Модернизм на пути к классике

Дата:

Самая большая февральская выставка НГХМ посвящена художнику, олицетворяющему «зрительский» модернизм — стиль в равной мере понятный и многослойный.

Выставка Анатолия Никольского — пожалуй, одна из крупнейших временных экспозиций Новосибирского художественного музея: в крыле на улице Свердлова она занимает целую анфиладу первого этажа и даже выплескивается в кассовый холл.

В биографии художника она тоже одна из самых больших. Правда, речь идет о биографии художественной, которая дольше телесной: Анатолия Никольского на свете нет уже два года.

Причем для слова «уже» требуется некоторое вербальное напряжение: художественное сообщество Новосибирска все еще не привыкло говорить о Никольском в прошедшем времени. В этом контексте в имени выставки — «За облаками» — может померещиться эзотерический привкус. Но он если и есть, то легкий, как флер высохшей на холсте масляной краски. «За облаками» — имя, между прочим, и вполне предметное. Ибо отражает одно из сюжетных пристрастий Анатолия Николаевича — он мастерски умел писать небо. «Небеса Никольского» — это особый жанр внутри жанра. Небо, к слову, получается далеко не у всех пейзажистов. Оно, например, почему-то не удается многим рисующим архитекторам. Ну, как фон для архитектурного увража получается, а как небо — не очень.

Небесная неохватность — это и об объеме выставки. Она огромна не только и не столько по числу экспозиционных единиц, сколько по разнообразию тем, техник и почерков. По разнообразию, созданному руками всего одного человека.

Примечательно, что часть работ экспозиции — уже из музейных фондов, российских и зарубежных. Никольский — художник с быстрым темпом «музеификации». Пару по этой части ему может составить разве что Николай Грицюк. Впрочем, Никольский и Грицюк при все при этом — художники абсолютно разные. Грицюк — вполне уже монументальный и сакрализованный эго-бренд Новосибирска, персонификация новосибирского живописного модернизма, уже блестящая бронзой — такая же, как Крячков в архитектуре или Аскольд Муров в музыке.

Модернизм на пути к классике

Никольский же в классика модернизма превращается буквально на глазах. И, думается, сумей он увидеть этот процесс, то отнесся бы он к нему с фирменной застенчивой иронией. Да, классик модернизма — звучит несколько странно. Но пора привыкать. Ибо кипучие арт-процессы 60-80-х — это уже история, уже наследие. Даже находки 90-х — уже наследие. К тому же именно Никольскому это двусоставное определение подходит прицельно точно. Он и классик, он и авангардист. Он и салонный, и народный.

Вообще «народный художник» (Имеется в виду не звание от Минкульта, а эмоционально-стилевой типаж. — Ред.) — эпитет несколько зыбкий и не лишенный двусмысленности. Ибо за «народность» почерка часто выдают (и столь же жадно принимают) умение потакать самым простецким запросам, умение «сделать красивенько». Слышишь «народный» — сразу вспоминаешь портрет балерины Людмилы Семеняки с пластмассовой ромашкой кисти Шилова. Так вот, у Никольского народность почерка — не приземлено-угодливая, а сложная, требующая всматривания, использования ассоциативного мышления.

Многослойное художественное образование Никольского (Алма-Атинское художественное училище, культовая ленинградская «Репа» — институт имени Репина, соперник не менее культовой «Мухи». — Ред.) дало ему отличную прививку от местечковости почерка. Нет, Никольский и милое его сердцу село Новососедово писал вдохновенно. Но на застенчивой красе родных осин никогда не замыкался, предпочитая любить мир весь и целиком. Во всем предметом многообразии. По дельте своих творческих экспедиций Никольский — вполне себе «человек планеты»: от глубинки Новосибирской области до Китая, от Русского Севера до Сирии. Кстати, его сирийский цикл ранних 2000-х — зрелище одновременно чарующее и мучительное. Ибо это мир, которого уже нет — довоенная Сирия, оттеночная и узорчатая, потонувшая в крови и пламени. Не меньше географической широты впечатлит зрителя и обширность цитатной базы. Например, китайская тема — с узнаваемым обращением к сугубо китайскому жанру «Горы и потоки». Старинные китайские туши на языке холста и масла.

Модернизм на пути к классике

Очень много аллюзий на тему пейзажной живописи Европы 17-18 веков. Так, «Ураган» 1992 года — обращение к пейзажной традиции барокко современным языком. Огромное, бездонное небо, скалы, похожие на вздыбленные волны, — все по канону барокко. Но современный мазок, вольные потоки краски. Без мелкотравчатости стиля-оригинала. Нет ощущения ряженности. Или «Гроза» — реалистичный пейзаж с дождем, изображенным в модернисткой технике. Вольные межслоевые потоки краски дают магическую узнаваемость дождя.

Никольский отдал дань всем актуальным стилям своей долгой эпохи — и брутальному стилю ранних 60-х, и пейзажной моде на «Золотое кольцо», воцарившейся в поздних 60-х. И ренессансным аллюзиям середины 70-х. И импрессионизму. И магическому реализму канадско-американского склада. И ведь везде остался собой, не «разменялся», не растворился в обживаемых стилях! Интересны в этом смысле скромные по размерам работы 1967-72 годов — пейзажи Борисоглебска. По выбору натуры и манере — «очень шестидесято». Масло по бумаге. Редкая, интересная техника на стыке акварели и станковой живописи. Нарисованы церкви — натура, ажиотажно модная в ту эпоху. Нарисованы детально, с упоением подробностями. Но без чертежной сухости, свойственной пейзажным работам архитекторов. Есть даже выражение такое — «рисует как архитектор». То есть точно, детально, но с макетной холодностью. А тут именно живопись. Равно влюбчивая и в церковь, и в небо над ней, и в луг у подножия. Это не увраж архитектора, это именно картины. А совсем рядом, буквально через зал — практически абстрактный диптих «Реквием» — нефигуративная живопись, но с очень сильным уровнем воздействия. «Реквием» — посвящение жертвам двойной железнодорожной катастрофы под Уфой — события, по эпичности ужаса сопоставимого с «Титаником». Память о нем как раз недавно вышла с документального уровня осмысления на уровень художественный. И Никольский в этой теме оказался в числе первых — без суеты и спекулятивности.

Модернизм на пути к классике

В общем, тем, кто отождествляет живописный модернизм с бессюжетностью и заумью, выставка «За облаками» порвет шаблоны. Потому что модернизм, как выяснилось, бывает и не аутичным вовсе, а вполне зрительским, диалогическим. Абстракция с эмоцией и эмпатией, а с другой стороны — реализм без фотографической занудности, реализм ощущения, аромата, мимолетного воспоминания. И да, он уже классика. В этом конкретном случае. Да, так бывает, так случается.

Фото Натальи Решетниковой

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

0
0

Новосибирские музыканты предложили название для четвертого моста через Обь

Новосибирская государственная филармония выступила с инициативой назвать четвертый мост через Обь «Струны Сибири».

— Еще накануне запуска моста мы обратили внимание на то, как «музыкально» выглядит арка и канаты. А сейчас хотим закрепить мысль о том, что культура прочитывается в очень разных аспектах развития города, в том числе — в его архитектуре, — отметила глава филармонии Анна Терешкова.

Читать полностью

Персональный подход в тренировках становится нормой для новосибирцев

В современном мире фитнес перестал быть просто способом сбросить вес или накачать мышцы. Сегодня это комплексный подход к здоровью, активному долголетию и качеству жизни. При этом персональные тренировки превратились из услуги «для избранных» в осмысленную необходимость.

— С каждым годом спрос на персональные тренировки растет. Он охватывает самые разные поколения — от 16-летних подростков до тех, кому за 80. Все больше людей осознанно подходят к заботе о здоровье, выбирают персональные форматы, которые обеспечивают быстрые и при этом безопасные результаты, — говорит управляющая фитнес-клубом «XFIT Сан Сити» Мария Валиева.

Читать полностью

Статус «Культурная столица 2027 года» Новосибирску не достался

Делегация Новосибирска на минувших выходных представила город на финальном этапе конкурса «Культурная столица России 2027 года». В презентации команда рассказала о большом количестве музеев, научных центров и природе города. Перед жюри также выступили мэр Максим Кудрявцев и сенатор РФ олимпийский чемпион Александр Карелин.

— Концепция презентации получила название «Сны Анны Кикиной» — в видеоролике зрителям рассказали о мечтах и любви к своему городу маленькой девочки из Новосибирска, которая добилась главного — покорила космос, — пояснили в мэрии.

Читать полностью

В Эрмитаже открылась выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха»

В Государственном Эрмитаже состоялось открытие экспозиции «Искусство портрета. Личность и эпоха»*, представляющей собой всеохватывающее исследование истории портретного искусства в мировом масштабе. Выставка демонстрирует свыше 750 экспонатов, охватывающих период в четыре тысячелетия – от XX века до нашей эры и до XXI века нашей эры. Генеральным спонсором выступил банк ВТБ в рамках своей программы «Культурная страна».

Экспозиция предлагает всестороннее изучение эволюции портретного жанра, начиная с его самых ранних проявлений и заканчивая новаторскими художественными решениями. На выставке представлены как широко известные шедевры, так и произведения, впервые представленные публике. В едином пространстве собраны произведения, ставшие знаковыми для различных исторических периодов: древнеегипетская статуя фараона Аменемхета III, бюст римского императора Филиппа Араба, камея Гонзага, портрет Фатх Али-шаха, ренессансные медали и другие.

Читать полностью

В Новосибирске из-за роста цен снизились продажи книг для детей

В России, в том числе и в Новосибирской области, продолжается уменьшение продаж книг для детей. Об этом говорят представители издательств и книжных магазинов. Это падение не смягчают и маркетплейсы, которые в книготорговле «перетянули одеяло на себя».

Infopro54 провел экспресс-опрос среди читателей, в семьях которых есть дети от 0 до 18 лет: большинство опрошенных (63%) сообщили, что стали реже покупать детские книги по причине их серьезного подорожания.

Читать полностью

Айрат Тухватуллин возглавил Новосибирский театр оперы и балета

Директором Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ) назначен Айрат Тухватуллин. Об этом сообщил Интерфакс со ссылкой на Минкультуры РФ. Он сменил на этом посту Ару Карапетяна.

До назначения Тухватуллин руководил Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета имени А.С. Пушкина (с февраля 2024 года).

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)


    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:


      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности