«Рвет шаблоны»: на киноэкранах в Новосибирске показывают последний день жизни Лермонтова

  • 28/10/2025, 19:00
Режиссёр фильма перенёс роковую дуэль с лета на осень

Фильм Бакура Бакурадзе «Лермонтов» (16+), премьера которого состоялась в Новосибирске, примечателен целым букетом нюансом, рвущих шаблоны нынешнего «ЖЗЛ-кино».

Во-первых, для биографического фильма у него удивительный хронотоп — он о последнем дне жизни Лермонтова, он весь в ближних окрестностях знаменитого белого домика. Тайм-лайн — от холодного туманного утра до раннего вечера (ночь для Лермонтова уже не наступила).

Во-вторых, у фильма необычный темпоритм и физика. Сейчас даже про знаменитостей античности и средних веков снимают в клиповой манере. И чтоб слоумо и какая-нибудь музыкальная актуалочка. Ну, рэпчик какой-нибудь, чтоб школоту повело — как фильме «Пророк», где Пушкин рэп-бро….

А у Бакурадзе время течёт естественным образом, не нарезаясь на клиповые кадры. Ощущение вообще такое, будто на людей 1841-го из открытого окна через дощатый подоконник глядишь. А оттуда — шорох опавших листьев, скрип половиц, хрумканье жующей лошадки — словом, вихрь как бы случайных звуков. Которые, однако, как раз и делают зрелище живым.

В-третьих, в фильме нет «засмотренных» актеров. Ни Бурунова, ни Безрукова, ни Трубинера, ни Юры Борисова. Боже, да там даже Петрова нет! Лермонтова там играет Илья Озолин. А мог бы и Петров! Да всё обошлось.

Выбор Озолина — одно из тех парадоксальных решений, которые сторонних созерцателей кинопроизводства пугают, а в итоге оказываются если не гениальными, то очень эффективными.

Он же памятник?

Бакур Бакурадзе на роль Лермонтова выбрал комического актёра. Это, можно сказать, каст-антоним к советскому «полочному» фильму «Лермонтов», где Михаила Юрьевича играл Николай Бурляев. Играл с надрывной трагичностью и очень-очень-очень хлопотал лицом.

Бурляевский Лермонтов ближе к парадному портрету из школьного учебника. Можно даже сказать, он его один в один воспроизводит. Ну, Бурляев 1980-х — мужчина статный, с элегической грустинкой во взоре. Такого Лермонтова легко обожать нервными и ранимым восьмиклассницам.

А Лермонтов от Озолина и Бакурадзе сам похож на восьмиклассника-хулигана — подростковых габаритов, с ужасной прической, с плохой кожей (камера с реалистичной оптикой показывает этот дерматологический армагеддон очень обстоятельно, но без злорадства).

Если вчитаться в дневники и мемуары лермонтовских знакомых, станет ясно, что такой Лермонтов к оригиналу ближе. Он, говорят, примерно такой и был. Очень сложный молодой человек, очень. Дружить с таким — довольно мучительный подвиг.

Ну, один из ближайших друзей сей подвиг и не осилил. Саму ссору зрителю не показывают. Лишь её контекстуальные обрывки. И её последствия. Которые катятся к дуэли неспешно, но уверено. Как солнце по склону горы Машук. Солнышко, как известно, направление никогда не меняет. Катится и закатывается векторно, точно по секундомеру. Вот и второе (после Пушкина) солнце русской поэзии катится и закатывается.

Хотя друзья стараются вздорному солнцу в этом деле помешать — оставить его в числе живых. И даже в статусе друга Николая Мартынова. Активность лермонтовских друзей смотрится обаятельно и убедительно. Потому что не бывает ничего непоправимого, пока ты сам не наделаешь непоправимого.

Друзья стараются вздорному солнцу в этом деле помешать — оставить его в числе живых

Есть в неспешной карусели этого долгого дня ещё и просто знакомые — нет, не друзья, именно светский круг.

Светское общество в Пятигорске 1840-х состояло в принципе из людей неординарных. Там в эти годы как раз зарождалась отечественная курортная индустрия. И все светские персоны из сюжета — первые туристы. Немалой отваги дамы и господа. Потому что курортное оздоровление на Кавказе 1840-х — это примерно как сейчас оздоровительный тур  в Мьянму или Сомали.

Этот круг персонажей дуэль предотвращать не пытается. Они вообще не в курсе лермонтовских планов на сей вечер. Они проявляют к Мишелю сугубо созерцательный интерес. Дескать, надоел уже, теперь просто смотрим издали.

Среди прочих в этом сообществе есть несколько неглупых женщин, граф Бенкендорф и Лев Сергеевич Пушкин. Да, тот самый — младший братик, Лёва, Лёвушка — обладающий узнаваемыми семейными чертами высокий блондин. В чёрных ботинках. В двух.

К Лёве Пушкину (Дмитрий Соломыкин) Мишель Лермонтов почему-то особенно беспощаден — словно не может простить тому его человеческой обыкновенности. Впрочем, обратное тоже не спасёт от укусов «мон-Мишеля»: Николаю Мартынову (Евгений Романцов) он не смог простить его склонности к театрализации жизни. Все-то ему плохи, всё-то ему не так.

В общем, и сослуживцев, и общество отважных курортников Михаил Юрьевич в целом не любит всё и целиком. И троллит. Душно троллит и довольно несмешно. Общество, впрочем, тоже терпит сквозь зубы. Потому что довольно обидно, когда тебя ненавидят оптом и просто за факт существования.

Не все йогурты полезны, не все гении милы

Михаил Лермонтов — персонаж в принципе очень неудобный для байопика. С самого детства неудобный. В 1930-х подобный облом ждал создателей фильма «Юность поэта» — о лицейском детстве Пушкина. Задача была сделать из Саши Пушкина запасного Володю Ульянова. Подняли лицейские бумаги и ахнули. Оказалось, что Вова-бета из Саши не получится. Потому что наяву он не запасной золочёный херувим с октябрятской звездочки, а настоящий Барт Симпсон. Балбес, шалун, постоянный обитатель угла и кабинета штрафников. Но зато чертовски обаятелен и дружить умел. В итоге юный актёр Валя Литовский роль вытянул, и Пушкин-отрок получился живым. Хоть и не Володей.

С Лермонтовым дело обстоит хуже — там не нашлось даже детского обаяния. Растила его истерически чадолюбивая бабушка. Было это задолго до эпохи «яжматерей» и тренда на детобожие. Но результат получился как сейчас.

Миша Лермонтов был омерзительным ребёнком — грубым с дворней, садистски жестоким с домашними животными, неспособным ни к какой дружбе и социализации. Настолько неспособным, что с филфака Московского университета его выставили, не зачтя летнюю сессию первого курса. Это была многоходовка от московской профессуры в помощь питерским коллегам: чтобы сие дивное дитя не смогло перевестись на второй курс петербургского филфака. А повторно учиться на первом курсе другого университета Мише не позволяло его ЧСВ.

При этом лет с восьми Миша Лермонтов пытался взыскать с окружающих внимания и любви. Внимания — чтоб восторженного, а любви — экстатической. Другого не надо! Только XXL, только хардкор!

Запрос на любовь мальчик Миша делал в своей неподражаемой хамской манере. Потому реакции девочек и девушек были быстрыми и адекватными — Мише аккуратно и точно показывали маршрут пешей прогулки на Кудыкину гору.

лет с восьми Миша Лермонтов пытался взыскать с окружающих внимания и любви.

«Мал ростом, невзрачен, коренаст и косолап, улыбка язвительно недобрая, а ещё он был чрезмерно нервный и похожий на избалованного и злобного ребенка» — описывала 16-летнего Лермонтова 18-летняя Катя Сушкова. Но главная боль-печаль — Варенька Лопухина. Безответная любовь с 14 лет. Лермонтов так и не вырос из своей детской травмы. Фактически, всё что было после — это месть миру за невосторженность Вари Мишиной персоной.

Дотащил он своё эмоциональное увечье аж до последнего дня — горько жаловался влюбленной в него Кате Быховец (Вера Енгалычева) на нелады с Варей Лопухиной. Отличный же план — жаловаться любящей тебя девушке на другую! Надежный, как швейцарский…сыр.

Все попытки друзей отменить дуэль и помирить его с Мартыновым Лермонтов отвергает с упорством истеричного ребенка. Потому что свою судьбу он уже срежиссировал. Для дуэли он надевает багрово-красную сорочку, немыслимую для офицерской униформы.

Помнится, в красное исподнее для своего последнего дефиле по эшафоту нарядилась Мария Стюарт — женщина-стиль и тоже весьма безрассудная дама, умевшая создавать себе проблемы из ничего. Михаил Юрьевич про шотландскую модницу явно читал у Шиллера и прочих — алая рубаха как будто оттуда.

Злодеи тут не ходят!

И да, рубаха таки пригодилась. Дуэль в осеннем лесу получилась странной и нелепой. Мартынов бросает пистолет, вспрыгивает на коня и опрометью скачет сквозь вихрь летящей навстречу листвы — прочь от роли, которую ему навязал пронзительный лирик, неспособный любить и дружить наяву.

В картине Бакурадзе у Мартынова очень доброе и грустное лицо. У записных злодеев таких лиц не бывает. Говорят, на портреты нынешний киновариант весьма похож. В советских фильмах этого несчастного человека предпочитали изображать в дегенератском колорите. Но не получается из Мартынова второго Дантеса. Он не чудовище, он просто в чудовищных обстоятельствах. Злой человек не смог бы столь долго дружить с Лермонтовым. Как «мон-Мишель» этой дружбой распорядился — вопрос только к нему самому.

Послевкусие у фильма сложносочинённое — жалко всех. Как у поэта Лосева: «Пусть нас попрекают сладчайшей слезой. И зайчика жалко, и волка с лисой…».

И Мартынова жалко. И Лермонтова жалко. От него за фильм устаёшь как от непутёвого и токсичного родственника. Но очень по-настоящему устаёшь, как от живого, как от родного. И смерть его «по-всамделишному» ранит своей нелепостью… Чёрт возьми, ну как так-то?!

А ещё там есть суб-финал — ретроспекция уже после дуэли и смерти. Сцена, которая расставляет многие точки над «ё». О причудливой генетике поэзии. О стихах, которые рождаются в странных ситуациях, в душах очень неидеальных людей.

В общем, Бакур Бакурадзе снял очень эмпатичное, с любовью сделанное и реалистичное кино. Очень непохожее на нынешние типичные байопики.

Бакур Бакрадзе снял очень эмпатичное, с любовью сделанное и реалистичное кино. Очень непохожее на нынешние типичные байопики

Единственное чисто художническое допущение, авторская прихоть — замена июля на осень. Как пояснил сам Бакур Бакурадзе на онлайновой встрече со зрителями Новосибирска, летний лес просто «не ложится» на современные цифровые камеры, летняя листва на экране превращается в зелёный хаос. То ли камеры принимают листья за хромакей, то ли просто не осиливают избыток зеленого — в общем, технику «клинит». Осень для операторов более податлива. К тому же, такому сюжету она очень идёт.

Акварельность и созерцательность фильма, наверное, повредят его бойкой прокатной судьбе в сетевых коммерческих мультиплексах — такое с поп-корном и колой не посмотришь. А вот для селективных, эстетских кинотеатров вроде «Победы» и для онлайновых кинотеатров-агрегаторов «Лермонтов» — точно в строку. И он определённо останется в зрительской памяти. Словно тот характерный аромат сжигаемых листьев — пряный и горьковатый.

Ранее редакция сообщала о том, что новосибирская осень становится сезоном кинофестивалей

Фотографии предоставлены кинотеатром «Победа»: официальный пресс-пакет фильма, кинокомпания СТВ (с).

2
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять