законы, если на это нет запрета в ином федеральном законе. На законодательном уровне устанавливается совместная компетенция органов МСУ и госвласти субъектов федерации. Ее нужно будет определять на основе взаимодействия, — говорит Макарцев. — С одной стороны, можно говорить, что это сужение полномочий МСУ. С другой стороны, очевидно, что законодательство идет по пути выстраивания единой системы публичной власти. Сам законодатель направляет деятельность органов МСУ и госвласти субъектов федерации на взаимодействие, на выработку оптимальной для каждого конкретного региона модели правового регулирования.
Эксперты также обратили внимание на новации в статье 60: закрепление возможности осуществления публичной власти на федеральных территориях и на территориях административных центров, столиц субъектов федерации. В частности, на то, что особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ на территориях административных центров (столиц) в федеральных территориях могут устанавливаться федеральным законом.
— После принятия законопроекта не исключено появление нового вида муниципального образования — административного центра столиц субъектов федерации. Есть риск, что органы МСУ в административном центре могут превратиться в органы МСУ городов федерального значения, которые не обладают реальными полномочиями, а все вопросы решаются органами госвласти города федерального значения, — отметил один из участников дискуссии. — С одной стороны, законодатель пытается развить принцип единства публичной власти. С другой — возникает вопрос о сохранении местного самоуправления на территориях.
Вице-спикер регионального парламента Новосибирской области (КПРФ) Владимир Карпов заявил, что, в отличии от других участников дискуссии, у него нет такого благостного настроения в связи с рассмотрением закона о публичных органах власти. По его словам, разработка этого нормативного акта является кардинальной реформой и может быть сравнима с принятием Конституции 1993 года.
— В законопроекте появляется норма о том, что высшее должностное лицо субъекта РФ — это не только должностное лицо субъекта, но и Российской Федерации. При этом исчезает норма отзыва высшего должностного лица избирателями субъекта, то есть оно выводится из-под этой санкции. Это серьезная зависимость высшего должностного лица. Он теперь в первую очередь будет себя считать должным лицом субъекта или России? Думаю, что для большинства высших должностных лиц субъектов ответ очевиден — России. Но это напрямую влияет на основные нормы действующей Конституции, — говорит политик. — Россия — федеративное государство. Если субъекты РФ в лице высших должностных лиц включаются в центр, то под вопрос ставится коренная, важная, основополагающая норма действующей Конституции. Это очень серьезно! Причем проводится это очень интересным способом. Изменения в Конституцию принимались всенародным голосованием, а здесь ничего такого нет.
По этой позиции, по словам Карпова, региональные и муниципальные политики должны незамедлительно сформулировать предложения.
Он также обратил внимание на новацию о городах федерального значения и столичных городах.
— Мы не можем спрогнозировать, какими будут специальные законы, которые пойдут после изменения ФЗ-184 и ФЗ-131. Учитывая общую тенденцию, которая уже вылилась по отношению центра к субъектам РФ, она отзовется серьезным подчинением главных городов и органов МСУ субъектам. Причем способы подчинения уже прописаны, — говорит Владимир Карпов. — Принимать это без обсуждения? Эту норму вообще нужно убирать из предложенного законопроекта! Извините, если мы принимаем его с этой нормой, потом нам так же, как с изменениями в Конституции, скажут: «Ребята, но вы же все приняли, а теперь мы, в соответствии с этим принятым, разрабатываем законопроект». И мы будем явочным проектом обречены на его принятие. Этого нельзя допустить. На предложении об отмене этой статьи субъекты РФ просто обязаны настаивать, чтобы показать: мы не воспринимаем такое изменение местного самоуправления в РФ.
Карпов также предупредил, что будет много проблем, если в законопроекте останется список ограничений, прописанный в отношении депутатов (ст. 19).
— Депутаты субъектового парламента и сегодня являются должностными лицами, подают декларации. Но в контексте других статьей законопроекта, с ужесточением вертикали ситуация кардинально изменится. Это будет уже другая политическая и юридическая история. Из кого будут формироваться субъектовые парламенты при таких очень серьезных ограничениях, которые касаются бизнеса, счетов и т. д? Это очень серьезно, — уверен вице-спикер регионального парламента.
12 ноября рабочая группа в региональном парламенте Новосибирской области, которую возглавляет первый вице-спикер Андрей Панферов, планирует свести все полученные поправки к законопроекту, чтобы отправить их депутатам Госдумы от Новосибирской области. Как отметили участники заседания, поправки в законопроект необходимо внести в ближайшее время, чтобы попасть между первым и вторым чтением.
— После принятия изменений в Конституцию РФ и появления нормы об органах публичной власти все субъекты федерации сидели и ждали: а что же это будет такое. Практика показала, что это сидение и ожидание без четкого формулирования своей позиции приводят к значительной утрате полномочий и статуса субъекта РФ, местного самоуправления, — заявил Владимир Карпов. — Сидеть и ждать нельзя. Нужно формулировать позицию и незамедлительно направлять ее в Госдуму. Обсуждение между первым и вторым чтением пройдет быстро. Если мы вовремя не вручим наши предложения депутатам Госдумы, до того, как они выработают свою позицию, они уже не будут восприняты.
Фото редакции
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна