Новосибирский театр показал пьесу о сити-одиночестве досетевой эры

  • 29/10/2025, 19:00

В эпоху дисковых телефонов и ярких полиэстеровых рубах жители мегаполисов тоже пытались разжечь в ночи костерок любви и дружбы

«Голубчик» (18+) — это инсценировка романа Эмиля Ажара, написанная российским драматургом Лизой Булаевой и поставленная Сашей Золотовицким — одним из младших членов большой актёрско-режиссёрской династии.

Сюжет стародомовского «Голубчика» — ровесник мультфильмов о Чебурашке и в некотором смысле его эквивалент для взрослых. Та же концентрированная эстетика 1970-х и зудящая струна одиночества.

Даже колорит предметной среды — яркий, но немного припыленный и линялый, будто блузка на кудрявом гэдээровском манекене в музейной секции «1970-е» — и тот отчетливо похож.

Но если герои Успенского со своим одиночеством справились, построив домик для друзей, то во взрослом мире не всё так просто. Даже при всей его кремпленово-вискозной нарядности. Даже в Париже, который в 70-х еще не растерял своё разудало-кокетливое «О-ля-ля!».

Впрочем, все эти джо-дассены, мимы и багеты — это тогдашний Париж для туристов, для «понаехавших».  А Париж для местных — это город, где разбиваются сердца, город серых дождей и серых семиэтажек по прозвищу «османка»* (*это их хрущёвки, только из эпохи Бальзака и Золя).

К удавам надо!

Как раз в таком, непраздничном Париже живёт главгерой «Голубчика» — работник статистического управления по имени Мишель Кузен, 37 годиков (Тимофей Мамлин).

Фамилия Кузен — «племянник, двоюродный брат» по-нашему — очень-очень говорящая. Но Кузен никому не родственник — нет у него ни дядь, ни тёть. Ни братьев, ни сестёр. Он — абсолютная статистическая единица, рискующая стать нулём (как он сам о себе мрачно шутит).

Шутит Кузен вообще причудливо, говорит много. Развитость речи, эрудитское изобилие цитат и витиеватость деепричастных оборотов — всё это намекает на книжное, «ботанское» детство. И на долгий стаж одиночества — у таких детей оно наступает лет с пяти, когда они становятся странны и непонятны ровесникам и взрослым.

Типажно Мишель Кузен очень похож на другого одинокого горемыку из 1970-х — на товарища Новосельцева. Тоже работник статуправления. В таких же нелепых очках и усах. Но у того хотя бы дети были. Отмороженные, конечно. Но какая-никакая родня.

У Мишеля Кузена вместо детей удав Голубчик, купленный в турпоездке по Африке. Точнее, удав у него вместо всего. На сцене «Старого дома» рептилию изображает Лилия Мусина — стильная девушка в кожаном костюме шоколадного цвета и непроницаемо черных очках (метафора равнодушного змеиного взгляда). Так, видимо, удав конвертирован в изнуренном одиночеством воображении Мишеля. Но скажу вам как бывший юннат: гендер змеи неспециалисту вообще определить невозможно. Ну, пополз — значит, самец. А если поползла — то самочка. Вот, как-то так.

Удав конвертирован в изнуренном одиночеством воображении Мишеля

К слову, в романе-оригинале имя у удава — не существительное, а часть самобытной глагольной конструкции «faire gros-câlin». На русский она переводится условно — «детским» диалектом русского — «жмякать, тетешкать, бусить». Fais-mois gros-câlin — это на французском малышовом что-то вроде «Побусь меня». Так что, удава могли бы звать Буся или Буська — ещё мимимишнее и ребячливее. Но Голубчик — тоже хорошо.

Ещё у Кузена есть два воображаемых друга — два героя французского Сопротивления, отчетливо мёртвых. Это как если бы россиянин взял в приятели Валю Котика, Зину Портнову и Машу Мельникайте. Друзья живут в виде фотографий на стенах, иногда гримасничают, но на жизнь Кузена не влияют ни в какую сторону.

Ещё у Кузена есть невеста — сексапильная барышня мадмуазель Дрейфус, визуальный апофеоз моды 1970-х, яркая, как обложка журнала «Божур». Правда, сама она не знает, о том, что невеста. Статус этот ей пожалован заочно и авансом: Кузен ездит с ней в лифте. И статус лифтовой попутчицы считает первым шагом к большой и вечной любви. Играет девушку из лифта всё та же Лилия Мусина — которая удав Голубчик.

У Кузена есть невеста — сексапильная барышня мадмуазель Дрейфус, визуальный апофеоз моды 1970-х, яркая, как обложка журнала «Божур»

Тут зритель начинает кое о чём догадываться…

Да и вы, дорогой читатель, уже догадались, наверное, что Мишель Кузен — фрик и посмешище для окружающих. Примерно как Джокер от Хоакина Феникса. Но в том неудачнике из Готэма зрела и варилась ненависть. А в этом, парижском, булькает любовь и нежность. Желание любить хоть кого-то. Хоть удава. Мужчина, куда вам надо? Ну, к удавам, так к удавам…

Жестокая доброта горе-юнната Миши Кузина

Мир спектакля «Голубчик» населён не густо, но ярко. Здешнюю демографию составляют граждане, в чьих образах практически музейная конкретика моды 70-х сочетается с карикатурным гротеском. Анастасия Белинская, Арсений Чудецкий, Сергей Маштаков, Виталий Саянок, Данила Кобышев — многие играют по несколько ролей, быстро преображаясь в разные парижские типажи 1970-х — бурлескные и не очень, но все с этакой чудовинкой. Мужчины, кстати, практически все в усах щёточкой — словно состав группы Village People или манекенщики из журнала «Ригас модес» за 1974-й. И даже некоторые девушки из числа безымянных рабочих тоже в усах. Вот такой тотальный стиль, беспощадное ретро.

По большому счету, по усреднённом уровню фриковатости они почти равны самому Кузену. Но у них нет удава. И это решает.

Одни знакомые пытаются Кузена образумить, другие его третируют, третьи пытаются завязать с ним дружбу.

Но все три типа контактов мимо — Кузен к ним безответен, он живет в своем канареечном гнёздышке, ожидая только идеальной любви и дружбы. А вокруг — какая-то неидеальная, корявая какая-то…

Кузен живет в своем канареечном гнёздышке, ожидая только идеальной любви и дружбы

Насмотренный зритель тут же вспомнит недавнюю «СкаССку» (18+) от Хармса — предыдущую яркую премьеру «Старого дома». Они ставились практически параллельно. Но у абсурда Эмиля Ажара другая биология.

Он эмоционально повзрослел на Второй мировой войне. Войны вообще наотмашь вытирают сопли и стимулируют возмужание. А Даниил Хармс так и остался жестоким ребёнком, ломающим кукольные домики — эмоциональную школу войны он пройти не успел, ибо запорол учебный курс в первой четверти.

Как известно, Родина обратила на Хармса свои строгие серые глаза, когда он радостно и вслух начал ждать немцев в Ленинграде. Впрочем, Хармс не был «ждуном» современного, украинского образца. Он ждал не фашистов, а воображаемых, идеальных немцев из своего счастливого детства. Дело в том, что Даня Ювачёв среднее образование получал в ПетерШуле — в немецкоязычной школе для детей петербургских лютеран — немцев, шведов и датчан. И для него Германия так и осталась рождественской грёзой — марципановые пряники, механические игрушки, книжки комиксов Буша.

В общем, абсурд Хармса яростнее и цветистее, но инфантильнее. Абсурд Ажара — эмпатичнее. Он своих героев любит. Любит без подвоха.

К слову, у Мишеля Кузена, переполненного любовью, как упаковочный полиэтиленовый мишка башкирским мёдом, практические навыки любви не очень хороши. Он больше по теории. Попасть под любовь Кузена — такое себе счастье. Тот же удав не даст соврать.

Удавов, как известно, надо кормить живым кормом. Только живым. На эту роль Кузен прикупил в зоомагазине белую мышку. Но проникся и к ней любовью. Назван Блондиной и поселил в коробочке на полке книжного шкафа. В картонной коробке без света — ну, молодец какой!!! Кормить удава мышью, которая личность — фи, как жестоко! Ну, Кузен и не смог.

Так они и жили, бедолаги: удав — тотально голодным, мышь — в тёмной коробке, Мишель Кузен — в умилении. Ну милота же! Ня! Кавай!

Полёт кукушки над гнездом удава

Так бы и сдох удав в квартире доброго очкастого парижанина, не подкинь судьба тому нервное потрясение. Невеста из лифта оказалась полна обескураживающих тайн. Работу в статуправлении она совмещала с другой. Нет, не сборщицей в службе доставки она подрабатывала. Не было тогда «Купера» и «Яндекс-еды». Сказано же — с другой совмещала! С вечерней. Ну, вы поняли…

Не в силах пережить это откровение, Мишель Кузен впал в депрессию, сдал удава в зоопарк (на счастье для того). А удав, обживаясь на новом месте, тут же обвил дерево в вольере. Точно так же, как обвивал астеничное тельце Кузена. И понял тогда Мишель Кузен, что для удава он всё это время был неотличим от дерева. И что любовь Голубчика к нему — наивная фантазия человека, незнакомого даже с азами зоологии.

Удавы вообще никого не любят — этим они радикально отличаются от кошек, собак и даже от белых мышей (мыши в пьесе повезло меньше, но спойлеров не будет).

От вала неприятных открытий Кузен тронулся умом и сам ощутил себя удавом Голубчиком. В этой ипостаси он и переехал в дом скорби. Где некоторое время презентовал себя как удава. И даже попытался проглотить котёнка. Но человеческий рот не того калибра, да и котёнок деятельно возразил. Короче, быть удавом Кузену в итоге разонравилось. И он, худо-бедно вылечившись, вернулся к прежней жизни. Под прикипевшим прозвищем Голубчик. Оказывается, его так давно звал весь район. И в итоге у Кузена случается акт общественного признания — такой же странно-нелепый, как он сам: его избирает в вожди и полномочные представители сообщество одиноких парижан. Тех самых сограждан, что весь спектакль были вокруг него, в безответности и в игноре, затенённые любимкой-удавом.

От вала неприятных открытий Кузен тронулся умом и сам ощутил себя удавом Голубчиком

Кончается это апофеозом, опять напоминающим «Джокер» с Хоакином Фениксом. Но до готемского кровавого хаоса ещё далеко. Париж 1970-х ещё верил в лучшее. Ещё не остыли наивно-хулиганские иллюзии 1968-го, «детей цветов» уже приручила коммерческая мода, а на горизонте маячили ещё более пьянящие 80-е – неоновые, пестрые, мерцающе стробоскопами и диско-шарами. Окончательный финал — чисто визуалистское пиршество. Будто принт с синтетической рубахи с большим острым воротником: на сцене воцаряется лес тропических растений в духе картин Таможенника Руссо, а сквозь эти заросли крадётся викторианский охотник, словно одолженный в «Джуманджи» (Александр Шарафутдинов). С усами, разумеется! Там все с усами…            

Ранее редакция сообщала о том, что новосибирский театр «Тринадцатый трамвай» обновил своё имя и концепцию

Фото предоставлены театром «Старый Дом», автор: Катерина Шрамко.

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

С 2022 года региональное отделение организовало уже более 15 гуманитарных миссий

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять